Для развития многих полезных навыков в детской программе обучения начиная с детского садика вводятся уроки аппликаций. На занятиях дети учатся работать с простыми инструментами и материалами, такими как ножницы, клей, цветная бумага, подручные материалы для поделок. Творческий процесс, связанный с практическим применением, помогает развивать мелкую моторику, координацию, внимание и помогает знакомству с окружающим миром.
Как сделать овощи на грядке?
Методики обучения детей приемам работы с аппликациями на тему «Овощи» предлагают несколько способов. Одним из них является изображение съедобных плодов, растущих в земле, на огороде. Во время выполнения этого задания дети узнают, какие корнеплоды растут на грядках, учатся вырезать симметричные детали растений, складывая пополам фрагменты из цветной бумаги. Так же полезно будет научиться собирать разные овощи из вырезанных элементов разных цветов, например, оранжевый низ моркови и ее зеленая надземная часть.
С младшими детьми можно начинать с изображения одного растения на листе бумаги, разделенного разными цветами на два поля. Низ может быть коричневого цвета – это будет подземная часть грядки, где растут корнеплоды. Верх остается белого цвета или голубого – небесного. Затем можно сложить кусочек оранжевой бумаги пополам, и нарисовать на одной стороне половину моркови, вырезав сразу весь корнеплод по этой линии. Овощ приклеивается на темном, подземном фоне, чтобы верхушка касалась его верхней границы. На светлом фоне остается приклеить вырезанную из зеленой бумаги ту часть овоща, которая растет над землей.
Выполняя более сложную работу, таким же способом можно сделать аппликацию, изображающую огород, на котором растут в ряд разные виды корнеплодов и других овощей.
Изготовление овощей в разных емкостях
Продукты дома могут находиться в самых разных емкостях, в которых дети могут их изображать под руководством старших. Такие аппликации можно делать своими руками во время тематических занятий на темы: «Золотая осень», «Урожай», «Кладовая природы» или «Витамины с грядки».
В тарелке
Шаблон продолговатого блюда или круглой тарелки можно заготовить заранее, предложив всей группе одинаковую основу, на которой каждый ребенок сможет расположить вырезанные им разные овощи в произвольной композиции. Детям следует предложить рисунки разных корнеплодов, чтобы они могли лучше ознакомиться с их формой, цветом и размером. Для каждого овоща ребенок берет бумагу подходящего цвета и рисует на ней половину растения, а затем по полученной линии вырезает весь овощ. Чтобы сделать объемные фигуры, нужно по первой вырезанной детали плода обвести и получить еще две таких же. Затем склеить два кусочка бумаги только с одной стороны, чтобы другая осталась свободной, по краям которой надо вклеить третий фрагмент. Получаются трехгранные, объемные огурцы и помидоры, которые лежат на тарелке.
В банке
В домашних условиях дети часто видят овощи в виде солений и маринадов, которые хранятся в прозрачных банках. Контур стеклянной емкости, заготовленный заранее старшими, дети могут наполнять вырезанными красными помидорами и перцами, зелеными огурцами или салатовыми патиссонами. Ребята постарше могут дополнить овощную тему солений нарезанными кружками моркови и веточками зелени.
В корзине
Настоящим украшением детской комнаты может стать аппликация с изображением овощей, лежащих в корзине. Оригинальным может стать процесс изготовления самой плетеной тары, которую можно сделать не только из цветной бумаги, но и из природных материалов или круглых полосок пластилина, прикрепленных к плотному картону. Корзинку можно сделать из приклеенных половинок орехов, нарезанных на полоски кусочков бересты, толстой шерстяной пряжи и других подручных материалов.
Овощи можно также сделать из подходящих по форме камешков, листиков деревьев или смятых шариков из салфеток. Наклеенная композиция раскрашивается после высыхания клея.
В вазе
Более нарядной и наглядной может стать композиция из овощей, уложенных в красивую вазу. Для этого используется особая, гофрированная бумага, обрывная аппликация из кусочков бумаги разных оттенков, а также разноцветных салфеток. Изображения овощей в вазе можно выполнить из лоскутков ткани, наклеенных на плотную основу. Фактура различных материалов, правильно подобранных по цвету, может оригинально передать особенности корнеплодов и растущих на грядках продуктов питания.
В кастрюле
Укладывая вырезанные фигурки овощей в подготовленные воспитателем шаблоны кастрюли, дети учатся основным практическим навыкам обращения с различными продуктами. А также одновременно происходит обучение вырезанию симметричных объемов моркови, свеклы, лука и других корнеплодов, которые варят в кастрюле целиком. Можно расширить разнообразие продуктов, собранных в кастрюле, поставив задачу сделать аппликацию на тему овощей, из которых обычно варят первые блюда. Например, для борща в кастрюлю надо положить лук, морковь, капусту, помидоры и свеклу. В этом случае ребенку надо привлечь свои представления и фантазию из разных областей знаний об окружающем мире. Можно превратить такое задание в коллективную работу, когда одно большое изображение кастрюли дети заполнят своими изображениями разных овощей из цветной бумаги.
На круглом подносе
Красивый поднос можно сделать из темного картона, обклеенного более светлой бумагой с вырезанными в ней ажурными узорами. Такое задание будет более сложным и рассчитанным на детей старшей возрастной группы садика или учеников младших классов. В качестве основы для подноса можно использовать одноразовую посуду из пластика или плотной бумаги. На ней можно разложить овощи из пластилина. А также фигурки на плотном куске картона делаются из наклеенных семян или камушков, которые затем раскрашиваются в нужные цвета.
В ящике
Посещая продовольственные магазины вместе с родителями, дети могут видеть хранящиеся в ящиках овощи. Во время уроков они применяют и закрепляют полученный опыт. Таким окажется задание сделать аппликацию из собранного в ящике урожая овощных плодов с листьями. Ящик можно сделать из нарезанных полосок цветной бумаги или картона, а на его фоне наклеить изображения разных овощей.
Интересно также сделать работу в другом порядке: сначала наклеить овощи из цветной бумаги или лоскутков ткани, а поверх них прикрепить решетчатую структуру ящика из полосок картона или шнурка.
Особенности работы с детьми разного возраста
Начинать знакомить детей с названиями и внешним видом овощных продуктов можно с раннего возраста. Для этого надо в легкой, игровой форме, интересной для малышей, показывать, как можно сделать из цветной бумаги, наклеенной на кусочек картона, овощ, похожий на настоящий. Одновременно ребенок, которому еще не исполнилось 3 года, учится запоминать название каждого растения, а также узнавать его в быту и на картинках.
Детки в возрасте 4-5 лет (+6) могут участвовать в создании простых аппликаций. Родителям и воспитателям лучше для начала выбирать самые распространенные овощи, легко узнаваемые детьми, и предлагать на первых занятиях работать с шаблонами. Сам корнеплод можно помочь сделать ребенку, а он приклеит его на подготовленную грядку и дорисует зеленые хвостики. Интересной может оказаться работа с пушистыми ватными дисками, из которых можно вырезать разные фигурки и приклеивать их на плотную основу, вырезанную в виде тарелки или подноса. Хорошо развивает детскую фантазию работа с пластилином в детском саду, когда объемную аппликацию можно собрать на основе из одноразовой посуды.
Дети школьного возраста изготавливают красивые композиции аппликаций из овощей, уложенных в вазу или корзину.
Для изготовления заданий на тему аппликации из овощей в школу дети могут делать объемные фигурки продуктов из составных элементов цветной бумаги. Хорошо подходят для этой цели скомканные кусочки салфеток, наклеенные, а затем раскрашенные. Широко применяются лоскутки материи разного цвета и фактуры.
Дети школьного возраста изготавливают красивые композиции аппликаций из овощей, уложенных в вазу или корзину.
О том, как сделать аппликацию «весёлые овощи», смотрите в следующем видео.