Катание на велосипеде увлекательно и способствует физическому развитию. Поэтому вопрос о возрасте, с которого можно начинать кататься детям, очень актуален. Нужно тщательно соблюсти все нормы безопасности и в то же время не лишить малышей радости свободного перемещения.
Начало
Прежде всего надо ответить на вопрос, в какой момент можно сажать ребенка за руль, вообще. Педиатры, педагоги и психологи считают, что форсировать этот процесс не надо. Верным ориентиром будет то, что маленький человек освоил полноценную ходьбу и физически окреп. Тогда он уже в состоянии сидеть на велосипедном сидении и удерживать руль. Первые «пробы руля» можно произвести уже в 12-18 месяцев.
О свободном катании, конечно, еще и речи нет. Просто сажают кроху на 3-колесный велосипед и демонстрируют:
- как работать педалями;
- как остановиться;
- как повернуть в сторону.
Рекомендация: лучше начинать освоение колесного транспорта с беговелов. Они позволят:
- натренировать необходимые группы мышц;
- усилить реакцию на происходящее и придать ей нужные формы;
- освоить элементарные навыки управления байками.
В возрасте 2,5-3 лет ребенку ездить на велосипеде можно почти полноценно. Конечно, это должен быть трехколесный велосипед с пресловутой родительской ручкой. Использовать байк слишком сложной конструкции нецелесообразно.
Придется потратить время, поддерживать малыша руками и даже направлять его движение. Но это воздастся сторицей. Позже все будет идти уже строго индивидуально.
Время переходить к следующему этапу определяется:
- физическим и психическим развитием ребенка;
- его общей тренированностью;
- конкретно навыками езды;
- частотой велосипедных прогулок;
- возможностями родителей уделять внимание.
Обычно езду на трехколесном велосипеде оканчивают в 5-6 лет. При хорошем физическом развитии можно пересаживать детей на 2-колесный байк даже раньше. Необходимо учитывать, что бурное развитие юного организма вынудит часто менять велосипеды в это время. Когда рост достигает 1 м, диаметр колеса должен быть 12 дюймов.
Дальше действует простое правило: за каждые 0,15 м роста добавляют по 4 дюйма сразу.
Путешествия по дороге
Но водить байк, даже 2-колесный, спортивного класса, по двору или тротуару это одно. И совсем другое дело, когда ребенок выедет на проезжую часть. Тут уже действует не воля родителей (вернее, не она одна), а неумолимые правила дорожного движения. Они предписывают детям до 7 лет ехать только:
- по тротуарам;
- специальным выделенным дорожкам;
- пешеходным зонам и прочим местам, где не ходит моторный транспорт.
Езда до 14 лет разрешена также по велопешеходным дорожкам. А начиная с 14 лет разрешается кататься и по обочинам дорог, и по выделенным на них велосипедным полосам. Но, независимо от конкретного возраста, абсолютный приоритет все равно присвоен велосипедным дорожкам. Все остальные варианты предусмотрены правилами только на случай, когда их почему-то нельзя использовать. Если дошкольники едут на отдельном сиденье под управлением взрослых, или кто-либо совершеннолетний сопровождает их, тогда можно поехать и по тротуару.
Необходимо помнить, что велосипедисты — полноправные участники дорожного движения, независимо от возраста. А потому на них может быть возложена гражданская ответственность за все допущенные нарушения. Разница только в том, что за маленького ездока штрафы и компенсации платят родители. Есть даже особые «велосипедные» страховые полисы. Судебная практика также свидетельствует, что велосипедисты могут быть признаны виновными и обязанными компенсировать ущерб. Прежде, в СССР, было запрещено кататься на велосипеде без прав и без номерных знаков.
Сейчас такого ограничения нет. Зато появилось другое правило: ехать либо по велодорожкам, либо по проезжей части. Во втором случае разрешено двигаться только по ходу потока, а не против него.
Очевидно, что это требует определенного уровня навыков и реакций. Далеко не все дети к 7-11 годам готовы в достаточной степени чисто с психофизиологической точки зрения, и гарантировать их безопасный проезд по дороге невозможно.
Именно поэтому правила дорожного движения говорят однозначно: управлять велосипедом на дорогах (на их проезжей части) до достижения 14 лет нельзя. Какие-либо предписания по качествам самого используемого велосипеда ПДД не устанавливают. Но все равно, для собственного спокойствия и избежания многих проблем, до 14 лет надо разрешать использовать только велосипеды специальной детской конструкции. Попытки слишком рано использовать «взрослые» модели приведут только к большой опасности, а иногда и прямо к большой беде.
И еще одна тонкость: правила дорожного движения беспрерывно меняются, и придется хотя бы раз в полгода знакомиться с их свежей редакцией.
Езда на электровелосипеде
Поездки на велосипеде с мотором — это совершенно особый «мир», и требования закона тут гораздо строже, чем по отношению к простым велосипедистам. Электробайк довольно тяжел и развивает очень высокие, почти автомобильные скорости. Если мотор сравнительно слаб (до 0,25 кВт), а скорость не превышает 25 км/ч, можно ездить на таком транспорте уже с 14 лет. Если же велосипед поставляется с двигателем мощнее 0,25 кВт и/или попадает в категорию «от 25 до 50 км/ч», планка поднимается уже до 16 лет. Важно: транспорт сразу с несколькими режимами езды классифицируется по наиболее мощному из них.
Стоит учитывать, что инспекторам дорожной безопасности некогда проводить на дороге глубокую экспертизу того, где какая мощность. Потому надо с самого начала ориентироваться на наиболее строгие возрастные ограничения. Тем более что так и самим родителям будет спокойнее. Что касается мощных (от 250 Вт) велосипедов, то на их вождение придется получать водительское удостоверение. Оформляют его традиционно, как и для автомобилистов или мотоциклистов: с обучением в автошколе, с медицинской комиссией, со сдачей экзаменов. Подразумевается не только умение ездить, но и доскональное знание официальных законов.
О том, как научить ребенка кататься на велосипеде, смотрите в следующем видео.