Top.Mail.Ru
Флейта

Особенности бансури

Особенности бансури

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание
  2. История
  3. Игра на флейте

Звуки флейты ассоциируются со сказкой, волшебным миром духов и богов. Неудивительно, что этому инструменту часто приписывают множество мистических свойств. Звучание флейты в руках виртуоза способно заворожить слушателя, увлечь его за собой в мир фантазии и грез. Особенно остро такой эффект можно почувствовать во время игры на этнических инструментах, например, индийской флейте бансури.

Описание

Слово bansi переводится с санскрита как обычный бамбук. Поэтому поперечную флейту, которую в древней Индии изготавливали из полых стеблей бамбука или тростника, назвали бансури. Чтобы звучание получалось максимально чистым, для изготовления инструмента выбирались максимально прямые, без конусности и узлов, сухие ровные стебли, в которых при необходимости выравнивались внутренние стенки.

В подготовленном стебле выжигали 6-8 игровых отверстий на верхней стороне и одно или несколько – на нижней, используемых для настройки основного тона. В целом тональность бансури зависит от того, насколько длина готового изделия превосходит его внутренний диаметр.

У классических моделей длина составляет около 30 см, а самые низкие тона дают штучные модели длиной до 80-100 см.

Бансури редко используют в качестве аккомпанемента, чаще всего это сольный музыкальный инструмент. Для игры на современных индийских флейтах используются стандартные приемы, общие для всех духовых инструментов. А чтобы придать музыке этнический колорит, используют не только более низкие лады, но и специальную технику игры с плавными переходами от ноты к ноте, называемую глиссандо.

История

Индийская флейта своей историей тесно связана с буддийской религией, скотоводством и древними традициями пастухов. Бансури, носящая имя «Вену», почитается в Индии как божественная флейта самого Кришны, которая звучала для танца божества с его возлюбленной Радхи и другими юными пастушками. Она запечатлена на многих полотнах буддийской живописи, а предания рассказывают, что игра на ней очаровывала не только прекрасных девушек, но и животных. Именно поэтому чаще всего ее использовали пастухи на выпасе коров.

Панналал Гхош – пандит, живший в 1911-1960 годах, путем множества экспериментов с размерами инструмента смог трансформировать обычный народный инструмент в классический концертный. Для того чтобы получить необычные низкие звуки флейты, концертные модели делают максимальной длины и с большим чем обычно количеством отверстий.

В отличие от других флейт, высота строя бансури определяется не от базовой нижней ноты, а от той, что звучит, если зажать первые три отверстия. Традиционным сопровождением флейты считается игра на табле и танпуре.

Наиболее известными виртуозами игры на бансури считаются Харипрасад Чаурасия, Панналал Гхош, Девендра Мурдешвар и другие индийские музыканты.

Игра на флейте

Как и на любом другом инструменте, на бансури невозможно научиться играть за пару месяцев. Мастера игры обучаются годами и шлифуют свой талант в течение всей жизни. Но для того чтобы новичок игры на духовых инструментах смог сыграть хотя бы самые простые ноты, необходимо знать несколько основных правил.

Извлечение звука

Чтобы извлечь звук из флейты, необходимо подуть в нее через нужное отверстие специальным образом. Многие знают, что если подуть в горлышко бутылки под определенным углом, получится низкий гудящий звук. Так же и с бансури. Через небольшую щель в сложенных губах нужно подать воздух на вдув флейты, чтобы он закрутился внутри ее корпуса, и возникла вибрация. Слабый поток вызовет редкую вибрацию, соответственно, звук будет низким. А резкий быстрый поток – более частая вибрация – переводит звук на вторую октаву, то есть свист станет более высоким и звонким.

Постановка пальцев

Самую важную роль при игре на поперечной флейте играют большие пальцы рук. На них бансури ложится, как на опоры. Остальные пальцы лишь слегка придерживают корпус, чтобы он не заваливался в стороны, а также зажимают то или иное отверстие, чтобы менялась нота.

Ноты

Как и в классической нотной грамоте, у индусов семь основных нот. Тона обычно пишутся с заглавной буквы, а полутона – с прописной. Главное отличие состоит в их буквенном обозначении. Для того чтобы соотнести их с привычным написанием, можно использовать таблицу, размещенную ниже, или специальные аппликатуры.

Кроме самостоятельных тренировок и уроков с наставником, неплохим подспорьем станет просмотр видео и прослушивание аудиотреков признанных мастеров. Это поможет выработать собственную манеру игры и создаст подходящий для занятия настрой.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.