Top.Mail.Ru
Цвета платьев

Все, что нужно знать о Pantone

Все, что нужно знать о Pantone

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История появления
  3. Для чего нужен?
  4. Палитра цветов
  5. Особенности использования

Цветовая модель «Пантон», разработанная американской фирмой Pantone, считается эталонным каталогом с богатейшей палитрой разнообразных оттенков. Имея массу каталогов, она рассчитана на разные условия печати. Материал данной статьи поможет читателю понять, что такое Pantone, для чего необходим его веер и как им пользоваться.

Что это такое?

Под Pantone принято понимать своеобразную систему, позволяющую выбрать необходимый тон из громадной системы каталога. Это популярная во всем мире цветовая модель, которая считается универсальной и подходящей для любого рода деятельности. По сути, это повсеместно используемая стандартизированная система идентификации и выбора цвета или общепризнанный стандарт цветов для всего мира.

История появления

Появилась цветовая палитра тогда, когда публичная печать стала переходить на цветной формат. В это время возникла острая необходимость в подборе качественной палитры, но не было единого стандарта для производства товара по новым критериям. Усложнял дело тот факт, что типографии были разбросаны по всему миру. Разработала единую палитру компания Pantone, присвоив каждому цвету огромной системы определенный кодовый шифр. Он состоял из латинских букв и цифр, благодаря чему один и тот же цвет могли использовать в любых уголках мира.

Любой цвет системы был создан путем смешивания нескольких оттенков, ему присваивали конкретный номер, согласно установленной классификации.

Это позволяло заказывать печать полиграфии, не боясь получить искажение конечного продукта. Каждый Pantone-оттенок можно было создать, используя указанное соотношение базовых цветов CMYK с целью получения конкретного полутона.

Актуальность и такая важность получения точного оттенка была принципиальна для фирменного стиля любой компании. Заказчик мог выбрать конкретный тон полиграфии из каталога, не боясь, что исполнитель поймет цвет по-своему. Иными словами, появление Pantone упростило жизнь многим. На сегодняшний день типографии требуют макеты именно в этой системе.

Для чего нужен?

Это каталоги различных цветов для ориентирования в системе CMYK. Система имеет не только классификацию, но и специальные справочники, называемые веерами. В зависимости от того, для чего они нужны, производитель может предлагать их для различных материалов, например, текстиля, пластика, бумаги. Для бумаги справочники делятся на свои подвиды: для офсетной, мелованной, мелованно-матовой, а также глянцевой.

Однако информация не ограничивается только лишь веерами, она может быть представлена и в электронном виде. Это удобно для дизайнеров, которые могут экспортировать ее в различные программы.

Одной из ключевых особенностей цветовой системы Pantone является тот факт, что она дает возможность печати флуоресцентными и металлизированными красителями.

Ввиду этого полиграфический дизайн нередко приобретает яркость и кажется необычным.

Цветовая палитра Pantone богата оттенками, которые воспроизводятся посредством триадных красок. Применение такой палитры удобно для разработки полиграфического дизайна, ведь при печати на плашках не будет разнооттеночности. Более того, можно добиться нужного цвета не за несколько, а за один прогон. Данный факт говорит об экономии, которая актуальна при заказе полиграфии.

Система Pantone может быть использована не только в полиграфии: она применима в дизайне интерьера, одежды, а также изготовлении пластиковой продукции, которую окрашивают, пока она находится в массе.

Задействует система цифровую идентификацию оттенков для печати смесевыми и триадными красками. Цвета-эталоны нумеруются в книге с веерным раскладыванием.

Примечателен и тот факт, что образцы могут быть самыми разными, но производитель настаивает на том, чтобы веер обновляли каждый год. Согласно его мнению, за год цвета истираются и выцветают, а потому становятся неточными. С августа 2007 года Pantone был куплен компанией X-Rite, занимающейся производством оборудования и ПО для управления цветовоспроизведением.

Палитра цветов

Представление цветов в таблице Pantone может быть разным. Например, это может быть код, состоящий из трех пар шестнадцатеричных цифр, в котором каждой паре соответствует свое значение цвета. Кроме того, классифицироваться цвета могут посредством ключевых слов (скажем, green, black, rose). Если же браузер не понимает какое-то слово, спектр тонов уменьшают, выбирая лишь базовые, понятные для всех браузеров.

Формат RGB подразумевает использование чисел от 0 до 255, которые означают итоговое количество конкретного цвета в получаемом.

Формат RGBa имеет отличие от предыдущего формата. Оно заключается в том, что последнее значение определяет уровень прозрачности или альфа-канал. Задается он дробным значением от 0 до 1.

В палитру входят более 8000 различных цветовых оттенков. При этом один исходный цвет может иметь разную степень насыщенности и отличаться температурой. Он может быть холодным или теплым, ярким, тусклым, выбеленным. Особенно важен пантонник для печати, где даже незначительное изменение цвета может испортить всю работу.

Загадочная таблица или так называемый каталог представлен в виде продольных листов бумаги, окрашенных в конкретные цвета.

Как правило, их последовательность основана на принципе близости по отношению друг к другу.

Это весьма удобно для пользователя, так как он имеет возможность выбора конкретного тона определенного цвета, имея перед собой все необходимые оттенки в одном месте. Как бы много их ни было, это не мешает восприятию, но помогает сократить время на подбор нужного оттенка.

Систематика такова, что листок разделен на зоны одного цвета, которые меняют степень насыщенности, начиная с темного тона и заканчивая выбеленным. Условный веер, образованный пантон-цветами, может начинаться с желтого цвета, следом за ним может идти охра, затем – оранжевый, коралл, розовый, сиреневый, фиолетовый. Так он может продолжаться до практически черного цвета.

Каждый год компания номинирует на первое место какой-то цвет, считая его фаворитом всей палитры. При этом цвет не выбирают наобум: представители компании следят за состояние планеты в области экономики, экологии, психологии и социума. На основе полученных данных они связывают с ними конкретный цвет. Например, цветом тысячелетия в 1999 году был выбран небесно-голубой, через несколько лет (в 2005 г) лучшим цветом года стал фиолетовый. Еще через 4 года победила «мимоза», через два года – «жимолость», в 2014 году победа досталась оттенку «сияющая орхидея».

Институт, занимающийся экспериментальной работой с цветом, уверен, что он оказывает воздействие на различные сферы жизни: не только моду или полиграфию, но также рекламу, кино, графический, ландшафтный дизайн и иные отрасли.

Исходный цвет не будет одинаковым на разном материале. Он зависит от материала печати: скажем, если бумага немелованная матовая, цвет получается не таким ярким, как на глянцевой.

Ввиду этой особенности веерные раскладки печатают в двух вариантах – coated и uncoated.

Что касается перевода RGB и CMYK, то данные цветовые пространства имеют привязку к определенной технике печати. RGB отвечает цветам диодов на экране монитора, CMYK – оттенкам чернил, используемым в конкретном принтере или ином типе печатного оборудования. Однако цвета никогда не переводятся идеально друг в друга. Они имеют жесткую привязку к определенной технике создания и практически не годятся для работы со смесевыми красками.

Особенности использования

Калибратор оттенков Pantone позволяет осуществить подбор нужного цвета, исключая мелкие неточности и различия в тональности. За основу любого дизайна или макета берут актуальный цвет, номинированный в данном году на первое место. Это может быть цвет шрифта в полиграфических заголовках, какая-либо геометрическая форма в графическом дизайне, элемент интерьера или деталь одежды, а также элемент интерфейса, шрифта, выделение значимой информации в статье.

Палитра Pantone удобна не только легкостью подбора нужного цвета.

Помимо этого она позволяет ориентироваться на готовые четкие цвета, если нужно подобрать гармоничный компаньон к конкретному оттенку. Определить это совсем несложно, к тому же можно ориентироваться и по цветам на подиуме – они всегда являются своего рода индикатором новейших цветовых трендов, которые будут использованы во всех отраслях дизайна.

Например, в этом сезоне ставка делается на цветовое внушение уверенности, заряд энергией и жизненной силой. Сегодня нет четкого деления на мужское и женское, что говорит о гендерной независимости. Важно, чтобы актуальная палитра говорила об укреплении в социуме, это экспрессия, динамика и энергетика.

Сочетание цветовых оттенков может быть комплементарным, при котором контрасты стоят друг напротив друга в цветовом круге Иттена.

Это дает особую энергетику, позволяет добиться уникальных сочетаний при варьировании степени насыщенности двух компаньонов. Модель триадного сочетания основана на принципе треугольника, при этом подбирают цвета, находящиеся на его условных вершинах. Сочетание получается необычным, но не лишенным гармоничности, даже если для дизайна выбирают приглушенные оттенки.

Кроме того, сочетание может быть аналогичным, при котором используются два-три оттенка, расположенные рядом на цветовом круге. Раздельно-комплементарное сочетание построено на ином принципе. В этом случае идеальными компаньонами для конкретного цвета являются соседние тона к тому, который расположен точно напротив заданного цвета.

Такое сочетание позволяет получить контраст менее напряженный, но весьма гармоничный.

Если же данные схемы обывателю кажутся сложными, можно обратить внимание на сочетаемость отдельных оттенков, например:

  • белый цвет универсален и отлично сочетается со всеми оттенками цветовой палитры;
  • бежевый гармонично смотрится вкупе с голубым, коричневатым, изумрудом, винным и нейтральными тонами (черным, серым, серебристым);
  • серый приобретает эмоциональную окраску, когда его дополняют песочным, древесным, фиолетовым, бордовым, розовым или синим;
  • розовый цвет составляет гармоничный дуэт вместе с мятным, белым, оливковым оттенками, а также нейтральным серым тоном;
  • бирюзовый можно украсить оттенком фуксии, вишнево-красным, коричневатым, кремовым, насыщенным фиолетовым;
  • лиловый вполне гармонично смотрится, если сочетать его с оранжевым, розоватым, оливковым, серым или белым;
  • салатовый цвет гармонирует с серым, коричневым, оранжевым, солнечно-коричневым;
  • оранжевый можно комбинировать с красным, синим, мятным, а также белым или черным.

Определить номер нужного цвета несложно: как правило, он подписан личным кодом pantone или имеет HTML код. Например, возле желаемого оттенка желтого цвета может стоять надпись «PANTONE Yellow 012» или код «#FFD200».

    Если оттенок нужно определить в типографии, выбрать нужный вариант еще проще: достаточно воспользоваться имеющимся каталогом. Что касается электронного варианта, то здесь возможны расхождения в полутонах, что объясняется подсветкой монитора. Если заказчик сомневается в точности тонов, он может взять свою палитру и посмотреть на образец произведенной окраски, сверив оттенки.

    Смотрите видео по теме.

    Смотрите видео по теме.
    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.