Акустическая гитара

Какими бывают акустические гитары и как их выбрать?

Какими бывают акустические гитары и как их выбрать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История
  3. Особенности звучания
  4. Чем отличаются от электрогитар?
  5. Обзор видов
  6. Варианты дизайна
  7. Популярные модели
  8. Запчасти и аксессуары
  9. Как выбрать?
  10. Как подключить?
  11. Как играть?

Дружеские посиделки, вечера у костра, концерты музыкантов самых разных жанров. Акустическая гитара звучит практически везде. Появившись в своем нынешнем виде относительно недавно, она успела стать одним из тех инструментов, которые мы слышим чаще всего. Не удивительно, что игру именно на ней часто решаются освоить даже те люди, кто раньше был далек от музыки. Как выбрать свою первую акустику, какое у инструмента строение, какими гитары бывают, как начать играть – расскажем ниже.

Что это такое?

Начнем с описания устройства гитары. Она состоит из корпуса, грифа и головы.

Корпус – ключевая составная часть гитары, от конструкции и материала которой напрямую зависит звучание. Сам корпус устроен следующим образом:

  • нижняя (задняя) дека – оборотная сторона инструмента;
  • верхняя дека (топ) – важнейшая часть корпуса, элемент передающий звук от струн в окружающую среду;
  • бридж (подставка) – пластина, обычно – деревянная, придающая жесткость корпусу;
  • обечайка – соединяющая деки часть, резонатор и проводник, придающий объем звуку;
  • голосник (резонаторное отверстие) – отверстие в корпусе, благодаря которому гитара резонирует и высвобождает из своих глубин звук.

Гриф – часть гитары, на которой происходит натяжение струн, отладка строя и игра левой рукой. Объединяет в себе:

  • насадку на гриф – деревянное покрытие рабочей части;
  • ладовые порожки – пластинки служащие для разделения ладов;
  • маркеры ладов – отметки, облегчающие ориентацию между основными ладами;
  • пятку – соединяющую гриф с корпусом деталь, расположенную обычно между 12 и 14 ладами;
  • верхний порожек – пластинку из кости или пластика, служит для установки и фиксации струн.

Голова представляет собой верхушку грифа, на которой расположена колковая механика – система шестерней, закрепленных с 2-х сторон грифа металлическими пластинами, и предназначенная для крепления и натяжения струн.

История

Корни акустической гитары тянутся из XIII века, а уже в начале XIV ее предки стали самыми популярными музыкальными инструментами.

Гитара претерпела массу изменений и выглядеть привычным для нас образом начала относительно недавно – где-то в XIX веке.

Ближайшего родственника акустики – классическую гитару – разработал во второй половине XIX века Антонио де Торрес Хурадо, испанский создатель музыкальных инструментов, усовершенствовавший верхнюю деку гитары.

Особенности звучания

Начнем разговор об акустической гитаре с того, что разберемся, как именно она рождает звук.

Все дело в резонансе. Струны гитары при игре начинают вибрировать, колебания передаются корпусу инструмента, появляется звук, выходящий из отверстия в верхней деке.

Стоит заметить, что не все, что мы привыкли называть акустической гитарой, ею является. Акустическая гитара (вестерн-гитара, эстрадная гитара) очень похожа на гитару классическую (концертную). Это не удивительно. Несмотря на существенные различия, на взгляд новичка классика и акустика выглядят почти идентично, такой заметной визуально разницы как с электрогитарой тут нет.

Классическая гитара появилась первой. Её гриф шире, чем у «акустики», ширина верхнего порожка около 52 мм. При этом корпус «классики» меньше. Такая гитара используется исключительно с нейлоновыми струнами, ее корпус не рассчитан на нагрузку, возникающую при игре на металлических. В связи с этим классическая гитара требует подстройки чаще, чем «акустика».

Звук классической гитары мягче, бархатнее и, что важно, слабее. Именно в связи с последней особенностью появилась акустическая вариация – «классику» было не слышно на джазовых и блюзовых выступлениях за духовыми, пианино и т. д. Звучание акустики ярче, насыщенней. Если «классика» рассчитана на игру пальцами, то «акустика» подходит для работы с медиатором, что открывает простор для комбинации различных техник игры.

Если вы выбираете свою первую гитару или инструмент для обучения ребенку, то стоит присмотреться к классическим гитарам – на них играть физически легче, проще разрабатывать посадку и хват. Но не забывайте про разницу в звучании. Нужен плотный ритм и мощный звук – начните сразу с акустического варианта.

Чем отличаются от электрогитар?

Акустическая и электрогитара отличаются практически во всем. Но основное отличие – это принцип извлечения звука. Если в акустике звук щипка усиливается корпусом гитары, то в электрической гитаре звук усиливает звукосниматель. Сам корпус электрогитары, не имеющий полости, изготовленный обычно из цельного куска дерева, не предназначен для создания резонанса. Когда по струне электрогитары ударяют, колебания ловит катушка звукоснимателя. Они преобразовываются в электрический сигнал и проходят сначала до усилителя, а потом – к динамикам.

Инструменты предназначены для разной техники игры. Различается эстетика их звучания.

Поэтому учиться следует на той гитаре, на которой вы планируете играть в дальнейшем.

Обзор видов

Есть несколько классификаций гитар, основанных на разных признаках. Пройдемся по основным.

По типу корпуса

Форма корпуса крайне важна для гитары, так как именно корпус, играющий роль резонатора, влияет на тембр звучания. Стоит назвать 7 основных типов:

  • dreadnought – один из популярнейших форматов корпуса акустических гитар, большой, тяжелый – он дарит гитаре громкое, насыщенное, яркое звучание, с активными низкими частотами;
  • jumbo – самый крупный из описываемых корпусов, обладает округлыми формами и тонкой «талией», из-за своего размера не подходит для юных музыкантов и людей с миниатюрным телосложением, имеет сильное, громкое звучание;
  • concert и grand concert – существенно меньше jumbo и dreadnought, звучит мягче, в варианте grand concert – с укороченной мензурой, иногда – с соединением корпуса с грифом на 12-м ладу, подходит для концертов и работы в студии;
  • auditorium (orchestra) и grand auditorium – чуть меньше и тише dreadnought, grand auditorium немногим больше обычного, с более ярким звучанием, оба варианта обладают сбалансированной частотностью, универсальные форматы как для соло, так и для групповых партий;
  • parlor – довольно миниатюрные гитары с широким грифом, мягкий тембр, преобладают средние частоты, а низы отходят на второй план;
  • folk – небольшие гитары с узким грифом, удобные, но тихие, отличный вариант на период обучения;
  • travel – гитары для путешествий, самые маленькие, за счет размеров корпуса, звук довольно тихий, но со своим прямым назначением такой формат справляется отлично.

Отдельно стоит заметить, что большую часть этих корпусов реально найти в формате cutaway – с имеющим вырез грифом. Такой корпус упрощает доступ к верхним позициям.

По материалу

Не меньшее, чем формат корпуса, влияние на звук оказывает материал, из которого гитара изготовлена. Лучшим вариантом, конечно, будет гитара из массива – он дарит гитаре самое глубокое, объемное звучание. Другое дело, что такие модели сложнее в изготовлении и, соответственно, дороже. Поэтому многие акустические гитары делаются из музыкальной фанеры, шпона или ламината. Модели с ламинированными элементами тоже не лишены своих плюсов. Они дешевле, имеют лучшие показатели устойчивости к перепадам температуры.

Возвращаясь к массиву, важно различать инструменты из твердых и мягких пород. Первые (клён, махагони, палисандр, коа) – плотнее и тяжелее. Обычно они применяются при создании обечайки и нижней деки. Мягкие породы (ель, кедр) – легче, эластичнее.

Из них изготавливается чаще всего верхняя дека.

Пройдемся по основным сортам древесины, применяемым при изготовлении гитар:

  • клён – передает чистое, неокрашенное звучание;
  • махагони (оно же – красное дерево), из него изготавливают гитарных грифы, обечайки, нижние деки, а иногда гитары целиком;
  • палисандр – еще один популярный материал для грифов, дает чистый звук, богатые обертоны;
  • коа – достаточно редкий вариант, придающий гитаре сбалансированное звучание с красивыми средними частотами;
  • ель – самый частый материал для верхней деки, легкий, прочный, отлично резонирующий, с ярким звучанием;
  • кедр – привносит в звучание гитары теплоту, глубину, в тембре превалирует середина.

По размеру

Важно обращать внимание на ширину грифа, отличающуюся в зависимости от формата корпуса. Среднее значение у этого показателя – 43 мм у верхнего порожка, диапазон может колебаться в пределах 41-48 мм. Для игры без медиатора лучше выбрать гитару с широким грифом.

Прогиб грифа может регулироваться, если модель оснащена анкерным стержнем. Эта опция незаменима, когда на гитару часто воздействуют перепады влажности, ведущие к деформации грифа.

По количеству струн

И, конечно, гитары различаются по числу струн.

  • Двенадцатиструнная гитара обладает шестью парами струн. Настраиваются они чаще всего в октаву, классическим строем или в унисон. Обычно 2 верхние пары – в унисон, остальные – в октаву. Двенадцать струн хороши для рока, фолка или бардовской песни. Играть лучше медиатором. Не подходит для начинающих.
  • Семиструнная гитара – русское изобретение, появившееся в конце XVIII века. В XIX веке благодаря цыганам-кочевникам пришло в Бразилию, где неплохо прижилось. Сейчас семиструнная гитара используется редко, в основном – при исполнении русской и советской музыки XVIII века – первой половины XX.
  • 6-струнная гитара – самый популярный сейчас вариант. По большей части речь в статье пойдет именно о вариантах с 6 струнами.
  • Четырьмя струнами чаще всего оснащаются бас-гитары, теноровые гитары. Также четырьмя струнами обладает укулеле – миниатюрный «родственник» гитары, получивший сейчас неожиданную популярность.

Этими вариантами количество струн на гитаре не ограничено. Струны могут добавляться для расширения диапазона, удваиваться или утраиваться.

Так что бас-гитары с 24 струнами не должны вас удивлять.

Варианты дизайна

Возможно, вы привыкли видеть простые акустические гитары, цвета натурального дерева, чаще всего – светлые. Так вот – это лишь один из множества вариантов дизайна акустики. Гитара может быть практически любого цвета: белая (Fender Malibu Player ARG), черная (Fender FA-125 Black), фиолетовая (Adams W-4101 EP), синяя (Fender Redondo Player BLB), красная (Flight F-230C WR) и т. д. Да и внешний вид моделей, сохраняющих цвет натурального дерева, может существенно различаться из-за сортов древесины.

Инструмент может быть матовым или иметь легкий лаковый блеск. Добавить индивидуальности инструменту помогут всевозможные стикеры, которых сейчас в продаже великое множество.

Популярные модели

При выборе гитары всегда встает вопрос – на какой марке остановиться. Ibanez, Yamaha, Fender – у меломанов эти названия на слуху, но при выборе собственной первой гитары возникает легкий ступор.

Вот несколько популярных моделей, к которым стоит присмотреться в первую очередь.

  • Epiphone DR-100, Ценовой диапазон – 12-17 тыс. рублей, корпус – dreadnought, гриф изготовлен из красного дерева (махагон) с палисандровыми накладками, верхняя дека – ель, корпус – махагон. Качественный инструмент начального уровня, удобный, надежный, с хорошо сбалансированным звучанием.
  • Fender FA-125. Ценовой диапазон – 15-17 тыс. рублей, корпус – dreadnought, гриф – красное дерево (нато) с накладками из палисандра, топ – ель, корпус – липа. Шестиструнная гитара, сочетающая в себе красивый тон и узнаваемый изысканный дизайн Fender. Подходит для исполнения музыки едва ли не всех жанров.
  • Yamaha FG800. Ценовой диапазон – 18-22 тыс. рублей, корпус – dreadnought, гриф – красное дерево (нато) с накладками из палисандра или ореха, верхняя дека – ель, нижняя дека, обечайка – нато. «И в пир, и в мир» – гитара-бестселлер с богатым диапазоном нижних частот, подходящая и для студии, и для живых выступлений. Впрочем, на последних против исполнителя может сыграть отсутствие звукоснимателя.
  • Gibson J-200 Standard. Ценовой диапазон – около 300 тыс. рублей, корпус: – dreadnought/jumbo, гриф – 2 слоя клёна, накладка из палисандра, верхняя дека – ситхинская ель, нижняя дека, обечайка – клён, электроника – звукосниматель и система предварительного усиления L. R. Baggs Anthem. Приведем эту модель как пример элитного инструмента.

Новичку такая гитара ни к чему, а вот опытного музыканта она порадует ярким верхним регистром, отличной громкостью и высочайшим качеством как сборки, так и электронного оснащения.

Запчасти и аксессуары

Самим инструментом арсенал гитариста не ограничивается. В него входит еще значительное количество различных аксессуаров, дополнительных деталей и необходимых запчастей – от запасных струн и колодок до микрофонов, стоек, темброблоков и всевозможных кабелей.

Чехол для гитары

Если чехол не шел в комплекте с гитарой, то он должен стать вашей второй, после нее, покупкой. Чехол – это не только способ защитить гитару от пыли, облегчить ее переноску. Это – ее защита от опасного воздействия влажности и перепадов температуры. Чехлы бывают:

  • жесткие – обеспечивают максимальную защиту от внешних воздействий, но имеют большой вес, лучший вариант для транспортировки инструмента;
  • полужесткие – мягкие чехлы с защитной подкладкой, легче жестких, хороши для защиты гитары зимой;
  • мягкие – самые легкие и дешевые чехлы, защищают от пыли и прямого воздействия солнечных лучей, подходят для хранения гитары дома.

Ремень

Мелочь, защищающая гитару от падения и предоставляющая возможность играть стоя. При выборе стоит обратить внимание на длину (ремень должен подходить для вашего роста), ширину (слишком узкие ремни могут натирать) и материал. Идеальный вариант – кожаный ремень, но на первое время подойдет и обычный синтетический.

Медиаторы

Вот тут нужно быть максимально осторожным и внимательным при выборе. И не скромничать, покупая медиаторы по одному, – они теряются так часто, что запас должен быть всегда.

Различаются медиаторы по толщине, материалу и форме.

Материалы изготовления:

  • металл – обладает узнаваемым звучанием, на постоянной основе используется редко;
  • тортекс – самый частый вариант, оптимальный баланс между гладкостью и шероховатостью, служат долго;
  • дэрлин – чуть более гладкий, чем тортекс, вариант, гибок, хорош для быстрой игры;
  • нейлон – популярный вариант для игры на акустике, приятен тактильно, но обладает одним значительным недостатком – хрупкостью;
  • целлулоид – самый дешевый материал медиаторов, достаточно универсален, но служит недолго;
  • дерево – дает очень интересное звучание, но недолго служит.

Помимо этого, можно найти медиаторы из черепахового панциря и его заменителей, стекла, кокосового ореха, натурального камня и т. д. Подобрать идеальный можно лишь методом проб и ошибок.

Форма медиатора:

  • standard shape – самая универсальная, базовая форма, с которой лучше всего начать;
  • triangle – треугольные медиаторы, удобны тем, что играть можно любой стороной;
  • pointy, jazz, teardrop – вариации каплевидных медиаторов, помогают добавить игре яркости и динамики.

Если к названию добавляется приставка sharp, значит, медиатор имеет заостренный кончик. Такой вариант добавляет яркости, но для новичков не подходит.

Что до толщины, то для акустики оптимальной величиной будет 0,4-0,5 мм.

Заглушка

Необходима для гитар с электроусилением. Устанавливается в розетку инструмента и изолирует звукосниматель от посторонних звуков.

Тюнер

Необходимый для настройки акустической гитары инструмент.

Метроном

Поможет разработать чувство ритма и улучшить координацию рук.

Звукосниматель

Помогает вывести звук с гитары на компьютер, колонки или усилитель. Различают два варианта.

  • С магнитоэлектрическим датчиком. Такие звукосниматели работают аналогично звукоснимателям электрогитар. Разница – в диапазоне частот. Важно помнить, что звукосниматель от электрогитары не подойдет для акустики, а работать такие модели будут только на инструменте с металлическими струнами. Крепятся они просто – в резонаторное отверстие верхней деки. Беда в том, что такие звукосниматели сильно изменяют звучание.
  • С пьезодатчиком. Появились в 70-е годы прошлого века. Пьезодатчик преобразует колебания струны в электросигнал благодаря пьезокристаллу. Звук остается глубоким, чистым и натуральным. Могут быть врезными (установку таких лучше доверить профессионалу) или накладными.

Внутренний микрофон

Еще один инструмент для подзвучки гитары. Редко используется отдельно, т. к. не дает равномерного звучания, зато отлично работают вместе с пьезоэлектроникой.

Как выбрать?

Итак, мы прошлись по основным видам, характеристикам и маркам акустических гитар. Осталось правильно сделать итоговый выбор.

  • Решите, что именно вы хотите играть и как – соло или в группе. Да, это может измениться, но лучше сразу начинать учиться на инструменте, подходящем вам по тембру и стилю. Посмотрите на чем играют ваши любимые музыканты, изучите их излюбленные модели. Вполне возможно, что это окажется вариант, приемлемый по цене. А если нет, то вам будет проще найти что-то близкое в доступном ценовом диапазоне с желаемыми характеристиками.
  • Не пытайтесь сэкономить или сразу приобрести элитный инструмент. Присмотритесь к образцам среднего ценового сегмента, там достаточно качественных моделей.
  • Обратите внимание на то, насколько инструмент большой и сколько он весит. Играть на гитаре, которую вы с трудом удерживаете, будет проблемно.
  • Решите, нужна ли вам с самого начала модель со звукоснимателем и возможностью подключения к различной аппаратуре. Возможно, на первых парах эти опции будут лишними.
  • Если вы левша, возможно, стоит поискать леворукий вариант. Ведь играть на перевернутой обычной будет куда сложнее из-за обратного порядка струн. Тем более это невозможно в моделях с асимметричным корпусом.

А леворукая гитара уже не такая редкость.

Как подключить?

Первый вопрос, на который нужно дать ответ, собираясь подключить акустику к усилителю, компьютеру или к колонкам – есть ли на гитаре звукосниматель. Если он отсутствует – увы и ах, необходимо сначала его приобрести. Или использовать для снятия звука и передачи его на компьютер внешний микрофон. Но будьте готовы, что пострадает итоговое качество звучания.

Если звукосниматель присутствует, то все становится гораздо проще. Мануал по подключению может незначительно различаться у разных моделей, но если вы когда-нибудь подключали новое звуковое устройство к компьютеру, проблем возникнуть не должно, разве что потребуется переходник и недолгая возня с настройками эквалайзера.

Что до усилителя, то усилители для акустических гитар отличаются от собратьев, используемых с электрогитарами, хоть и работают по одному принципу. Все дело в звучании. Хороший усилитель будет обладать продуманным эквалайзером и функцией подключения к акустической системе, что здорово облегчит вашу жизнь. Обратите на это внимание.

Как играть?

Учиться самому или обратиться к профессионалу – это зависит от того, какие цели вы для себя ставите. Если вы не метите на профессиональную сцену, а хотите просто радовать игрой себя и друзей, можно попытаться освоить инструмент по мастер-классам из интернета. Если же для вас важно разобраться в тонкостях звучания, понять, как меняется звук в зависимости от инструмента, медиатора, даже формы ногтей, лучше найти себе учителя или пойти на курсы. Да, эти знания можно наработать самостоятельно, но времени и сил у вас уйдет существенно больше.

Начинать учиться играть лучше на нейлоновых или самых тонких металлических струнах. Не пытайтесь сразу браться за сложные композиции или осваивать мелодии с наскока. Поэтапность, вдумчивость – то, без чего не обойтись в процессе обучения. Занимайтесь лучше короткими, но частыми подходами. Так мозгу будет проще переварить информацию. И не играйте на первых порах через боль!

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.