В народе сувель березы называют древесной костью. Это необычное природное образование особенно ценят мастера, которые пускают материал на самые разные изделия, в основном декоративные.
Описание
Березовый сувель (иногда говорят свиль) – не что иное, как округлый нарост, который можно найти на стволах березы. Растет он быстро, и представляет собой скрученные или деформированные древесные волокна. Сувель может расположиться по кругу дерева, может быть представлен сразу группой наростов, может быть строго на одном участке ствола или на нескольких.
Если распилить этот нарост, можно увидеть удивительное явление – практически перламутровый узор внутри древесного образования. Рисунок такого среза неповторим, он составлен самой природой и, отражаясь от солнечного света, излучает какое-то совершенно уникальное свечение. Он может быть коричнево-охристым, или нежно-розовым, или соломенным с перламутровым блеском. Изредка он имеет болотный отлив на темно-коричневом фоне.
Какой будет цветовая гамма сувеля, зависит от конкретной породы березы, от тех условий, где она растет, от ее возраста. Если сувель взяли с березы, что растет в болотистой местности, темный цвет с зеленоватым отливом будет естественным для такого образования. Если его нашли на комлевой части, и сувель зарос мхом, он, скорее всего, будет темно-коричневым с розовыми прожилками. А может быть желтовато-золотистым с выразительными темными годовыми кольцами.
Такой материал чаще заготавливают на лесопилках или буреломах. Интересно, что доподлинно узнать, как же образуется сувель, почему и какие точно механизмы заложены в этот процесс, пока не представляется возможным.
Есть мнение, что на березу оказано какое-то внешнее воздействие, или это даже конкретная болезнь, в определенном месте в результате негативного влияния образуется залом. Через какое-то время залом обрастает волокнами и формируется сувель.
Отличие от капа
Кап – это тоже нарост на стволе дерева. Обычно он округлый, покрыт корой. Бывает, что кап полностью окольцовывает ствол березы. Нарост может образовывать спящие, придаточные почки. Они выглядят как бугорки, имеют кольцевую структуру. Такие спящие почки могут «проснуться», и из нароста станут проглядывать молодые побеги. Обычно капы появляются на лиственных породах, на хвойных – куда реже. Для березы это в целом привычное явление.
Первое отличие сувеля от капа заключается в том, что он растет быстро, а кап медленно, на счету десятки лет. На одном стволе может быть несколько капов, а может быть и один, в этом они с сувелем схожи.
Природа образования капа тоже не до конца ясна. По первой версии, это рост придаточной почки под корой, к месту которой стремятся все питательные вещества и растительные ресурсы. Почки пытаются пробиться сквозь кору, стимулируя рост капа. По другой версии, придаточная почка из-за определенных повреждений меняет линию развития, и деформированная, развивается, выливаясь в образование таких капов. Наконец, по третьей версии, после формирования придаточной почки береза вскармливает кап из-за ряда факторов – бактерий и грибов, вирусов, насекомых, ранних заморозков.
Словом, природа и одного, и другого образования не выяснена до конца, и общим могут быть травмы, которые и ведут к росту капа или сувеля. В чем еще сходство между ними, так это в уникальности рисунка. В капе можно увидеть перекрученные годичные слои, сердцевину мелких веток, свилеватую сложную структуру. Каждый кап эксклюзивен, что сравнимо с отпечатками человеческих пальцев.
Важные отличия сувеля от капа:
-
присущ в равной степени и лиственным, и хвойным породам;
-
плотность ткани сувеля ниже, чем у капа, что облегчает его обработку;
-
сувели – более частое явление, чем капы;
-
под корой у сувелей гладкая поверхность, а у капов – пупырчатая;
-
структура сувеля волнообразная и извилистая, очень напоминающая отполированную кость.
Сувель легче обнаружить, легче отсоединить от дерева, легче обрабатывать. Из него делают мебель, декор, украшения, рукоятки и многое другое. Но и кап идет примерно на те же цели.
Как обработать и заготовить?
После отделки сувель значительно меняет внешний вид. Если глубоко пропитать бесцветными маслами, а потом тщательно отполировать, древесина приобретать «костную» текстуру. Отсюда и второе название материала. Бывают такие породы, в которых свилеватые прожилки проглядываются практически насквозь – для ножевых ручек такой материал особенно ценен.
Если просто гулять по лесу, сувель не заметишь: нужно знать, что ты ищешь. Если искать образования целенаправленно, он обязательно встретится, потому что считается частым явлением. Сувели могут расположиться у подножия ствола, либо находиться в его верхней части. Иногда придется взять с собой лестницу, чтобы срезать сувель. Что касается местности, чаще сувели наблюдаются в заболоченных низинах и песчано-каменных равнинах.
Не всегда получается сразу же спилить сувель. С капом все еще сложнее, но и сувель может поддаться не с первого раза. Надо постараться делать ровный срез, параллельный стволу. А чтобы при этом не навредить дереву, спил обрабатывают раствором для заживления древесных ран (купить такой можно в любом садовом маркете). Но нельзя спиливать сувель, который опоясывает березовый ствол – это действие приведет к гибели дерева.
Варианты начальной обработки разнятся: можно оставить образование на воздухе, но это займет целый год или даже два, а можно ускорить процесс. Чтобы засушить образование правильно, нужно снять с него кору, обернуть в несколько газетных слоев и отправить в черный полиэтиленовый пакет. Благодаря бумаге материал не нагреется слишком быстро, а пакет создаст необходимый парниковый эффект. Процесс будет постепенным, потому дерево не будет растрескиваться, что и необходимо мастеру.
Пакет завязывают, только оставляют маленькую отдушину. Первые полторы недели газеты меняют 2 раза в день на сухие, следующие 2 недели можно проделывать это только 1 раз. К концу срока сушки бумага уже становится буквально сухой. Процесс займет около месяца или чуть меньше, естественный цвет образования сохранится, трещин не будет.
Варка сувеля.
-
В кастрюлю уложить освобожденные от коры заготовки. Залить их водой так, чтобы она на 2-3 см покрыла древесину. Добавить 2 столовые ложки крупной соли на 1 л воды, поставить на огонь. В раствор добавить опилки (березовые, хвойные либо ольховые). Опилки добавляют, чтобы насытить сувель цветом, придать ему янтарный, золотистый, богатый оттенок.
-
После кипения воды огонь делают более спокойным, на тихом огне сувель варят 4 часа. Но если заготовка крупная, время варки увеличивается до 6 часов. Жидкость сливают, древесина остается сохнуть. На второй и третий дни процесс дублируют. Так получится 12-18 часов варки за 3 суток.
-
Почему солевой раствор так работает – в основе процесса элементарная физическая реакция. В дереве есть сок, по плотности он уступает солевому раствору. В ходе варки жидкость оказывается внутри образования, обезвоживая его. Древесный сок вытесняет раствор соли, он впитывается в ткани дерева. Осуществляется жидкостная диффузия, сувель высушивается.
-
После варки древесину следует обернуть газетой, упаковать в полиэтилен. На следующий день газета будет немного влажной, сувель может оставаться на досыхание без помощи подручных средств.
Следующим этапом станет черновая обработка вываренного и высушенного материала. Если планируется делать вертикальную поделку (например, подсвечник), спил предстоит так и сделать, учитывая направление будущего изделия, сразу же формируя его дно. Нужно убирать лишнюю древесину, продвигаясь от стенок к центру, выдерживая угол в 45 градусов. Лучше, если работа будет проводиться с помощью дрели либо полукруглой стамески.
Не нужно очень истончать стенки, потому что, просохнув, они могут стать слишком хрупкими. Да и относительно толстенькие бортики только украсят будущее изделие. После того как форма поделке придана, еще пару дней заготовка должна оставаться на открытом воздухе, но не под палящим солнцем. А дальше последует чистовая отделка.
Во время чистовой обработки устраняется угловатость форм, изделие приобретает завершенный вид, структура древесного образования будет максимально раскрыта.
Если же обработка показала, что материал имеет значительные дефекты, трещинки, придется с ним повозиться – заделать смесью клея и опилок. Иногда в процессе чистовой отделки мастер отказывается от первоначальной идеи, видит какой-то маленький сучок или глазок, решает его сохранить и как-то концептуально обыграть.
После того как завершена и черновая, и чистовая отделки, следует зачистить все шероховатости. Это делают или скребком, или рашпилем. Может также использоваться проволочная щетка. Двигаться нужно частыми и маленькими шагами, в противном случае материал можно случайно травмировать. Останется отшлифовать поделку дрелью с насадками, если нет такого инструмента (или насадок), можно пройтись по ней вручную шкуркой – начинают с крупнозернистой шкурки, заканчивают мелкозернистой.
Готовая работа обеспыливается и, если такова задумка мастера, тонируется. Можно покрыть изделие лаком, можно натереть воском, либо воспользоваться горячей олифой.
Процесс долгий, кропотливый, но очень творческий и увлекательный.
Где применяется?
Тут пределом может быть лишь фантазия автора: начинают очень часто с оригинальной бижутерии – бусы, серьги и кулоны получаются в экостиле, очень выразительные и теплые. Из сувеля нередко делают посуду, в том числе разделочные доски. Пример частого использования березового нароста – рукоятки для ножей. Из него вырезают трогательные фигурки птичек и животных, потому что материал прекрасно справляется с имитацией перьев и шкурок.
Шкатулки, рамки, различные мундштуки, основы для тростей, декор для офисных товаров – это все богатая сфера для использования сувеля. Из него получаются очень необычные, стильные интерьерные предметы: вазы-фруктовницы, всевозможные емкости для декоративных мелочей. Их красота раскрывается при игре солнца на изделии, если комната солнечная, стоящая на столике ваза будет бликовать, менять свои оттенки. Это словно маленький перформанс в отдельном интерьере.
Деревянные скульптуры на самые абстрактные темы также делают мастера, занимающиеся деревом. Это тонкие и современные работы, при этом соответствующие принципам экологичности. Они стоят своей цены, и будут долгие годы радовать взгляд.