Обзор музея Айвазовского в Феодосии
Далеко не все художники, имена которых сегодня готовы собрать толпы почитателей таланта на выставке их работ, при жизни ощущали себя в полной мере успешными в творческом отношении. Как говорил Бальзак: «Слава – солнце мертвых», увы, к художникам эти слова можно отнести с удручающей частотой.
Однако среди череды громких имен есть те, кто при жизни был не просто принят, а всячески почитаем, коммерчески успешен и признан коллегами и поклонниками живописи. Один из таких художников – Иван Константинович Айвазовский.
Если вы собираетесь в Феодосию, обязательно посетите музей его имени.
Чем интересен музей?
Сегодня увидеть картины мастера можно в основном на втором этаже особняка. Конечно, каждый второй посетитель музея в Феодосии приходит сюда, чтобы увидеть хрестоматийный «Девятый вал», пожалуй, главную визитную карточку мастера. Но картина эта находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. А вот работа «Среди волн», не менее сильная и грандиозная, занимает почетное место в феодосийской галерее. Кстати, создал ее живописец в возрасте 80 лет.
В музее около 400 работ мастера, а в целом экспонатов здесь более 12 тысяч. Не менее интересно посетителям будет взглянуть на предметы быта семьи Айвазовских, их личные вещи, фотокарточки.
Музей живет: ежегодно множество туристов стремится зайти в гости к самому известному маринисту. Радует качественное освещение выставочных залов. В особняке много окон, а с потолков свисают старинные люстры.
Экскурсия проведет вас по основному залу, мастерской живописца, корпусу дома его сестры. А еще в музее есть тайная комната, зайти туда можно за отдельную плату. Там хранятся личные вещи Айвазовского: самый настоящий мольберт, личный блокнот и так далее.
Есть в музее и картина, вызывающая самый большой интерес. Ее никогда не выставляют, хранится она в комнате, где нет дневного света. Полотно называется «На смерть Александра III». Чтобы его увидеть, придется немало средств оставить на развитие музея.
Находится в галерее и последняя работа Айвазовского, называемая «Взрыв корабля», она осталась в кабинете мариниста, на мольберте. Это трогательный, проникновенный жест – у всякого посетителя создается впечатление, будто мастер вышел, но вот-вот вернется к работе.
Интересно, что удача в каком-то смысле сопутствовала творчеству художника и после его кончины. Музейные работы могли легко пропасть в годы гитлеровской оккупации, но их вовремя отправили в Ереван и после войны все эвакуированные работы вернулись на родину.
У особняка стоит памятник художнику, у которого охотно фотографируются туристы.
Галерея сегодня
В апреле 2019 года в стенах галереи откроется выставка под названием «Западноевропейская графика». Работает музей каждый день, кроме среды, в 17.00 галерея закрывается. Полный билет для взрослых стоит 300 рублей, а пенсионеры, студенты и дети проходят в музей за полцены. Если же вы группой (не более 10 человек) хотите посетить эксклюзивную выставку картины «На смерть Александра III», то вам придется заплатить 3000 рублей, и льгот в этом случае не предусмотрено.
Ежегодно через музей проходит 300 000 посетителей. На базе галереи регулярно осуществляются крупные научные конференции, фестивали классической музыки. Музей находится по адресу: ул. Галерейная, дом 2. Это совсем недалеко от железнодорожного вокзала.
Достояние комплекса
Выставочный комплекс структурирован так, чтобы посетитель видел картины в порядке их написания. Это показывает не просто творческий путь художника, а эволюцию его мастерства. От полотна к полотну маринист становился точнее в деталях, в способах передачи света, работы с цветом и композицией. Такая структура выставки полезна начинающим художникам, которые могут подобным образом найти лучшую иллюстрацию к теоретическим познаниям.
Галерея – это еще и место, где бережно хранятся работы последователей и учеников Айвазовского. Здесь можно увидеть полотна Архипа Куинджи, Адольфа Фесслера, Михаила Латри.
Есть музеи, смысловой центр которых – это два-три известных произведения, ради которых туристы едут издалека. Но в галерее Айвазовского, несмотря на выдающиеся, не нуждающиеся в представлении любителям живописи «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», «Севастопольский рейд» и незавершенный «Взрыв корабля», есть много менее знаменитых работ. И их нельзя назвать вторичными.
12 000 единиц экспонатов в коллекции музейного комплекса – это действительно достояние галереи. Отдельные туристы оказываются разочарованными тем, что пресловутый «Девятый вал» отсутствует в музее. Но отчасти компенсировать это могут художественные эксперименты Максимилиана Волошина и Льва Лагорио, а также живописные, достойные внимания полотна маринистов западноевропейской школы.
Морские пейзажи
Полная экспозиция музея показывает Айвазовского как человека увлекающегося, энергичного, успевшего за свою долгую и плодотворную жизнь реализовать немало инициатив. Но даже если вас удивят его работы вне статуса мариниста, если восхитит сама обстановка дома, экспонаты, говорящие об устройстве быта художника, морские пейзажи все равно остаются на переднем плане.
Те, кто ранее видел только репродукции знаменитых картин, наверняка будут впечатлены. Вживую они выглядят еще масштабнее, эпохальнее. Оформленные в тяжелые рамы, они передают силу стихии: неумолимой и победоносной, сносящей все на своем пути.
Это невозможно сравнить даже с выдающейся художественной фотографией: кажется, что знаменитый маринист настроил свой зрительный анализатор на предельную четкость – оттенки воды меняются с потрясающей разбежкой в цветовой гамме. От чистого, практически невинного небесно-голубого до разверзнутой черной пасти морских глубин. И у каждого пейзажа свое настроение, свой посыл.
Некоторые репродукции кажутся зрителю мрачными, но видя их вживую, оцениваешь уже не мрачность и ни в коем случае не однообразность, а мельчайшие детали выхваченного глазом и сердцем художника образчика природы. Чтобы так писать, нужно не просто быть внимательным, уметь работать с натурой, нужно родиться в этих краях. Отдельные работы огромны и по своему размеру, и по эмоциональному заряду.
Сложно с чем-то сравнивать эти фундаментальные работы. Галерея не выглядит домом, где выставляется всего несколько не первой значимости картин: грандиозность достаточно больших для особняка залов и прекрасная подборка работ впечатляют туристов.
История дома
В просторном двухэтажном доме, где располагается музей мариниста, угадывается архитектурный итальянский стиль. Этот дом Иван Константинович, как несложно догадаться, строил по собственному проекту. Государственным музеем эта художественная галерея, завещанная городу, стала в 1920 году. Но история музея не самая ровная и благополучная. В годы смены строя страны здесь располагались штаб ЧК, дивизионные отделы Красной Армии и Флота.
Конечно, при таком соседстве не все произведения мастера уцелели.
Дом сестры художника
Будучи посетителем музея, вы обязательно окажетесь в доме Екатерины Константиновны Айвазовской. Это не просто дополнение к основной экспозиции, это важная ее часть. В армянских семьях так было заведено – селиться по соседству с близкими родственниками. Потому рядом с домом брата стоит особняк Екатерины.
Если желаете увидеть, как классик работал над библейскими и мифическими сюжетами в живописи, обязательно загляните сюда. В особняке сестры Айвазовского организаторы музея решили выставить полотна художника, отвлеченные от морской тематики. Это картины, которые объединяют религиозные темы, библейские сюжеты.
И для немалого числа посетителей именно экспозиция дома Екатерины Константиновны оказывается самой интересной частью экскурсии. Многие открывают для себя великого «певца морей» как разнопланового творца, способного художественно переосмысливать религиозные и философские темы.
На экскурсии посетители видят другого Айвазовского: человека с трепетным отношением к христианству (его брат, к слову, был архиепископом). Так, в особняке сестры художника можно лицезреть не столь известные «Моление о чаше», «Хождение по водам», «Крещение» и даже авторское видение «Тайной вечери».
Немного биографии
Еще со школы, наверное, каждый помнит, что Айвазовский – это художник, который невероятно точно передавал на полотнах морские пейзажи. Кроме великих картин, посвященных водной стихии, писал Иван Константинович и крупные батальные сцены, библейские сюжеты и даже портреты. А еще художник мог назвать себя коллекционером и меценатом.
Настоящее имя классика – Ованнес Айвазян и это самый известный художник с армянскими корнями. Биография его уникальна. В детстве мальчик проявлял не только художественные способности, известно, что он сам научился играть на скрипке.
Художественный талант Айвазовского, возможно, и не раскрылся бы столь ярко, если бы с детства мальчик не развивал сенсорные навыки и чувство прекрасного игрой на скрипке.
Выдающемуся художнику покровительствовал Николай Первый. Посчастливилось Айвазовскому поработать и на юге Италии – эти творческие годы были особенно плодотворными. Восторги критиков и коммерческий успех не обошли мариниста стороной. За свой труд Иван Константинович был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств.
Однажды, когда художнику было 27 лет, он плыл в сторону дома на корабле, в Бискайском заливе судно попало в бурю, едва не затонуло – в парижских газетах вышел некролог о гибели русского живописца. Говорят, ложное сообщение о смерти сулит долгую жизнь – Айвазовский прожил 82 года. Интересно, что, будучи 75-летним, Иван Константинович с супругой посетили Америку, и было это в конце XIX века.
Феодосия навсегда
Айвазовский много где успел пожить: учился в Петербурге, командировался в Италии, был в Париже, Португалии, Испании, в Египте, Константинополе, на Кавказе. К слову, был у мастера чин действительного тайного советника, что равнялось званию адмирала, а в 1864 году художник получил потомственное дворянство.
Несмотря на такой обширный круг путешествий, Иван Константинович говорил: «Мой адрес – всегда в Феодосии». И это были не просто слова. Делами родного города Айвазовский занимался со всем рвением, искренним желанием обустроить родину, улучшить место вечной своей любви.
В городе мастер открыл школу искусств и картинную галерею. Феодосия и поныне является центром живописной культуры на юге России. Благодаря Ивану Константиновичу в городе появился концертный зал, обустраивалась библиотека. На собственные деньги живописец возвел фонтан памяти Казначеева, являющегося в то время градоначальником Феодосии.
К сожалению, в 40-х годах прошлого века фонтан был утрачен.
Активно интересовали художника и вопросы археологии, он лично руководил курганными раскопками, и отдельные предметы, найденные во время этих раскопок, сегодня находятся в Эрмитаже. Кроме того, Айвазовский стал инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», ратовал он и за расширение феодосийского морского порта, и самый большой торговый порт в Крыму был действительно в Феодосии.
За 20 лет до окончания XIX века художник в собственном доме открыл выставочный зал. Там он экспонировал картины, которые по его решению никогда не должны были покинуть пределов Феодосии. Довершали выставку и еще незавершенные работы.
Галерею, созданную в тот год, преданный сын своей земли, ожидаемо завещал любимому городу.
Любопытен тот факт, что хотя и не в самых восторженных тонах, но Чехов писал об Айвазовском, из этого следует, что этим двум классикам довелось познакомиться. Удивило Антона Павловича, что при личном знакомстве с Пушкиным, Айвазовский не прочел ни одной его книги. Да и вовсе книг не читал. Но даже мемуарные заметки говорят – интересным человеком был Иван Константинович, живым, активным, с собственным мнением, очень энергичным для своего почтенного возраста.
Совершенно справедливо Иван Константинович Айвазовский стал первым почетным гражданином города Феодосии. Поэтому всякий гость знаменитого южного курорта должен отдать дань памяти выдающемуся человеку своей эпохи и посетить музей Айвазовского в Феодосии.
В следующем видео смотрите обзор музея Айвазовского в Феодосии.