Посещение Черногории всегда радует российских туристов. Но чтобы насладиться всеми прелестями этой страны, надо хорошо знать и ее аэропорты. Попробуем разобраться с этой темой подробнее.
Основная информация
Черногория или Монтенегро – это небольшое балканское государство. На территории 14000 кв. км ежегодно отдыхает примерно 1,5 миллиона туристов. Сюда едут те, кто хочет при минимальных расходах отдохнуть на Адриатическом море. В Черногории немало озер, гор, каньонов.
Великолепная природа в относительно спокойной и тихой стране — как раз то, чего очень остро не хватает жителям мегаполисов России.
Ключевые аэровокзалы страны
Самый главный из международных аэропортов Черногории разместился на 12 км южнее Подгорицы. Это неудивительно, ведь именно Подгорица является официальной столицей страны, а также наиболее значимым в экономическом и политическом плане населенным пунктом. Ни одно другое поселение страны не может сравниться с Подгорицей и по общему числу жителей. Но ближе всего к этому аэропорту оказывается небольшой город Голубовцы.
Именно поэтому в ряде источников встречается название Golubovci Airport. Местные жители часто говорят куда поэтичнее – «Сердце Черногории». Аэровокзал действует в режиме 24/7. Ежегодно через него проходит 0,5 миллиона пассажиров. Но возможности куда больше — новый терминал, работающий с 2006 года, может за год пропустить и миллион путешественников.
Такое несоответствие объясняется просто — взлетная полоса в аэропорту Подгорицы слишком коротка (2,5 км). Садиться и взлетать могут далеко не все самолеты. Пик загрузки аэропорта предсказуемо приходится на вторую половину весны, лето и начало осени. Тогда в Подгорицу летят и регулярные, и чартерные рейсы. Но есть еще одна проблема — туристам, отправляющимся на пляжи Черногории, стоит выбрать места ближе к морю.
Потому рассмотрим следующий пункт прилета в нашем списке — аэропорт вблизи города Тиват. Даже сам по себе он прекрасен. А еще оттуда удобно выезжать в разные места по всей Черногории. Основная часть туристов, прилетевших сюда, отправляется в Будву, удаленную всего на 3 км. Аэровокзал города ежедневно отправляет регулярные рейсы в Тиват.
Круглый год отсюда улетают самолеты и в Москву. Вылететь в российскую столицу тоже можно каждый день. Аэропорт Тиват, как и аэропорт Подгорицы, является собственностью государственной компании «Аеродроми Црне Горе». Буквальный перевод ее названия – «Аэродромы Черногории». Первоначально воздушная гавань Тивата была введена в эксплуатацию в послевоенный период.
Аэропорт не предназначался для гражданских регулярных рейсов. Там тренировались парашютисты, и там же проводились соревнования по парашютному спорту. Первые гражданские самолеты аэропорт Тивата начал обслуживать с 1957 года. В сентябре 1971 года после трехлетней реконструкции он открылся вновь. Была создана взлетная полоса величиной 2500х45 м.
Новое летное поле было асфальтировано. Это позволило существенно увеличить пропускную способность аэропорта. Сейчас ее уже не хватает — однако, чего-то более совершенного Черногория предложить не может. Из Тивата организуются регулярные рейсы во Внуково, Шереметьево и Домодедово.
Все остальные направления обслуживаются преимущественно летом.
Чартерные рейсы из Тивата отправляются и в другие города Адриатического побережья. Аэропорт используют такие российские авиакомпании, как:
- S7 Airlines;
- Nordstar Airlines;
- «Аэрофлот»;
- «Победа»;
- «Россия»;
- «Ямал»;
- «Уральские авиалинии»;
- Red Wings;
- MetroJet.
Также в аэропорту Тивата встречаются самолеты 1 бельгийского, 4 украинских и 2 немецких авиаперевозчиков. Сюда летает Air Serbia. Национальная авиакомпания Montenegro Airlines организует рейсы в Белград, Париж, Лондон, Петербург и Москву. Аэровокзал Тивата расположен на довольно маленькой высоте над уровнем моря.
Поэтому из взлетающих или садящихся самолетов открывается очень красивый вид. Но надо помнить, что за минувшие 48 лет инфраструктура сильно устарела. Полоса, как и в Подгорице, имеет длину лишь 2,5 км. Оттого посадка крупных аэробусов невозможна. Подбирая на карте аэропорт ближе к морю, не забывайте, что часовая пропускная способность Тивата составляет лишь 6 рейсов. В зимние месяцы он работает с 6 до 16 часов, а в летние — с 6 часов до наступления темноты.
Терминал аэропорта занимает 4000 кв. м. Но при этом в нем только 11 стоек регистрации. Потому на пике сезона часто возникают перегрузки. В какой-то мере они сглаживаются благодаря корректному и оперативному стилю работы сотрудников. В терминале можно:
- посетить магазин беспошлинной торговли;
- посидеть в небольшом кафе;
- купить туры и экскурсии;
- воспользоваться услугами банка;
- взять напрокат автомобиль.
Возвращаясь к аэропорту Подгорицы, стоит сказать, что в 2006 году ремонт не ограничился повышением пропускной способности терминала. Тогда же провели глубокую модернизацию систем электропитания и внешних осветительных приборов. Реконструкции подверглись рулежные дорожки и площадки для стоянки самолетов. Новое здание аэропорта выглядит оригинально, улучшить его внешний вид помогло использование стекла и алюминиевых сплавов.
Аэровокзал Подгорицы удобен для тех, кто собирается ехать в Бар, Петровац либо Ульцинь. Расположенная у главного входа остановка автобусов обычно позволяет экономить, не садясь на такси. Приехать в столицу Черногории отсюда можно за 2 евро 50 центов. Для сравнения: таксисты берут в среднем 15 евро на том же маршруте.
Аэропорт Подгорицы принимает регулярные рейсы с 1961 года.
Первоначально площадь здания терминала и летного поля составляла 4000 кв. м. За день через аэровокзал могло проходить до 1000 пассажиров, прилетающих и улетающих на ближнемагистральных самолетах. Капитальный ремонт и модернизация были проведены к 1977 году. Это позволило аэропорту Подгорицы стать одним из наиболее современных в Европе. Тогда он мог принимать все категории пассажирских лайнеров, а после реконструкции 2008 года аэропорт стал еще совершеннее.
Тонкости выбора
Независимо от того, предпочли туристы Тиват либо Подгорицу, им желательно приезжать в эти аэропорты за 90-120 минут до окончания регистрации. Это решение позволит исключить множество проблем. Расстояние от Подгорицы до Будвы составляет 64 км, а от Тивата — около 25 км. Если ехать на другие курорты, расстояние составит:
- до Котора – 85 и 11;
- до Герцег-Нови – 142 и 21;
- до Колашина – 72 и 161;
- до Улциня – 78 и 88;
- до Цетинье — 36 и 56 км, соответственно.
Эти цифры показывают, что из Тивата практичнее добираться до Будвы, Бечичей, Петроваца, Пржно и Милочера. Также этот аэропорт хорош для собирающихся отдохнуть в северной части Адриатического побережья. А вот зимой ситуация меняется. До важнейших горнолыжных центров Черногории удобнее ехать из Подгорицы. Если же туристы собираются ездить с экскурсиями по стране, посетив Цетинье и другие старинные центры, то для них конкретный аэропорт роли не играет.
Внутреннее авиационное сообщение в Черногории отсутствует. Причина проста — между двумя международными аэропортами расстояние составляет около 80 км. Если на первом месте для отдыхающих не столько удобство проезда на курорт, сколько комфортность самого аэровокзала, то им надо выбирать Подгорицу. В 2007 году по версии Международного Совета Аэропортов она была названа лучшей в своей категории. Открывшийся годом ранее терминал может предложить путешественникам автомобильную стоянку и услуги кафе.
По прилету в любой из двух аэропортов Черногории добраться до нужного курорта можно на такси либо на арендуемом автомобиле. Сэкономить деньги вполне реально, если воспользоваться рейсовыми автобусами. По сравнению с трансфером, расходы сокращаются многократно.
Если все же решено воспользоваться услугами трансфера, то целесообразно заказывать машину заблаговременно.
Делать это на месте экономически невыгодно. Лучше всего подавать заявку через сайт Kiwitaxi или аналогичные крупные ресурсы. Многие туристы именно так и поступают, ведь остановки около аэропорта Тивата отсутствуют. Автобусы тормозят только по требованию ожидающих людей. Стоять же на Ядранской магистрали в ожидании транспорта — сомнительное удовольствие.
Далее смотрите советы туристам об аэропорте Тиват в следующем видео.