Монастырь Сурб-Хач в Крыму: особенности и месторасположение

Содержание
  1. История
  2. Описание
  3. Правила поведения
  4. Где находится и как доехать?

Особый интерес для путешественников представляет Старый Крым, охвативший подножье Монастырский горы. На самой вершине этой живописной лесистой местности можно увидеть очертания апостольской церкви. Именно здесь располагается Сурб-Хач – старейший действующий армянский монастырь.

История

В XIII веке с согласия ордынских ханов большое количество армян переехало в Тавриду из городка Ани, разрушенного сильным землетрясением. Свое пристанище они обрели в городке Крым. Существует легенда, что духовный предводитель армян Ованес Себастаци увидел в небе огромный огненный крест, который счел хорошим предзнаменованием и принял решение возвести на этом месте большой монастырь. Отсюда и его название – Сурб-Хач, что в переводе означает «святой крест».

Вместе со своим братом Ованес Себастаци купил у генуэзцев участок в 50 гектаров и в 1358 году приступил к возведению обители, а на его кровлю было решено водрузить главную реликвию армянского народа – крест с храма города Ани.

Среди историков существует мнение, что этот монастырь стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм. Так и началась история армянской Церкви Святого Креста, многие десятки и даже сотни лет она была связана с разрушениями – в результате атак со стороны генуэзцев, татар и турков здание постоянно разрушалось и восстанавливалось вновь, многократно перестраивался братский корпус и появлялись новые кельи.

В обители находили временное пристанище все армяне, пострадавшие от гонений за приверженность христианской вере.

За всю свою историю обитель Сурб-Хач была недействующей лишь дважды. Первый раз случился тогда, когда армян выслали из Крыма в задонские степи. Второй случай произошел уже во времена советской власти, когда в 1925 году на месте обители основали туберкулезный диспансер, а спустя год – пионерский лагерь для школьников.

Во время Второй мировой войны монастырь оказался полностью заброшенным и начал постепенно ветшать и разрушаться. Так продолжалось до 70-х годов прошлого века. В то время на территории комплекса начались археологические раскопки и здание частично восстановили, а в помещении бывшей келейной устроили санаторий.

Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач только в начале 90-х годов прошлого века, когда над храмом снова установили крест, и начались богослужения. В 2002 году монастырь официально передали армянской православной церкви, но открыли его только в 2008 году, когда провели электричество, обустроили подъездные пути и назначили настоятеля. Незадолго до этого из Армении были привезены кресты с зашифрованной надписью «Сурб-Хач», их установили возле дверей храма. На сегодняшний день монастырь является действующим.

Описание

Сурб-Хач для православных армян – это мужская обитель, женщинам вход сюда категорически воспрещен. Для посещения открыты только руины старого здания – братский корпус, помещение трапезной, а также внутренний двор. В древние времена эта обитель была довольно знаменита, в ней размещалась собственная школа, на территории обители переписывались самые известные священные книги и духовные памятки. Даже атака турецких войск в 1475 году не приостановила просветительской и нравственной жизни в монастыре Сурб-Хач.

Вплоть до XVIII века обитель оставалась главным центром паломничества верующих армян на территории всего Крыма, а также Северного Причерноморья. Известно, что изначально служители жили в одной общей келейной, но по мере роста числа послушников увеличивалось и количество внутренних жилых помещений. Сами комнаты были небольшими – 2х2 метра, при этом в каждом помещении находился камин.

Сейчас сложно представить, как можно жить в условиях столь ограниченного пространства, но не стоит забывать, что в кельях монахи лишь спали и читали молитвы, а для этого совсем не нужно много места.

В обители имелся глиняный водопровод. Были оборудованы единая душевая комната и две трапезные: первая – для монахов, а вторая – для посетителей-мирян. Неподалеку от келий располагался вход в церковь. Благодаря подобному расположению сводились к минимуму контакты с мирянами.

В отдельно расположенной башне обустраивалась комната настоятеля, который каждое воскресенье проводил литургию. Он оставался в своей келье в полнейшем одиночестве с понедельника по субботу и готовился к богослужению, после чего спускался по небольшой лестнице и выходил сразу к алтарю.

Ворота в храм украшают величественные кресты, возле которых можно заметить надгробные плиты – это старинные захоронения первых послушников и основателя Сурб-Хач. Согласно обычаям армянской церкви быть погребенным возле входа в монастырь или храм всегда считается огромной честью.

Над входом видна одна из старинных фресок, изображающая Богородицу, однако она сохранилась совсем плохо. Согласно дошедшим до нас документам, в прежние времена в монастыре было немало росписей, но они сейчас пребывают в самом плачевном состоянии, и очертания ликов святых на них практически незаметны.

В армянских церквях иконостас отсутствует – алтарь украшает только икона Богоматери. Само место отделено от остального помещения небольшим занавесом, в этом плане армянские религиозные традиции очень близки к раннехристианским. В помещении имеется купель для проведения обряда крещения, а также зона, куда можно при желании поставить горящую свечу – свечки за упокой и за здравие армяне ставят в едином месте.

В храме Сурб-Хач хранится известная икона, называемая «Моргающий Иисус». Во всем мире существует лишь 3 зарисовки с оригинала, а сам оригинал – это не что иное, как плащаница, которой был покрыт Иисус сразу после кончины, и на котором сохранился отпечаток его лица. Одно такое полотно хранится в Сурб-Хач, второе – в Грузии, а третье – в Ватикане.

Икона сделана так, что при взгляде на нее из любых положений, Иисус то глядит на человека, то его веки закрыты, то наполнены кровью и слезами. Это изображение производит поистине неизгладимое впечатление на каждого, кто его видит.

Монастырский сад, вне всякого сомнения, является одной из главных достопримечательностей обители. Конечно, его красота за несколько столетий поблекла – в прежние века он славился своими деревьями, здесь было несколько красивых фонтанов, но до наших времен сохранилось только два. Фонтаны выглядят как сооружения прямоугольной формы, выложенные из камня, на поверхности которых хорошо различимы вырезанные узоры. Располагается сад на нескольких террасах, к ним ведут лестницы, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.

Возле обители в середине лета отмечают Вардавар – это армянский аналог дня Ивана Купалы, а в праздничные дни тут проводят выставки работ народного армянского ремесла и концерты фольклорных коллективов. Здесь собираются туристы со всего ближнего зарубежья, при этом посетить мероприятия может любой человек вне зависимости от его пола, национальной принадлежности и религиозного вероисповедания.

На память о знакомстве с этим древним монастырем туристы берут святую воду. Она сбегает по трубопроводу и бьет прямо из стены этого монастыря.

Правила поведения

На территории усадьбы монастыря действуют строгие правила поведения:

  • парковать автомобиль допускается лишь на отдельно отведенных для этого площадках, проезд в охраняемую зону запрещен для всех типов автотранспорта, помимо служебного;
  • разбивать палатки можно лишь по предварительному согласованию с настоятелем и в строго установленных зонах;
  • включать нерелигиозную музыку категорически запрещено;
  • не допускается вырубка деревьев, выпас сельскохозяйственных животных и птиц, покос травы, сбор плодов и растений в саду;
  • прогулки с собаками возможны исключительно в намордниках и на поводке;
  • на территорию самого храма можно входить только в сопровождении служителей монастыря;
  • посетители должны иметь соответствующее обстановке одеяние.

В настоящее время в помещении обители продолжаются строительные работы по реконструкции, поэтому запрещен вход на следующие строительные площадки:

  • лестничные пролеты, ведущие с первого на второй этаж;
  • башни и подвальные помещения;
  • первый этаж братского корпуса.

Не допускается хождение по кладкам и парапетам опорных конструкций. Проводить фото- и видеосъемку на территории Сурб-Хач можно лишь с разрешения настоятеля. Запрещено заходить в обитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, посещать внутренние помещения с оружием, а также курить в стенах монастыря.

Где находится и как доехать?

Сурб-Хач располагается в довольно живописном месте – он словно потерян в предгорном лиственном лесу. Возле него нет никаких жилых строений и автотрасс, местечко крайне уединенное и спокойное. Сюда не доходят никакие шумы города, слышны лишь трели птиц и церковная мелодия, доносящаяся из храма.

Обитель располагается в Кировском районе Старого Крыма, но это лишь общий адрес. Для того чтобы найти верную дорогу, нужна большая конкретика. Самым лучшим ориентиром можно назвать подножие Монастырской горы. Она располагается между известными крымскими курортами – Судаком и Феодосией.

Монастырская Гора является частью северного склона Крымской гряды, сюда можно добраться из всех местных населенных пунктов по трассам Р-29 и Р-23. Туристы могут попасть сюда по довольно оживленному шоссе маршрута Старый Крым – Приветное.

Пешие путешественники обычно сходят на станции Старый Крым, после чего перемещаются вдоль трассы в западном направлении. В том месте, где она пересекается с улицей Ленина, следует свернуть в направлении горы и по самому первому переулку выйти из села (это примерно 700 метров). После перехода через небольшую речушку Чурук-Су следует пойти по дороге, которая и поднимает путников к историческому и духовному сокровищу всего армянского народа.

О том, как добраться до монастыря Сурб-Хач в Крыму, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.