Перед начинающим музыкантом порой возникает дилемма, какой инструмент выбрать, и гитара не исключение. Два основных вида – классическая и акустическая – обладают различными характеристиками в некоторых аспектах. Знание этих особенностей, сравнение характеристик помогут определиться с выбором, когда возникнет необходимость такой покупки.
Технические отличия
Считается, что все щипковые музыкальные инструменты имеют общего библейского предка — шумеро-вавилонский кинор, и лишь позже началось разделение по видам: Древний Египет – набла, цитра, нефер, Индия – ситар, Древняя Русь – гусли, Древний Рим – китара, у древних скифов была кифара. Можно упомянуть арфы, лютни, танбуры и т. д. Однако современную форму инструмент приобрел благодаря испанскому мастеру по изготовлению гитар Антонио Торресу.
Начинающий гитарист должен знать различия между классической гитарой и акустической, начиная от технических и заканчивая звуковыми параметрами, чтобы определить подходящий вариант.
Одно из отличий заключается во внешнем виде — классика выглядит более округлой из-за сравнительно небольшого барабана.
Акустический инструмент
Можно смело утверждать, что акустика – это модифицированная классика. Металлические струны вкупе с голосником делают звук более резким, звонким и сильным. Характерные каркающие и дребезжащие звуковые оттенки стиля кантри сделались мягче за счет конструктивных особенностей барабана. Увеличенный корпус, внешние изменения в нем и резонаторной коробке дополнили звук металлических струн глубиной и бархатистостью, а вот если заменить их нейлоновыми, то появляется классическое звучание. Однако не существует пределов в достижении совершенства, и талантливые мастера продолжили и продолжают по сей день работу над великим творением человеческих рук.
В результате симбиотического слияния электрогитары и акустического инструмента мир познакомился еще с двумя классификациями, позволившим существенно расширить аудиторию поклонников звучания гитары.
- Электроакустическая гитара. Это модель с внесенными акустическими дополнениями, такими как: система подзвучки, пьезозвукосниматель, активный преамп и конденсаторный микрофон, хотя внешних отличий не так заметно. Магнитные звукосниматели, отвечающие за длительность подачи звука, подарили возможность художественных трансформаций на передней части корпуса, причем верхняя и нижняя части могут быть асимметричными.
- Полуакустический вариант – это гитара без звукоснимателей, звук не получает предварительного очищения, он напрямую поступает на динамик. В этом случае чистота звучания полностью отдана на откуп мастерству звукооператора, его художественному чутью и опыту. Именно он отвечает за вывод звука с микрофона на высокие, средние и низкие частоты динамика.
Особенности и свойства заключаются в длине инструмента, которая сказывается на натяжении струн, а, следовательно, и на их звучании:
- более крупные габариты;
- анкерная вставка проложена через весь гриф;
- округлая форма деки у грифа сглажена сильнее;
- более 19 ладов и усиленный держатель струн, установленный на корпусе.
Колки на полуакустике сгруппированы по 3 шт. и могут обладать абсолютной независимостью. Модель предназначена для сольного и аккомпанирующего выступлений, а ее преимущество — живой звук.
Классическая гитара
На классику можно установить толстые металлические струны, если обеспечить усиление держателя на деке. Подобный прием дает более громкий звук, но из-за формы резонаторной коробки не гарантирует объема, характерного для акустической гитары. При этом музыкант добивается сухого или ненасыщенного звучания, более обтекаемого или удаленного — все зависит от способа извлекать звуки, которым он пользуется в тот или иной момент.
Особенные свойства инструмента заключаются ещё в форме и размере, влияющих на длину струны, а также:
- нейлоновые струны;
- 19 ладов и тройные колки с двух сторон.
Еще одной особенностью является разделительный порожек на стыке грифа и барабана между 12 и 13 ладами.
Конструктивные и звуковые различия между классикой и акустикой
Несмотря на то что способы извлечения звуков во многом схожи, так же, как строй и постановка руки, основное отличие – это широта диапазона. Тенденция последней такова, что классика чаще используется в обучении игре на гитаре, акустика же востребована в сценической сфере.
Конструктивные различия:
- у акустики струны характеризуются бо́льшей рабочей поверхностью;
- размер площади соединения деки с грифом и кузовом обладает вариативностью путем увеличения грифа или сокращения расстояния между порожком, классика в этом случае остается неизменной;
- корпус стандартного варианта несколько меньше, а ширина грифа больше, благодаря чему на нем легче играть.
Как правило, для взрослого музыканта особой разницы нет между акустикой и классикой, за исключением того, что для концертов предпочтение они отдают именно первому варианту. Стандартная гитара удобнее для начинающего музыканта, только постигающего азы искусства игры на этом инструменте. После того как его руки будут безошибочно справляться с 19 ладами на мягких струнах, можно перейти к освоению акустической гитары, открывающей более широкие возможности для звукового ряда.
Для изготовления концертного (акустического) инструмента используют различные породы дерева:
- ситхинская, энгельмана, красная ели и кедр;
- красное дерево или энтандрофрагма цилиндрическая (сапеле);
- палисандр, клен, орех, вишня, а также редко используемые черное дерево макассар, тасманское черное дерево и акация коа.
Разновидности древесины для изготовления классического инструмента:
- кедр и ели различных сортов;
- акация коа, кокоболо, энтандрофрагма цилиндрическая (сапеле), палисандр, клен и красное дерево.
Именно эти различия оказывают влияние на характер звучания, как и набор струн. Например, мягкие нейлоновые комплекты идеально подходят для классического типа. Как говорил М. И. Глинка, звучание классической гитары словно продолжение тишины. Металлическая струна дает «длинный» и звонкий звук и является принадлежностью акустики. Струны из металла появились намного раньше нейлоновых аналогов, но позже волосяных и сделанных из овечьих кишок.
Вид струны отвечает за резонанс с корпусом, поэтому звучание акустики отличается мощностью, громкостью и плотностью, на сленге музыкантов — «мясистый» звук. Тому виной струны с внешней оплеткой из металла в различном сочетании:
- так называемые серебряные струны, чья серебристо-серая обмотка выполнена из стали или никель-стали, дающие яркое и отчетливое звучание;
- фосфор-бронза отличается густым и бархатным звуком, насыщенными басами, но не в состоянии достигать четкости на высоких частотах, их оплетка обладает бронзово-оранжевыми оттенками;
- бронза-олово — оптимальный набор качеств относительно работы на высоких и низких частотах, подобные струны пользуются наибольшим признанием в среде профессионалов, окрашены в золотисто-желтые тона.
Кроме того, вставка под голосником у деки акустической гитары выполнена из плотной элитной древесины, в то время как для бюджетной классики (за исключением профессиональных концертных вариантов) используют недорогие хвойные породы. Это дает возможность узнать акустическое звучание, отличное от классического образца.
Разница в игре
Отличия в звуковом ряду между моделями заключаются в нескольких параметрах. Знания этих нюансов, их описание простыми словами помогут сделать выбор между обычным и концертным вариантами, понять разницу в музыке и звуке, отличить даже на слух акустику от классики.
Способы
Каждый вид инструмента предполагает оригинальную технику исполнения. К примеру, эстрадные ритмы почти всегда исполняются с медиатором, что позволяет извлекать более четкие и громкие звуки из металлической струны. Иногда он нужен при особых техниках, когда достичь качественного музыкального ряда пальцами довольно сложно — хаотическое и ритмическое тремоло. Фингерстайл с перкуссионными постукиваниями по корпусу играют пальцами, фламенко и цыганские мотивы используют технику типа расгеадо и боя, однако они зачастую требуют специальных моделей с укрепленной декой.
Еще один способ игры — пиццикато, когда звуки извлекаются кончиками пальцев. Перебор – усиленный нажим большим пальцем на бас, тогда как остальные звуки аккорда извлекают подцепом струны снизу. Иногда используют щипки двумя пальцами, например: фажолет и перебор правой рукой, срыв и глиссандо — пальцами левой руки. Интересно, что наиболее громкий звук удается извлечь боем, это самая распространенная, «дворовая» техника, так называемая восьмерка. Самая распространенная методика игры — пальцевая, она подходит для классической гитары.
Акустический инструмент позволяет использовать самые различные комбинации и сочетания стилей, а также технику подтяжки струн.
Звучание и громкость
Классическая гитара известна своими теплыми, мягкими звуками, не зря именно на ней исполняли и исполняют композиции в камерных залах. Из-за этой особенности она не в состоянии достичь большо́й громкости. Акустический дредноут, напротив, звучит резко, с металлом в саунде и громкостью. Также чистота звука и его громкость зависят от качества деки и материала, из которого сделан барабан, состояния грифа, устойчивости порожков, способа извлечения звуков и качества струн.
Отсутствие Гольпеадора
Речь идет о специальной вставке-пластине, расположенной на верхней деке, чья роль сводится к защите акустического инструмента от царапин, вмятин, сколов и пробоев. Ведь именно на нем добиваются более экспрессивного звучания, используют медиатор, которым задевают деку во время боя. На классику гольпеадор не ставят, если только нет на то желания владельца. Используют гольпеадор и на фламенковых разновидностях.
Посадка и приспособления
Для классической гитары крайне важно расположение инструмента относительно тела: корпус на левой ноге, гриф приподнят под углом 45º. Зачастую музыканты используют специальную подставку, чтобы обеспечить ноге надежную опору и устойчивость. Для эстрадников нет подобных рамок, они могут просто положить инструмент так, как им удобно, и играть без опоры.
Держание строя
Здесь отличается акустика — корпус, пружинная система и струны в металлической обмотке обеспечили возможность долго держать строй, тогда как стандарту недоступны подобные показатели.
Игра медиатором
Подобный способ извлечения звуков возможен только на эстрадном инструменте. Смысла применять его на классике нет, поскольку такая гитара в принципе не приспособлена для звонкой или громкой игры, а плектры неэффективны на нейлоне.
Применимость в стилях
Классический вариант пригоден для исполнения таких музыкальных стилей, как:
- барокко, классицизм, неоклассицизм;
- романсы и цыганская музыка, а также фламенко, самба, босса нова.
На акустической исполняют кантри, рок-н-ролл, блюз и блюграсс, поп и поп-рок…
Что лучше выбрать начинающим?
Профессиональные или просто опытные музыканты советуют определиться со стилем игры прежде, чем выбирать инструмент. Кроме перечисленных особенностей и отличий, есть еще несколько нюансов, способных облегчить выбор для новичка. У акустики тоньше гриф, и для многих это плюс на первоначальном этапе, однако металлические струны режут пальцы. Порой для начинающих это становится непреодолимой преградой. Стандарт нуждается в более частом настрое, поскольку у него «плывет» строй, но он идеален для исполнения романтической и латинской музыки.
Какую именно брать — решают исходя не только из особенностей гитары, но и на основе характера, желаний будущего музыканта.