Top.Mail.Ru

Мост в Крым: где он находится и как его строили?

Содержание
  1. Что собой представляет?
  2. Характеристики
  3. Как возникла идея?
  4. Как выбирался маршрут?
  5. Строительство
  6. Открытие
  7. Стоимость
  8. Интересные факты

На протяжении нескольких лет Крымский мост (или как часто называют этот проект «Стройка века») являлся главным героем новостей – все СМИ пестрели заголовками, содержащими данное словосочетание. Несмотря на то что большая часть моста уже возведена, остается еще немало работы, на строительной площадке неустанно трудятся рабочие. В сегодняшнем материале вы узнаете о том, что представляет собой Крымский мост и как возникла идея его постройки.

Что собой представляет?

Вообще говоря, Крымский мост – это транспортный переход через Керченский пролив. Данное сооружение объединяет материковую Россию и полуостров Крым. Объект состоит из автомобильной дороги и железнодорожного пути, причем первая часть моста уже полностью построена и находится в эксплуатации, а вторая – переживает стадию активного строительства.

Следует отметить, что мост в Крым – это не только новый, современный и функциональный объект архитектуры. Кроме практического, данное сооружение имеет и символическое значение – вхождение полуострова Крым в состав Российской Федерации. Описываемый мост считается самым длинным не только на территории России, но и во всей Европе.

На сегодняшний день Крымский мост выполняет огромную роль в отношении транспортного сообщения между материковой Россией и полуостровом Крым. Именно он обеспечивает все пассажирские и грузовые перевозки с одной стороны на другую.

Изначально подразумевалось, что мост будет именоваться Керченским (как и пролив, через который он проходит), но данный вопрос вызвал большое волнение и резонанс не только в прессе, но и среди обычных граждан, поэтому название стратегического сооружения было выбрано общими усилиями жителей страны путем голосования. По итогу – мост называется Крымским.

Характеристики

Общая протяженность Крымского моста – 19 км. Причем длина автодорожного и железнодорожного переходов, оба из которых являются составными частями одного масштабного сооружения, немного отличаются. Так, автомобильная дорога немного короче и составляет 17 километров, а железная длиннее – ее показатель равен 18 километрам. Автомобильная дорога Крымского моста состоит из четырех полос.

Максимальная скорость движения по данной трассе составляет 90 км/ч. За одни сутки по мосту может проехать около 40 тысяч автомобилей (данный показатель также нередко называют пропускной способностью).

Что касается железнодорожных путей, то после окончания строительства они будут представлять собой бесстыковую двухпутную дорогу, относящуюся ко второй категории. По железной дороге Крымского моста будут двигаться локомотивы, масса которых может достигать 7 000 тонн. Разрешенная скорость для пассажирских поездов – 120 км/ч, а для грузовых – 80 км/ч.

А также важно отметить, что несмотря на то что транспортные переходы как таковые не являются составной частью самого моста, но без них невозможно его правильное функционирование. Так, для того чтобы заехать на транспортный переход через Керченский пролив, необходимо попасть на 40-километровую дорогу, которая отходит от старого маршрута трассы А-290 в пределах Краснодарского края.

Если же говорить о подъезде к мосту со стороны полуострова Крым, то к мосту ведет дорого от развязки на трассе Керчь-Симферополь.

Железнодорожные пути Крымского моста станут составной частью линии Багерово–Вышестеблиевская на территории Крыма. А для того чтобы заехать на железнодорожную часть транспортного перехода со стороны материковой России, необходимо будет преодолеть 40-километровую двухпутную железную дорогу. Крымский мост начинается на Таманском полуострове, проходит по острову Тузла и его косе, пересекает фарватер и крымский мыс Ак-Бурун, а затем завершается в самом восточном городе полуострова – городе-герое Керчь.

Сами по себе мосты проходят довольно длинными эстакадами. Длина пролетов варьируется, что объясняется строением дна Керченского пролива и находится в диапазоне от 55 до 63 метров. В составе моста наличествуют и судоходные пролеты. Эти элементы проходят над Керчь-Еникальским каналом. Их длина составляет около 227 метров, ширина – 185 метров, а высота – 45 метров (с подмостовым судоходным габаритом в 35 метров).

Еще на этапе проектирования Крымский мост задумывался как прочное и устойчивое соединение, которое простоит не годы и десятилетия, а века. Например, общепринятым является тот факт, что мост не потребует ремонта в ближайшие 100 лет. В связи с тем, что мост обладает довольно большой протяженностью и проходит через водный объект, он является довольно устойчивым по отношению к разнообразным негативным сейсмическим процессам – заявляется, что сооружение выдержит даже мощные землетрясения, оцениваемые в 9 баллов.

Как возникла идея?

Идея постройки транспортного перехода через Керченский пролив, который бы соединил полуостров Крым с материковой Россией, не является новой или инновационной. Данный вопрос обсуждали довольно давно. Так, если обращаться к историческим источникам, то можно доподлинно заявлять о том, что предложения о строительстве подобного моста звучали еще задолго до начала Октябрьской революции.

Позднее, в годы Великой Отечественной войны, немцы начали подготовительные работы по строительству подобного сооружения.

Однако их планы были прерваны наступлением отечественных солдат. Однако уже весной 1944 года, после того как полуостров Крым был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков, был начат проект по строительству железнодорожного моста через Керченский пролив. Тем не менее данный мост был разрушен неблагоприятными климатическими явлениями, а именно – ветрами, пришедшими из Азовского моря. Со временем сооружение было полностью разобрано и уничтожено.

После этого было предпринято еще несколько попыток, направленных на организацию сухопутной связи между полуостровом Крым и материковой Россией. Например, был создан проект двухъярусного моста, который бы состоял из двух железнодорожных и двух автомобильных путей и проходил от крепости Еникале до косы Чушка. Проект был одобрен, даже началось строительство, но вскоре и оно было прекращено. Строительство моста было заменено строительством паромной переправы.

Продолжилось обсуждение строительства моста через пролив в 1970-х годах. Однако на тот момент основные трудности заключались в отсутствии необходимых для реализации проекта финансовых средств. В 1990-е годы специалистами было создано 4 проекта строительства моста, был объявлен целый конкурс. Когда на территории Крыма господствовала украинская власть, данный проект снова инициировали. Так, многие государственные деятели Украины высказывались о том, что подобный мост поможет наладить и укрепить дружеские отношении России и Украины.

Несмотря на то что идея постройки Крымского моста, согласно историческим данным, существовала довольно давно (и даже предпринимались некоторые попытки эту идею осуществить), свою непосредственную реализацию она получила только с приходом российской власти на полуостров Крым и присоединения данной территории к Российской Федерации.

Так, 19 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу перед Министерством транспорта о постройке через Керченский пролив железнодорожного и автодорожного моста. Уже летом 2014 года была составлена смета, а зимой 2015 года был назначен подрядчик строительства. В апреле 2015 года началось возведение технических построек, а к зиме 2016 года проект прошел все необходимые экспертизы и получил полное одобрение.

Официально строительство Крымского моста началось в феврале 2016 года.

Как выбирался маршрут?

Очевидно, что строительство такого грандиозного сооружения, как транспортный переход через Керченский пролив – дело не из легких. В связи с этим особенно тщательно проводились подготовительные и проектные работы, особое внимание было уделено выбору конкретного маршрута, по которому должен был пройти мост. Так, всего существовало 4 проекта. Три из них подразумевали строительство перехода от косы Чушка, только один – возведение сооружение по маршруту, проходящему от Таманского полуострова через Тузлу. По итогу оптимальным был признан именно четвертый вариант. Вообще говоря, при выборе маршрута учитывалось огромное количество разнообразных факторов, в том числе следующие:

  • протяженность моста;
  • необходимость наличия железнодорожных и автодорожных подъездов к нему (как на территории Крыма, так и на территории материковой России);
  • стоимость строительства;
  • развитие порта «Кавказ»;
  • функционирование судоходства;
  • экологические характеристики;
  • социальная и политическая обстановки;
  • климатические особенности территории и другие.

Таким образом, на основании тщательного отбора маршрут через остров Тузла был выбран как наиболее подходящий. Основными преимуществами данного варианта были признаны следующие:

  • наличие необходимых территорий, на которых можно разместить вспомогательные и обслуживающие сооружения;
  • отсутствие надобности строительства в опасных тектонических областях;
  • меньшая стоимость эксплуатации;
  • возможность сохранения нетронутыми исторические и культурные памятники;
  • обход зоны активности грязевых вулканов.

Таким образом, мост, который ведет из материковой России прямиком в Керчь, находится именно на этом маршруте. Помимо того, что между специалистами проходили жаркие споры в отношении маршрута, довольно долго обсуждался также и вопрос того, что именно должно быть построено и в каком виде. Например, выражалась идея о том, что необходимо строить не мост, а тоннель. В первую очередь такую позицию поддерживали власти Республики Крым.

Однако после подробного научного исследования и анализа этот вариант отвергли, так как был сделан вывод о том, что в географических и сейсмических условиях Крыма сооружение такого объекта является довольно опасной затеей.

После того как решение о строительстве моста было принято окончательно, возникли споры относительного того, как будет выглядеть данный объект. Всего существовало несколько вариантах. Так, на начальных этапах рассматривалось строительство одновременно нескольких мостов, один из которых должен был обеспечивать автомобильное движение, а другой – железнодорожной.

Предполагалось, что они пройдут между Таманским полуостровом, Тузлинской косой, островом Тузла и городом Керчь. Причем их опоры должны были находиться не на дне Керченского пролива, а на суше. Данный вариант не нашел своего воплощения, так как транспортный переход по насыпи не являлся оптимальной идеей. Все дело в том, что Тузлинская коса не является довольно устойчивым образованием и постоянно подвергается разнообразным динамическим процессам.

Важно! Изначальная идея о возведении моста, состоящего из двух ярусов, также была отвергнута в пользу моста, который бы состоял из двух параллельных частей: автодорожной и железнодорожной. Таким образом появилась возможность уменьшить материальные затраты на строительство, а также уменьшить и сроки.

Строительство

Летом 2014 года была составлена предварительная смета проекта, которая предусматривала необходимые финансовые затраты на возведение транспортного перехода через Керченский пролив. Зимой следующего года был назначен исполнитель проектных и строительных работ, а именно – компания «Стройгазмонтаж». Данная организация заказала составление проектной документации у организации под названием «Гипростроймост – Санкт-Петербург».

Первые технические и вспомогательные сооружения начали строить уже весной 2015 года. Тем не менее проект все еще должен был пройти все необходимые экспертизы и проверки, что и произошло в феврале 2016 года. В этот же период была составлена финальная смета стоимости строительства транспортного перехода, который соединил Крым и материковую Россию.

Таким образом, непосредственное строительство моста началось в феврале 2016 года. Начальным этапом работ стало погружение свай, которые позже стали основаниями опор всей конструкции. В апреле этого же года была возведена первая опоры ныне существующего Крымского моста.

По сути, это явление имеет огромное историческое значение не только для крымчан или россиян, но и для всего мира. Первый месяц лета 2016 ознаменовался началом установки первых пролетных строений. Закончили устанавливать сваи железнодорожного моста в августе 2017 года. В этом же месяце произошла транспортировка и установка железнодорожной арки.

В декабре 2017 года состоялось возведение всех опор для автодорожного моста и 50% опор для железнодорожного перехода. В апреле 2018 года завершился процесс укладки асфальтового покрытия на автомобильной дороге Крымского моста. Мост прошел приемку и был запущен в эксплуатацию. Несмотря на то что на этом этапе строительство автомобильной части было завершено, рабочие по-прежнему строили железнодорожную часть.

Так, установка свайных фундаментов окончилась только в июне 2018 года. В конце июля началась прокладка рельс. Полное окончание строительства железной дороги Крымского моста произойдет в декабре 2019 года.

Открытие

Открытие автодорожной части Крымского моста, которые через Керченский пролив соединил российские полуостров и материк, стало праздничным и торжественным событием, что несомненно войдет в историю нашей страны. Данное событие произошло 15 мая 2018 года. Честь первого проезда по мосту выпала главе Российской Федерации Владимиру Путину. Данное событие транслировали в прямом эфире многие российские телеканалы, писали об этом и все СМИ.

На следующий день, 16 мая, проехать по мосту смогли и все желающие. Так, согласно статистическим данным, в этот день Крымский мост открыли для себя 14 000 транспортных средств. Таким образом, уже в первый день существования Крымского моста был побит рекорд паромной переправы. На сегодняшний день все транспортное пассажирское сообщение между материковой Россией и полуостров Крым осуществляется посредством Крымского моста. С его постройкой данные процессы стали гораздо проще и быстрее. Позитивно отзываются о «Стройке века» и крымчане, и жители материка.

Стоимость

В целом на строительство Крымского моста, согласно официальным данным, потратили 227, 92 миллиарда рублей. Данная сумма оказалась меньше изначально рассчитанной цены на 380 миллионов рублей. Так, на проектные и изыскательские работы было потрачено около 9 миллиардов рублей. Создание базисных конструкций для обеих частей моста (автодорожной и железнодорожной) стоит 170 миллиардов рублей. Кроме этих затрат, деньги были направлены на подготовительные работы, сооружение технических зданий и объектов и так далее.

Интересные факты

Крымский мост – одно из самых запрашиваемых словосочетаний во всех поисковых системах интернета. Действительно, «Стройка века» привлекла к себе внимание не только российской, но и мировой общественности. Однако интерес вызывает не только сам факт постройки сооружения, но и следующие события:

  • неофициальным талисманом Крымского моста стал рыжий кот; его даже назвали Мостиком;
  • в России было выпущено несколько художественных и документальных фильмов, посвященных «Стройке века»;
  • на строительную площадку Крымского моста нередко приглашают прессу; такие пресс-туры посещают не только отечественные, но и зарубежные журналисты;
  • на территории Российской Федерации была выпущена почтовая марка с изображением Крымского моста; кроме того, с подобным изображением существуют монеты и другая атрибутика.

Стоит отметить, что Крымский мост – это настоящее чудо, созданное руками человека. Разумеется, в первую очередь данный объект выполняет стратегическую и практическую функции, обеспечивая беспрепятственную транспортную связь между полуостровом Крым и материковой Россией.

Кроме этого, сам по себе мост является грандиозным объектом архитектурного искусства, а также символом важного исторического и политического события – присоединения полуострова Крым к Российской Федерации.

О том, как построили Крымский мост, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.