Графический дизайнер – уникальный специалист, деятельность которого требует применения не только творческих, но и логико-аналитических способностей. В чём же заключаются особенности этой профессии? Какие задачи выполняет графический дизайнер? Каким требованиям он должен соответствовать? Сколько зарабатывают представители этой профессии?
Кто это такой?
Графический дизайнер – специалист, занимающийся созданием визуальных композиций при помощи средств и методов, использующихся в типографии, живописи, фотоделе, вёрстке. Говоря простыми словами, основная деятельность представителя этой профессии заключается в придании информации (идее, сообщению, концепции) определённого визуального облика, доступного для восприятия и понимания окружающими людьми.
По сути, графический дизайнер является проводником, интерпретатором между создателем информационного сообщения и представителем целевой аудитории, для которой оно предназначено. Для этого специалист применяет не только инструменты и методы, используемые в изобразительном искусстве и типографии, но и компьютерную, и цифровую технику, и современное программное обеспечение.
Графический дизайнер – специалист, востребованный в таких сферах как:
- разработка интернет-проектов;
- разработка компьютерных игр;
- кинопроизводство;
- дизайнерские услуги;
- информационный дизайн и массмедиа;
- издательская деятельность и полиграфия;
- реклама и маркетинг;
- связи с общественностью.
Конечным результатом работы графического дизайнера является визуальная комбинация (объект), заключающая в себе ключевую мысль исходной информации (идеи, сообщения). При этом каждый представитель целевой аудитории, созерцая данную комбинацию или объект, должен чётко понимать доносимую до него информацию.
В качестве примеров, являющихся результатами работы графического дизайнера, можно привести практически любые визуальные объекты – дорожные знаки, рекламные щиты, афиши и баннеры, технические чертежи и схемы, указатели, театральные и студийные декорации.
Плюсы и минусы профессии
В работе графического дизайнера имеются как свои специфические преимущества, так и недостатки. Одним из главных достоинств описываемой профессии специалисты считают востребованность. Рынок рекламы (а именно в этой сфере графические дизайнеры пользуются высочайшим спросом) во все времена испытывает потребность в специалистах, способных нестандартно мыслить и находить эффективные пути решения поставленных задач.
Описываемая профессия неразрывно связана с постоянным личностным ростом. Она требует от человека не только неустанного совершенствования творческих (в частности, художественных) способностей, но и постоянного расширения кругозора, освоения новых знаний и приобретения навыков. Учитывая, что работа графического дизайнера тесно связана с компьютерными и цифровыми технологиями, специалист обязан быть в курсе последних новинок и событий в мире IT.
Регулярное совершенствование программного обеспечения, модернизирование технического оборудования, появление на рынке всё более продвинутых гаджетов и девайсов – эти и многие другие факторы постоянно стимулируют дизайнера к личному росту и постоянному саморазвитию. Освоение новых навыков, умений и сфер, сопряжённых с основной работой, позволяют такому специалисту оставаться востребованным и успешным. Ещё одним преимуществом данной профессии является объективная возможность карьерного роста. Неустанно развиваясь и совершенствуясь в сфере своей деятельности, осваивая смежные профессии, связанные с графическим дизайном, специалист может со временем существенно продвинуться по карьерной лестнице и даже занять руководящий пост.
Среди прочих преимуществ профессии графического дизайнера специалисты отмечают её непредсказуемость, разнообразность. Такую работу нельзя назвать монотонной, односложной и скучной. Напротив, эта сфера деятельности постоянно подталкивает человека на поиски новых незаурядных решений, заставляет работать его воображение и фантазию на полную мощность.
Кроме того, неоспоримым преимуществом этой профессии является довольно высокий уровень заработной платы. Так, согласно информации, представленной в описаниях вакансий от работодателей, средняя заработная плата графического дизайнера в Москве варьируется от 60 до 100 тысяч рублей. В крупных столичных фирмах её размер может составлять 120–150 тысяч рублей. В регионах России средняя зарплата графического дизайнера колеблется от 18 до 35 тысяч рублей. Столь обширный диапазон размеров заработной платы в этой профессии обусловлен рядом факторов, к которым относят:
- территориальное нахождение места работы (город, регион);
- возраст, известность и специализация компании;
- опыт работы в данной должности, квалификация и уровень знаний специалиста.
Следует заметить, что средняя зарплата графического дизайнера в зарубежных странах (в США, Канаде) может достигать 35–40 тысяч долларов в год.
К недостаткам профессии сами графические дизайнеры относят высокую конкуренцию в сфере своей деятельности. С появлением рынка удалённой работы эта проблема стала особенно актуальной.
Высокий уровень интеллектуальных нагрузок – ещё один специфический недостаток, присущий работе графического дизайнера. Поскольку в данной сфере деятельности нельзя мыслить и действовать шаблонно, специалист вынужден постоянно находиться в поисках новых нестандартных решений. Это, в свою очередь, создаёт дополнительные стрессовые нагрузки, которые способны привести к эмоциональному и творческому выгоранию.
Высокие интеллектуальные и стрессовые нагрузки, необходимость соблюдать строгие дедлайны и огромное количество требований, постоянный поиск вдохновения и оригинальных творческих решений – эти и многие другие факторы способны негативно повлиять на психоэмоциональное состояние специалиста.
Кроме того, работа графическим дизайнером со временем способна отрицательно сказаться и на состоянии физического здоровья. Результаты недавних медицинских исследований свидетельствуют о том, что специалисты, занятые в этой сфере деятельности, чаще всего страдают такими заболеваниями как:
- нарушения осанки, искривление позвоночника;
- остеохондроз;
- заболевания мышц и суставов верхних конечностей;
- заболевания органов зрения (близорукость, катаракта).
При всех вышеперечисленных особенностях профессия графического дизайнера входит в ТОП самых востребованных профессий на протяжении последних нескольких лет. Эта сфера деятельности привлекает творческих и амбициозных людей, стремящихся к самовыражению и самореализации.
Как утверждают представители рекрутинговых агентств, в эту профессию всё чаще приходят люди зрелого возраста, намеревающиеся радикально сменить привычную сферу деятельности.
Что делает?
Независимо от того, в какой отрасли занят графический дизайнер (реклама, полиграфия, издательское дело), перечень его обязанностей является довольно обширным. В сферу его основных задач входит выполнение художественно-оформительских работ в соответствии с требованиями заказчика. Исходя из информации, полученной от заказчика либо непосредственного руководителя, графический дизайнер разрабатывает и создаёт художественные или технические проекты.
В перечень обязанностей графического дизайнера также может входить составление эскизов и художественное оформление публикаций, проектно-отчётной документации. Кроме того, в его обязанности может входить:
- подготовка макетов информационных материалов (объявлений, прайсов, статей, релизов);
- подготовка макетов идентифицирующих материалов (визиток, эмблем, логотипов, фирменных бланков, товарных знаков, корпоративной символики);
- подготовка макетов рекламных материалов и рекламных носителей (буклетов, проспектов, афиш, баннеров).
Все действия, касающиеся работы над текущим проектом, графический дизайнер заранее согласовывает с заказчиком или своим непосредственным руководителем. В крупных компаниях графический дизайнер может являться посредником между руководством (заказчиком) и группой подчиняющихся ему лиц (помощниками или ассистентами дизайнера).
Также в перечень обязанностей специалиста может входить:
- подготовка эскизов и создание иллюстраций (рисунков, диаграмм, схем) к информационным материалам;
- стилизация уже существующих видов шрифтов;
- создание новых видов шрифтов.
Объём и характер рабочих задач, как и спектр должностных обязанностей графического дизайнера, зависят от отрасли, в которой занят специалист. Так, обязанности графического дизайнера, занятого, к примеру, в рекламном агентстве, могут сильно отличаться от обязанностей специалиста, трудящегося в издательстве.
Требования
Профессия графического дизайнера требует от человека не только специфических знаний и умений, но и определённых личностных качеств. В некоторых крупных организациях личные качества сотрудника нередко ценятся выше имеющегося уровня знаний и мастерства.
Навыки и знания
Ошибочно полагать, что для работы графическим дизайнером достаточно только наличия диплома о профильном образовании и умения хорошо рисовать. Так, к обязательным знаниям и навыкам, которыми должен владеть графический дизайнер, принято относить следующие:
- знание методов выполнения художественно-оформительских работ;
- знание основ полиграфии и типографики;
- знание основ организации рекламы;
- знание основ вёрстки макетов;
- знание основ колористики и теории цвета;
- знание основ психологии;
- безупречное владение техникой рисунка;
- безупречное владение графическими редакторами (Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, PageMaker, InDesign, Adobe Lightroom, After Effects, CorelDraw);
- умение применять в работе цифровую технику, профессиональные инструменты и гаджеты.
Несмотря на то что в графическом дизайне значительная часть работы выполняется при помощи компьютерных программ и цифровых гаджетов, специалист должен безупречно владеть техникой рисования.
По-настоящему талантливый, грамотный и перспективный дизайнер должен уметь создавать наброски и эскизы не только в графических редакторах, но и на простой бумаге.
Личные качества
Учитывая, что работа графического дизайнера сопряжена с высокими интеллектуальными нагрузками и непрерывным потоком разнородных задач, на передний план выходят такие личные качества специалиста как:
- организованность;
- самодисциплина;
- стрессоустойчивость;
- самокритичность;
- креативное мышление, развитое воображение и фантазия;
- стремление к постоянному саморазвитию;
- бесконфликтность и умение работать в команде.
Одним из важных личностных качеств, которым должен обладать графический дизайнер, по мнению многих работодателей, является развитая интуиция. В большинстве случаев именно она позволяет быстро найти наиболее простое и эффективное решение поставленной задачи.
Опытные дизайнеры утверждают, что это качество, как и мастерство, развивается, оттачивается и совершенствуется со временем.
Обучение
Приобрести профессию графического дизайнера можно несколькими способами. Один из самых простых предусматривает поступление в специализированный колледж или техникум сразу после окончания 9 или 11 класса. В России обучение по данной специальности предлагают средние специальные учебные заведения, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ульяновске, Ярославле, Саратове, Самаре, Уфе и в других городах. Средняя продолжительность обучения составляет от 34 до 46 месяцев.
Для поступления в колледж абитуриенту потребуется сдать такие предметы как:
- русский язык;
- математика;
- история или география.
Обязательным испытанием также является творческий конкурс. Обычно во время этого конкурса члены комиссии оценивают художественные работы абитуриентов. В большинстве ссузов для прохождения конкурса абитуриентам предлагается представить несколько своих наилучших работ.
Предлагают обучение по данной специальности и многие отечественные вузы. В этом случае абитуриентам, имеющим полное среднее образование, также будет нужно сдавать экзамены и участвовать в творческом конкурсе.
Обычно для поступления в университет абитуриентам предлагается сдать экзамены по таким предметам как:
- русский язык;
- математика;
- информатика;
- физика;
- история;
- литература.
Неотъемлемая часть вступительного этапа – прохождение творческого конкурса. Для участия в нём абитуриент должен представить комиссии не менее 10 работ по таким темам как:
- рисунок;
- живопись;
- композиция.
В большинстве институтов предусмотрено 2 основные формы обучения по описываемой специальности – очная и очно-заочная. Учиться на графического дизайнера в вузе придётся в течение 4–5 лет. В настоящее время у творческих и амбициозных людей, намеревающихся радикально сменить привычную сферу деятельности, существует вполне реальная возможность выучиться на графического дизайнера дистанционно. В самостоятельном освоении нюансов этой профессии существенное подспорье окажут платные и бесплатные онлайн-курсы, тематическая литература и учебники, которые можно изучить в электронных библиотеках.
Карьера
Карьерный рост в графическом дизайне зависит от множества факторов и в первую очередь — от таланта и трудолюбия самого специалиста. Не каждому начинающему дизайнеру удаётся отыскать хорошее место работы сразу после окончания института или колледжа, но неплохой старт может дать даже скромная должность в малоизвестной компании. Основные задачи, которые стоят перед новичком в первые годы его работы, заключаются в совершенствовании имеющихся навыков, приобретении новых знаний и постоянном расширении портфолио.
При благоприятных обстоятельствах графический дизайнер со временем может получить должность ведущего графического дизайнера, а в дальнейшем – занять должность арт-директора или креативного директора.
Многие специалисты по мере карьерного роста уходят из графического дизайна в смежные сферы деятельности – кинопроизводство, создание мультипликации и анимации, разработку компьютерных игр, рекламу и маркетинг.
Лучшие графические дизайнеры
В истории графического дизайна известно немало талантливых и неординарных личностей, которые внесли колоссальный вклад в развитие этой профессиональной отрасли. Одной из самых выдающихся фигур в истории графического дизайна является Лео Бернетт – культовая личность ХХ столетия, гениальный имиджмейкер и основатель всемирно известного рекламного агентства Leo Burnett Worldwide. Бернетт одним из первых предложил самый короткий и простой путь создания эффективных визуальных композиций, отдав предпочтение живым и ярким образам и отказавшись от длинных скучных слоганов. В числе его клиентов оказались такие легендарные компании как Marlboro, CocaCola, McDonalds, Pillsbury и WaltDisney.
Паула Шер – ещё одна культовая фигура в истории современного графического дизайна. Она разработала броский и узнаваемый стиль нью-йоркского Public Theater, Metropolitan Opera, New York City Ballet. Шер убеждена, что главным в работе графического дизайнера является его тесное, продуктивное и непосредственное взаимодействие с заказчиком. Появление посредника в этих отношениях, по её мнению, может исказить весь ход реализации проекта.
Тобиас ван Шнайдер – один из выдающихся современных графических дизайнеров, создающий не только красивые, но и функциональные, полезные вещи. Его работы отличаются поразительной лаконичностью, минималистичным, но узнаваемым дизайном. В число его клиентов входят такие известные бренды как BMW, Sony, Toyota. К сотрудничеству с этим талантливым специалистом прибегали даже столь серьёзные организации, как NASA и Google.