На UX-дизайн сегодня огромный спрос, а между тем даже не все представители этой сферы деятельности (или смежных сфер) могут с точностью сказать, что это такое. Прародители этого направления – специалисты по промышленному дизайну, а также мастера дизайна пользовательского ориентирования и человеко-машинного взаимодействия. На первый взгляд, все не совсем понятно, и тот, кто решил прийти в эту сферу, может запутаться в терминах. Эта сфера очень интересная, перспективная и, что особенно важно, востребованная.
Кто это такие?
UX (User Experience дизайнер) – специалист, занимающийся и дизайном, и проектированием. Со вторым пунктом эта работа связана даже в большей мере. Задача этого специалиста заключается в том, чтобы продукт, над которым он работает, был максимально удобным для пользователя. Речь идет как о сайтах, так и о приложениях. В функциях UX-дизайнера (или UI-дизайнера, так тоже говорят) – создание привлекательного продукта, который пользователь захочет либо скачать, либо купить, либо сделать на сайте заказ.
Сказать, что эта профессия нова можно, но с небольшим уточнением. Сколько существует торговля и рынок, столько существуют и люди, отвечающие за придание товару привлекательного вида. Только UX-дизайнеры используют компьютерный инструментарий. Если человек хочет освоить эту профессию, ему придется проанализировать, есть ли у него те навыки и тот бэкграунд, который станет базой для смены деятельности. Действительно, новички редко приходят в эту сферу. Хорошими UX-дизайнерами становятся специалисты графического дизайна, маркетологи с желанием овладеть новой специальностью.
Иногда UX-дизайнер выполняет еще и функции UI-дизайнера (User Interface). Потому оба названия на рынке сегодня активно используются, подменяют друг друга. Но если быть точным, UX – это структура продукта, комфорт его использования, а UI – внешний вид, удачные цветовые сочетания.
Хотя, конечно, и то и другое может выполнять один человек, и не очень крупные компании часто ищут совместителя.
Плюсы и минусы профессии
Основной плюс – востребованность на рынке труда. И спрос на таких мастеров только растет.
Неоспоримые плюсы профессии:
- высокий уровень оплаты труда;
- профессиональный рост (стагнации в этой сфере деятельности мало, нужно все время совершенствоваться, подстраиваться под меняющиеся стандарты);
- возможность удаленной работы (основное преимущество для тех, кто хотел бы зимовать в теплых странах);
- возможность переквалификации в смежные области («горизонтальный» карьерный рост);
- большая вероятность развития надпрофессиональных навыков.
Но и без минусов не обходится, как, впрочем, в любой другой профессии. Чего опасаются некоторые соискатели:
- высокая конкуренция;
- наниматель может попросить у соискателя подробное портфолио;
- нужно постоянно проводить исследования среди пользователей;
- высокий уровень ответственности за конечный результат.
Хотя все минусы можно назвать условными, особенно для человека, уверенного в своих силах.
А вот действительно весомым недостатком профессии можно считать необходимость длительного нахождения у монитора. Но и с гиподинамией можно бороться, компенсируя ее физической активностью в не посвященное работе время.
Чем занимаются?
А теперь к конкретике – сфера деятельности UX-дизайнера велика, и каждая компания, приглашающая к себе этого специалиста, должна четко ее очертить. В договоре обычно прописываются должностные обязанности, с которыми нужно внимательно ознакомиться перед тем, как подписать документ.
Что обычно входит в эти обязанности:
- проведение анализа пользовательских сценариев;
- разработка кликабельного прототипа продукта;
- формирование портрета ЦА (целевой аудитории);
- работа над логикой использования продукта;
- тестирование прототипа, коррекция по итогам тестирования;
- повторение циклов «разработка-тестирование», пока не будет достигнут конечный результат – оптимальное для пользователя взаимодействие с продуктом.
Исследования – значительная часть работы этого специалиста. И каждый человек, решивший встать на этот профессиональный путь, и морально, и интеллектуально должен быть готов к этому. Иметь собственные представления о прототипе и конечном продукте, конечно, нужно, но даже развитая интуиция без реальных исследований не имеет никакого значения.
Отчасти UX-дизайнер является и маркетологом, и бизнес-аналитиком, но при этом без непосредственно дизайнерского «глаза» состояться в профессии невозможно. Как и без развитых навыков, практического опыта.
Требования
Сказать, что навыки решают все, а личные качества просто помогают добиться успеха быстрее, конечно, можно. Но это будет преувеличением. Для достижения целей очень нужен баланс и того и другого. Как бы ни был умен и талантлив человек, если он элементарно не сможет организовать свой рабочий режим, работая удаленно, он потерпит фиаско.
Личные качества
В этой профессии остаются сильные аналитики. Это можно развить, но природную склонность к качественному анализу сложно превзойти. Есть люди, способные мыслить так, что ни один нюанс не выскользнет из-под их контроля. Из них получаются замечательные аналитики, тактики, исследователи-практики. Тем же, кому полный анализ проекта кажется скучным и рутинным занятием, трудно будет стать хорошим UX-дизайнером. Какие еще личные качества пригодятся в профессии?
- Четкая самоорганизация. Тайм-менеджмент – сила профессии. Если грамотно распределять временные ресурсы, понимать свои сильные стороны и, например, знать, когда лучше анализировать, а когда структурировать, все будет получаться. У человека с такими навыками нет прокрастинации (на которую сегодня жалуется каждый второй офисный работник), нет «горящих» проектов и проваленных дедлайнов.
- Скрупулезность. Иногда с мелочами приходится возиться весь день. У специалиста не должно быть соблазна сделать «как есть» и перейти к следующему шагу.
- Потребность в саморазвитии. Рынок растет и развивается, технологии совершенствуются, требования нанимателя тоже меняются. И это реалии, на которые UX-дизайнер не может закрыть глаза.
- Уверенность в себе. На первый взгляд, не самое главное личное качество для специалиста, который зачастую работает «на удаленке». Но умные и талантливые дизайнеры часто остаются за бортом в профессии, потому что не смогли справиться с самопрезентацией, неудачно проявили себя на собеседовании, побоялись взяться за сложный проект.
- Психологическая гибкость. И эмоциональная – в том числе. Если человек впадает в депрессию из-за одного неудачного проекта, сталкивается с отчаянием из-за пустякового комментария одного недовольного пользователя, он не выдержит профессиональной гонки. Нужно сохранять хладнокровие, уметь прогнозировать и учиться на своих ошибках.
- Инициативность. Быть «тихоней» в этой профессии, конечно, можно. Но, как известно, земной шар вертят оптимисты и активисты. Даже если ТЗ руководителя четкое и строгое, и отклоняться от него не желательно, а UX-дизайнер видит иное решение, он должен не побояться его озвучить. Стремление делать лучше, а не «так сойдет» – ключевое качество успешного UX-дизайнера.
Список можно продолжать, главное, еще до старта в профессии понимать, что даже красный диплом и высокий интеллект еще не гарантируют головокружительной карьеры. Пока умницы почивают на лаврах, старательные и трудолюбивые обгоняют их в карьерном забеге.
Навыки
Технические моменты, как ни странно, самое простое в профессии. Их изучить и освоить не так сложно. А вот успешно применить, продвинуть, убедить, угадать – это то, без чего технические приемы остаются малодейственными. Перечислим основные профессиональные навыки UX-дизайнера.
- Профессиональная коммуникация. «Вы можете быть замкнутым и самодостаточным в жизни, но на работе будьте готовы к продуктивным переговорам». С такой фразы может начать разговор руководитель. UX-дизайнеру приходится контактировать с большим количеством людей: от других дизайнеров до пользователей, продакт-менеджеров и руководителей. Договариваться, соорганизовываться – это все нужно уметь, чтобы конечный результат был успешным и прибыльным. Уметь слушать, уметь говорить – это действительно гиперважно для этого специалиста.
- Исследовательский опыт. Если не знать пользователей, создать для них продукт просто невозможно. Общение с ними – самый мощный рычаг в руках UX-дизайнера. Он должен получить оценку продукта, идеи, функции и далее грамотно использовать полученные сведения.
- Информационная архитектура. Это основной набор инструментов специалиста, который позволит ему любой хаос превратить в упорядоченную систему. Это и иерархия меню, и приоритетность пунктов, и выбор кликабельных слов.
- Командная работа. Чем больше нужных специалистов дизайнер включит в процесс проектирования, тем более продуманным и оптимизированным он получится. Не нужно бояться коллабораций и не нужно всегда «тянуть одеяло на себя».
- Сборка сценариев взаимодействия и макетов. Макет является каркасом интерфейса, а сценарий взаимодействия – это последовательность макетов. Для проработки макетов не нужно садиться за компьютер, лучше всего они прорабатываются на бумаге (хотя это и не просто, а также трудозатратно).
- Копирайтинг. Уметь писать емкие тексты для интерфейса – большое преимущество UX-дизайнера. При наличии филологических задатков натренировать этот навык можно.
Многое другое приходит с опытом, но с базисными навыками нужно быть уже на старте профессионального пути.
Обучение
В отечественных вузах такой специальности пока нет. Но и требования компаний часто разнятся, строгого списка должностных обязанностей тоже найти невозможно. Потому UX-дизайнерами обычно становятся графические или промышленные дизайнеры. А на эти специальности можно выучиться в большом количестве высших учебных заведений.
Кроме того, много частных IT-школ предлагают учебные курсы по данной специальности, и на базе уже имеющего высшего образования (возможно, по смежной специализации) можно получить отличную подготовку.