Массандровский дворец в Крыму: история, характеристика, где находится и как добраться?

Содержание
  1. Немного истории
  2. Описание интерьеров и территории
  3. Варианты экскурсий
  4. Как добраться

Массандровский дворец – одна из самых знаменитых достопримечательностей крымского полуострова. Он находится на территории Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Кроме Массандровского дворца, в него входит ещё Воронцовский дворец. Своё название дворец получил от села Массандра, которое расположено неподалёку.

Немного истории

Территория, на которой расположен дворец и село Массандра, была заселена с XIV века. Археологи обнаружили остатки таврских поселений, датированных этим периодом, и храм, построенный греками чуть позже поселения. До 1783 года Крымский полуостров находился под властью династии ханов Гиреев и являлся отдельным государством. Интересно, что в работах последнего хана Крым-Гирея есть упоминания о заброшенном поселении Марсанда. К моменту присоединения территории Крымского полуострова к Российской Империи, территория, которую сейчас занимает Алупкинский музей-заповедник, находилась в запущенном состоянии.

После нескольких неудачных попыток отдать территории в хозяйственные руки, там решили сделать Императорский Никитский ботанический сад. В это же время территория деревни Марсанда продаётся. Владелицей стала Софья Константиновна Потоцкая. Она загорелась идеей построить на месте рыбацкой деревушки Ялта город Софиополис, который стал бы центром на всём южном побережье. Однако этой идее не суждено было сбыться. После её смерти территории ушли к её дочери Ольге Нарышкиной, которая в 1822 году пригласила английского садовника Карла Кебаха. Он разбил сад, проложил дорожки и построил аллеи. О. С. Нарышкина продала землю Александре Васильевне Браницкой, которая приходилась тёщей князю Семёну Михайловичу Воронцову.

Свою деятельность в имении Семён Михайлович начал с того, что возродил церковь. Здание церкви было спроектировано Ф. Ф. Эльсоном. Оно было выполнено в греческом стиле, с колоннадами и портиками. К основному зданию примыкал источник.

История дворца начинается в 1881 году, когда князь Воронцов решил построить себе дом рядом с церковью. Разработка и реализация проекта была поручена архитектору Этьену Бушару. Внешний вид строения напоминал строгие рыцарские замки. А стиль архитектуры относят к эпохе позднего Возрождения. Но князю Воронцову не суждено было увидеть завершение работ. После его смерти строительство прекратилось.

Новый виток истории дворца начался в 1889 году, когда он был приобретён Удельным ведомством для нужд Александра III. Для оценки состояния здания был привлечён знаменитый скульптор А. И. Теребенёв. Он оставил краткую запись, в которой отмечал, что это здание в два этажа с частично сделанным подвалом и оцинкованной крышей с мансардными окнами. В качестве материала использовались местные известковые породы. По всем помещениям были сделаны деревянные и железные балки. Также Александр Иванович отмечал, что всё здание имеет очень хорошую кладку.

Дальнейшее строительство было продолжено по чертежам русского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Сохранив планировку и стиль строения, он добавил больше декора, тем самым превратив рыцарский замок в теремок. Строительство продолжалось до 1902 года.

Интересный факт: царские особы, посещая Тавриду, любили наведываться в этот дворец, но никогда не жили и не ночевали в нём. Возможно, это связано с тем, что даже к 1902 году, когда рабочие закончили строительство, в нём не было света, необходимой мебели.

В 1903 году Николай II заинтересовался предложением сделать в Массандре центр виноделия. Так Массандровский дворец стал путевым дворцом. В нём останавливались члены королевской семьи на отдых или для охоты. В связи с этим внутреннее убранство было довольно скромным, дополнительных построек, необходимых для длительного проживания, не было.

После 1917 года территории перешли в распоряжение новой власти. Строительство дворца продолжилось и было закончено в 1921 году. Храм был снесён, дубы уничтожили, планировка парка была изменена, а источник с водоёмом высохли. Дворцовый комплекс был переделан под санаторий «Пролетарское здоровье» для больных туберкулёзом. Своё существование санаторий прекратил с началом войны.

С 1945 года там располагался Институт виноградарства и виноделия «Магарач».

В 1948 году вся территория и постройки были переоборудованы в государственную дачу для первых лиц страны.

Статус культурного объекта Массандровского дворца был возвращён в 90-х годах прошлого века. Для восстановления экспозиции времён Александра III дворцовый комплекс был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма».

С 2014 года дворцовый комплекс находится в ведении Управления Делами Президента Российской Федерации.

В 2017 году на территории комплекса был поставлен памятник Александру III.

Описание интерьеров и территории

Большая часть предметов быта Романовых была уничтожена во время революции. Однако сохранилась встроенная мебель, зеркала, люстры ручной работы и камин в гостиной, сделанный из цельного куска мрамора. В остальном же интерьер был воссоздан при использовании предметов быта, мебели, произведений живописи и графики Алупкинского фонда. Часть предметов поступила в этот фонд из южных имений Романовых и Государственного музейного фонда. Внутри дворца сейчас устроен музей.

Особенности интерьеров Массандровского дворца:

  • в соответствии с модой второй половины XIX века при создании интерьеров использовалось сочетание различных стилей;
  • каждая комната имеет индивидуальную особенность;
  • в интерьере прослеживаются индивидуальные предпочтения Александра III (он говорил, что ему гораздо легче находиться в маленьких уютных помещениях).

Знакомство с внутренним убранством дворца начинается с вестибюля. Всё оформление помещения выполнено в романском стиле, который был распространён во Франции в X–XIII веках. Стены помещения визуально разделены на две части: верхнюю (отделанную художественной росписью) и нижнюю. В отличие от традиционного оформления деревом, нижнюю часть стен облицевали керамической плиткой с холодным голубым узором. Это сделано не только по эстетическим соображениям, но и исходя из практичности такого варианта облицовки: керамические плиты не нагреваются и поддерживают в помещении прохладную температуру. Чтобы в помещение не попадал прямой солнечный свет, в окна и двери вставлены цветные стёкла. Пол выложен метлахской плиткой, а потолок расписан орнаментом. Двери, оконные рамы, перила лестницы и отделка по краям панелей сделаны из дерева. Помещение разделено широкой аркой.

Следующее помещение было отведено под бильярдную. Оно выполнено в английском стиле. «Тон» интерьеру задаёт большой угловой камин, который отделан обшивкой из красного дерева и чеканки красной бронзы. Нижняя часть стен отделана дубовыми панелями, а потолок — лепниной в английском стиле XVI века. Под потолком располагается своеобразный лепной узор. По стенам расположены картины. Помещение бильярдной разделено на две части. В одной из них располагалась картинная галерея и окна в сад, а в другой стояли бильярдные столы и был выход в парадную столовую.

Парадная столовая выполнена в стиле Людовика XIII. Интерьер помещения перекликается с общим видом здания. При его создании использовалось много дерева цвета морёного дуба. Так же, как и в остальных помещениях, стены «разделены» на две части. Нижняя часть отделана деревянными панелями с резьбой растительных мотивов, верхняя часть покрыта художественной росписью. В интерьере присутствуют нотки рыцарских мотивов. Усиливает это ощущение «балочный» потолок. Это интересное художественное решение заключается в том, что на «основной» потолок крепились балки из благородного дерева, а оставшиеся между ними промежутки заполняли росписью. Помещение разделено на две части: первая часть — проходная между бильярдной и столовой — называлась сервизной. Её особенность в большом камине из резного дерева и майоликовых плит. Приём пищи проходил в большой комнате с пятью окнами и встроенными буфетами из дерева с барочной резьбой. Интерьер столовой был дополнен предметами искусства: пейзажами и натюрмортами Крымского полуострова, японскими вазами из фаянса и сервизами.

Интересно, что в изначальном интерьере была предусмотрена изразцовая печь. Практической необходимости в ней не было, и искусствоведы трактуют это как попытку возродить уходящую традицию создания таких печей в домах. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Кроме столовой, бильярдной и вестибюля на первом этаже располагалась кухня и погребок. Так как остановки во дворце не предполагали длительного проживания, кухня была оборудована только самым необходимым, для приготовления пищи на скорую руку.

Знакомство с интерьерами второго этажа начинается с вестибюля. Это небольшая комната с минимумом необходимых предметов мебели: кресла, вешалка и зеркало. Нижняя часть стен отделана деревянными панелями, а верхняя расписана узором кирпично-красного цвета. Зеркало оформлено дубовой рамой, а вешалка украшена орнаментом, сделанным при помощи техники выжигания. Из вестибюля можно пройти в приёмные императора и императрицы. Они расположены в разных частях здания. Туда можно попасть и по винтовым лестницам в башнях.

Интерьер приёмной гостиной императора выполнен в стиле «жакоб» и отличается строгостью. Мебели в помещении немного: зеркало-консоль, книжный шкаф. Вся мебель и деревянная отделка выполнены из полированного красного дерева. В качестве ещё одного основного отделочного материала использовалась золочёная бронза. По изначальному замыслу приёмная императора должна была быть отделана тканью в светло-зелёных тонах с растительными мотивами, а потолок предполагалось декорировать лепниной многослойной прокраски. Этим планам не суждено было сбыться, и сегодня гостиная представлена в золотисто-розовых тонах. Особенность этой комнаты в медальонах с монограммами Александра III и коронами. Медальоны расположены по углам потолка.

Интерьер приёмной императрицы более мягкий и уютный. Это небольшое помещение. При его отделке использовалось много дерева: больше половины всех стен отделаны деревянными панелями. Оставшаяся часть стен расписана в оттенках кофе и кофе с молоком. Потолок сделан в таких же тонах и украшен лепниной. Особенность этой комнаты — застеклённая стена. Стоит упомянуть и о решётке вентиляционной системы: она полностью повторяет рисунок лепнины, из-за чего почти незаметна. Интересно то, что сохранилась люстра из этой комнаты. Она датируется концом XIX века и на сегодняшний день возвращена на своё историческое место.

Кроме приёмных, планировка дворца предполагала два кабинета для Их Величеств.

Кабинет императора отличался роскошью. В качестве материала для отделки помещения и создания мебели использовался орех. В одной из стен сделано большое окно, которое облицовано деревянными панелями. В комнате есть камин, над ним весит барочное зеркало в позолоченной раме, зеркало дополняют канделябры и часы, датированные VIII веком. По изначальному замыслу стены должны были оформить шёлковой тканью светло-зелёного цвета, однако, при восстановлении интерьера стены были оформлены художественной росписью персикового и пудрово-розового цвета. Особенность комнаты — в потолке. На нём сделана широкая полоса лепнины, повторяющая форму потолка, инкрустирована позолотой.

Кабинет императрицы выглядит менее роскошно. Помещение всегда залито светом. Такое ощущение создаётся из-за отделки в цвете светлой резеды и четырёх больших окон. Единственное украшение потолка – люстра. Основной идеей для её создания стали растительные мотивы, а в качестве материала использовалась позолоченная бронза. Пол сделан из наборного дерева и ограничен широким плинтусом. Его цвет сочетается с цветом мраморного камина (шоколадный). На стенах расположены портреты членов королевской семьи. Интерьер помещения отражает традиции стиля классицизма.

Спальня Их Величеств. Основной замысел был в том, чтобы создать мягкую, расслабляющую атмосферу. Для этого планировалось отделать стены светло-бежевой тканью, но в итоге стены украсили росписью в розово-золотистых тонах. Для создания рассеянного света были использованы цветные окна. Из королевской спальни есть выход на широкий балкон. Весь потолок покрыт росписью. Особенность комнаты — в золотистом занавесе алькова с ламбрекеном. Цветовая гамма его узора перекликается с цветом мебели, стен и украшениями балкона.

Также есть две ванные комнаты: для императора и императрицы. Ванная комната императора отделана панелями из ореха и голландской керамикой, с изображениями пейзажей. Помещение Императрицы было отделано красным деревом.

Так как никто не планировал постоянно жить в Массандровском дворце, третий этаж так и не был отделан.

Парк на прилегающей территории можно разделить на две части: верхний сад и непосредственно парк.

Сад расположен вплотную к дворцу. На его территории разбиты дорожки, а с северной стороны построена стена, которая надёжно защищает его от возможных сходов горных пород. Вдоль дорожек посажена кусты лавра и туи. Особенность парка заключается в том, что, кроме широко известных в России винограда, смородины и крыжовника, были посажены апельсиновые, лимонные и оливковые деревья. После того как в Массандру прибыл придворный садовод Энке, были посажены целые аллеи хвойных деревьев и роз. В саду растут такие экзотические деревья, как атласный кедр и аризонский кипарис, олеандры, пальмы, пихты и магнолии. В то время как на основной территории парка произрастали вековые дубы и бук.

Территория нижнего парка превышает 30 гектаров. Ландшафт представляет собой смесь из естественных и искусственно созданных ландшафтных и растительных объектов.

Массандровский парк был знаменит своими розами, которые доставлялись ко двору. Поэтому до 1917 года ему уделялось значительное внимание, а растения (и в особенности розы) для парка привозились со всех уголков мира.

Парк сильно пострадал во время Первой мировой войны. Все свободные территории были засажены табаком. После прихода советской власти парк и вовсе был заброшен. Многие редкие деревья без ухода и регулярного полива засохли. Кроме этого, территорию, оставшуюся без присмотра, разбирали на огороды крестьяне. Большая часть парковых деревьев была срублена.

Состоянием парка озаботились только в 1961 году. Его передали в ведение Курортзеленстроя. Большую часть деревьев удалось восстановить, но развал страны в 90-х снова пошатнул благополучие парка. К счастью, на сегодняшний день парк почти полностью восстановлен.

Варианты экскурсий

На территории дворцового комплекса проводятся постоянно действующие экскурсии, которые можно посетить с 9: 00 до 18: 00 по будням и до 20: 00 – по выходным. Экспозиции посвящены жизни Александра III и царской семье, И. В. Сталину, жизни советских людей.

  • Экскурсия по дворцу. Она посвящена Александру III и проходит постоянно. Цена для взрослого около 300 р., для ребёнка — около 150 р.
  • Экскурсия по парку. Проводится только для групп от 15 человек и по предварительной заявке. Общая цена составит 1500 р.
  • Групповая экскурсия по экспозициям Массандровского дворца. Необходима предварительная заявка и число посетителей не менее 15. Общая цена – 4500 р.
  • Групповая экскурсия по придворцовой территории, посвящённая её флоре и фауне. Проводится для групп от 15 человек по предварительной заявке. Общая стоимость – 900 р.
  • Экскурсия, посвящённая флоре и фауне парка. Цена билета – 100 р.
  • Экскурсия «Как мы жили…». Она посвящена жизни советских людей и проводится по третьему этажу здания. Там расположена экспозиция картин советских художников.
  • Также на третьем этаже проходит отдельная выставка, посвящённая коронации Александра III.
  • Экскурсия по дворцовой территории. Она привязана к жизни и деятельности Сталина.
  • Есть возможность взять экскурсию на электромобиле. Цена одного билета составит 800 р.

Кроме этого, на территории дворцового комплекса проходят мероприятия, о проведении которых сообщается на официальном сайте.

Цена билета для льготных категорий снижена. У посетителей есть возможность взять аудиогида. Эта услуга стоит 70 р.

На территории комплекса расположены сувенирные лавочки и летние кафе.

Как добраться

Точный адрес дворца: ул. Набережная, д. 2, пгт Массандра, Республика Крым.

В зависимости от пункта отправления, есть три варианта, как добраться до места.

  • Из Ялты ходит троллейбус No2 и автобус No29. Нужно доехать до конечной остановки «Массандровский дворец» и совершить пешую 15-минутную прогулку по асфальтированной дороге до дворца.
  • Из Симферополя. Необходимо сесть на автобус «Симферополь – Ялта» и дальше добираться с помощью троллейбуса No2 и автобуса No29. Автобус «Симферополь – Ялта» по пути следования останавливается на остановке «Массандровский дворец», но идти оттуда достаточно далеко.
  • Из Севастополя. Сначала нужно добраться до Ялты на автобусе «Севастополь – Ялта», а дальше на троллейбусе или автобусе.

О Массандровском двореце, экскурсия по Массандровский дворцу и Массандровскому парку в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.