Любой графический дизайнер, находящийся в поисках работы. должен уметь презентовать себя работодателю. Для того чтобы сделать это грамотно, минимум, что ему необходимо – это резюме и, конечно же, портфолио. Составить резюме сегодня может любой, кто хотя бы раз искал работу, а вот грамотно организовать портфолио под силу далеко не всем. Здесь нет правил, единых для всех, ведь каждый дизайнер уникален и стремится показать себя с лучшей стороны по-своему.
С чего начать создание портфолио?
Каким должно быть именно ваше портфолио, не знает никто, кроме вас самих. Будете ли вы размещать его в своем блоге, галерее или создадите для этих целей собственный сайт – решать только вам. Основная его цель – привлечь внимание потенциального работодателя и продемонстрировать ему ваш потенциал. Оно не должно кричать о вас, но освещать все ваши качества в выгодном свете и акцентировать внимание на лучших ваших работах.
Часто работодатель не рассматривает каждую работу в портфолио по отдельности, а оценивает их все вместе, обращая отдельное внимание на гармоничность, их стилистику и манеру выполнения. Вряд ли он уделит внимание автору, работы которого хаотично разбросаны по странице, да еще и каждая совершенно непохожа на другую. Это становится важно, когда дизайнеру выдают описание работы и примеры.
Конечно, в большинстве случаев работодателю комфортнее просматривать ваше резюме и портфолио в электронном виде. Это не обязательно должен быть сайт, можно собрать работы в презентацию, видео или простой файл формата pdf.
Если ваш выбор пал на создание сайта, отдавать предпочтение бесплатным сервисам для этого не рекомендуется. На сайтах, созданных таким образом, много посторонней рекламы, что только портит впечатление от ваших работ. Лучше создайте отдельный блог, в котором сможете выкладывать все ваши работы с небольшими пояснениями.
Структура
Разделите все ваше портфолио на несколько основных частей.
- Обложка. Она должна быть минималистична. Достаточно написать на ней свое имя и специализацию. Можно также оформить ее, добавив задний фон или даже рамку. Роль обложки – создать первое впечатление и увлечь работодателя. Если вы разместите на обложке свою лучшую работу, то лишь испортите впечатление об остальных. Поэтому выбирайте ее с умом.
- Презентация себя. На второй странице вы можете разместить небольшой рассказ о собственных успехах, творческом пути и в целом о том, что посчитаете полезным для работодателя. Разместите также на этой странице контакты, по которым с вами можно связаться. Не указывайте возраст, если вам еще нет 25 лет. Часто работодатели игнорируют молодых специалистов.
- Основная часть. Сюда входят те работы, которые вы добавите в свое портфолио. Можете рассортировать их по способу исполнения, жанру или какому-либо другому признаку. Также нелишним будет добавить небольшие пояснительные подписи под каждой работой.
- Завершение. На последней странице вы можете разместить благодарность за внимание, а также продублировать контактную информацию.
Верстайте портфолио так, чтобы впоследствии его можно было распечатать и сложить в книгу или альбом. Нумеруйте страницы, делайте отступы по краям листа и не забудьте про заднюю часть обложки. Такое портфолио можно продублировать и в электронном формате, а также использовать готовые страницы в создании собственного сайта.
Какой формат выбрать?
Конечно, можно разместить свои работы у себя в блоге или на личном веб-сайте, но при собеседовании вживую такой формат не подойдет. Лучше всегда иметь при себе одну или две бумажные копии портфолио на тот случай, если вам все же придется ехать на собеседование. Многие типографии сейчас делают довольно дешевые книжные варианты на спиралях или скоросшивателе. Бумагу для печати выбирайте плотную и глянцевую. Она долго будет храниться в хорошем состоянии, не выцветает и не мнется.
Если вы все же хотите сделать для своего портфолио сайт, существует множество платформ, которые помогут вам сделать это. Оплата домена стоит около 150 рублей в месяц. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сайт был удобным для использования, и только потом красивым. Если же вы не умеете верстать сайты, а средств на хорошего верстальщика недостаточно, просто переведите свое портфолио в блог. Это будет выглядеть намного лучше, чем неграмотно сделанный сайт.
Не размещайте слишком много работ на одной странице. Лучше сделайте несколько отдельных страниц для каждой работы. Так они будут выглядеть привлекательнее, и потенциальный работодатель не заскучает, листая их.
Если есть возможность, сделайте отдельную страницу с отзывами и контактами предыдущих заказчиков. Так человек сможет связаться с ними.
Частые ошибки начинающих графических дизайнеров
Не следуйте прямым шаблонам и образцам, найденным в интернете. Это ваше портфолио, и вы можете менять дизайн в нем все на ваш вкус и цвет. А заезженных одинаковых шаблонов хватает и в низкокачественных портфолио. Не думайте о том, что если вы нашли шаблон на 143 странице поиска, то его никто никогда не использовал. Скорее всего, он просто уже не актуален.
Не добавляйте в портфолио все работы, что вы когда-либо делали. Заказчик всегда оценивает портфолио по самой худшей работе. И в ваших интересах доказать ему, что вы не просто умеете делать хорошо, но и регулярно. Поэтому не позволяйте себе добавлять в портфолио по одной работе раз в 3-4 месяца.
Следующей большой проблемой многих, даже профессиональных дизайнеров можно назвать низкую самооценку. Никогда не пишите под своей работой «Да, это не идеально, есть ошибки тут и вот тут, но я все исправлю». Вместо этого сделайте выбор и либо вообще не включайте эту работу в портфолио, либо измените все так, чтобы она выглядела, будто так и должно быть.
Заброшенные и необновляемые портфолио также являются большой проблемой. Если работодатель видит, что последняя ваша работа была добавлена 6 месяцев назад, то у него возникнет ряд вопросов. Возможно, вы уже нашли другую работу и поэтому не выкладываете новые проекты, либо вы бросили свое занятие и обращаться к вам бесполезно. Выделяйте время хотя бы раз в 2-3 недели на обновление своего портфолио и обязательно выкладывайте новую работу.
Если у вас еще не было проектов, придумайте их себе сами. Например, составьте себе ТЗ и выполните его. Вряд ли работодатель будет разбираться, реальное это здание или нет.
Ваше портфолио помогает работодателям оценить степень вашего мастерства. Поэтому сделайте его максимально презентабельным и заметным, чтобы среди десятков претендентов выбрали именно вас.