Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае (Крым)

Содержание
  1. Описание
  2. История
  3. Архитектура
  4. Интересные факты
  5. Как добраться?
  6. Экскурсии

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

А. С. Пушкин

У самого входа в церковь Успения Божьей Матери нас терпеливо ожидает Серафим. Искусно вырезанный из скалы, этот страж Божественной тайны появился здесь самым чудесным образом. На его месте предполагалась резная колонна, но в самый критический момент рука мастера вдруг неуверенно остановилась, а случайно отвалившиеся скальные куски открыли его изумлённому взору лик ангела. Художнику осталось лишь только слегка довести явившийся ему таинственный образ.

Каждый храм имеет своего ангела, но не всегда и не везде его можно увидеть наяву. С самого момента рождения святой пещеры Успения Божьей Матери, её богатейшая и во многом трагическая, двенадцативековая история, сопровождалась непознанными тайнами и загадками. Серафимы – эти ангелы любви, света и огня, занимающие самое высокое положение в иерархии чинов, приближённых Богу — символизируют эту священную близость.

Описание

Свято-Успенский пещерный монастырь уютно располагается в 2 километрах от г. Бахчисарай, в скале ущелья Святой Марии (Марьям-Даре), где ещё сохранились фрагменты татарских построек XVI века.

Находясь в сердце ущелья, среди живописнейших, созданных природой красот земли крымской, окружённое мощными и высокими скалами, это белоснежное, рукотворное чудо ничуть не диссонирует с окружающим его горным ландшафтом.

Дорога к обители пролегает по балке ущелья Марии, где по правую руку опасливо нависают горные глыбы, а по левую – крутизна обрыва. Выше по дороге, в гладких, обработанных скалах, располагаются вырубленные натруженными руками монахов пещеры-кельи.

Далее, неожиданно, как из сказки, в высоте появляется белый купол Успенского храма монастыря, к которому восходит просторная, величественная лестница. Путешествие в глубь веков начинается здесь, где присев под сенью вековых деревьев, можно внимательно рассмотреть стену с множеством изображений всемирно известных храмов и монастырей.

В знак особого почитания монастыря его называли лаврой. И даже крымские ханы, исповедующие мусульманство, неоднократно приходили к иконе Богородицы, дабы испросить её благословения на благоприятный исход в сложных делах.

Убранство храма поражает своей аскетичностью – в нём нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлечёт внимания паломников от основной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».

В главном пещерном храме, вырезанном в горе, светлый, выполненный из камня, иконостас отделяет алтарную часть. Пол покрыт незатейливым мозаичным орнаментом, напоминающим херсонесские творения. Справа от входа вдоль стены расположена небольшая колоннада. Слева, из окон, в помещение проникают неназойливые лучи южного солнца.

Среди колонн, в стене справа, имеется небольшая пещера, где хранится почитаемый список с образа Бахчисарайской Божьей Матери. Сама же икона, ставшая причиной для возведения монастыря, была перенесена в процессе переселения христиан из Крыма (XVIII в.). Она долгое время, до 1918 г., хранилась в Успенском храме около Мариуполя, а далее след её теряется.

За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Некоторые помещения для туристов открыты.

Несколько ниже храма Успения находится вырубленный в скальных породах миниатюрный храм Марка. Искусно отделанный деревом, он выглядит очень уютно. Здесь происходят будничные богослужения, а воскресные и праздничные – в главном храме.

На главной монастырской площади, в честь иконы Божьей Матери, расположен «Животворящий источник», и сооружённая над ним в виде фонтана часовня. Изначально образ «Живоносного Источника» существовал в списках без его изображения. Позднее в композицию включили фиалу, а затем на иконе появились изображения водоёма и фонтана.

Появление мозаичной иконы Богоматери «Живоносный Источник» связано с чудотворным исцелением Богоматерью слепого, произошедшим в V веке у источника недалеко от Константинополя. Ставший свидетелем этого чудесного исцеления воин Лев Маркелл, возвысившийся затем до императора (455— 473), возвёл на месте источника одноимённый храм («Живоносный Источник»).

С 1993 года в обители открыт мужской монастырь. Церковь Успения Богородицы отреставрировали. Отдельные внутренние постройки монастыря до сих пор находятся на стадии реконструкции.

На другой стороне долины виднеются необычные хозяйственные постройки, похожие на большие украинские хаты, с типичными для них крышами. Однако это не крыши, а выступающие скальные породы, к которым изобретательные монахи пристроили лишь стены, получив удобные хозяйственные помещения. Там содержат различную живность и овощи для пропитания.

Ныне, кроме двух восстановленных пещерных храмов, возведено немалое количество наземных строений: среди них братские корпуса, паломническая гостиница, мастерские. В долине активно строятся новые и реставрируются старые здания.

На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.

История

О времени возведения, основателях и творцах Свято-Успенского монастыря почти ничего не известно. По этому поводу имеются различные версии, подтверждаемые лишь легендами да древними поверьями. С уверенностью можно лишь утверждать, что эта православная обитель — самая древняя из крымских обителей. Выдвигаемые версии о происхождении монастыря имеют широкий временной разброс – от VIII до XIII века.

Появление монастыря ряд экспертов относит к периоду между XI и XV веками. Однако, вполне возможно, что монахи появились в ущелье Марии в VIII столетии, в период их изгнания иконоборцами.

Вероятно, что изначально монахи вырубили из скальных пород здание храма, а сам монастырь сложился несколько позднее.

Причиной к возведению храма явилось знаменательное обретение иконы Божьей Матери, названной Бахчисарайской.

С XVII века обитель являлась резиденцией митрополитов Готфских (Константинопольский Патриархат). Они вели духовным путём греков и представителей иных народностей, некогда принявших православие.

По завершении в 1774 г. войны с турками, на полуостров с войсками прибыл князь А. А. Прозоровский. Он информирует государя о том, что недалеко от Бахчисарая существует древняя греческая церковь, вырубленная в горе, а её высшее духовенство намерено выстроить новый храм. Но, несмотря на то что местный престол возглавлял пророссийски настроенный хан, вместо обновления монастыря происходит его запустение.

Процесс возрождения обители связан с именем святителя Иннокентия, занявшего Херсонскую кафедру в 1948 г. В 1850 г. происходит торжественное открытие храма, а его настоятелем становится архимандрит Поликарп. В открытии участвовало верховное духовенство и множество крымских богомольцев, в том числе и татары, вдохновенно принявшие это событие.

В XX веке в окрестностях храма построен скит Анастасии Узорешительницы. Возведённый на месте старого домового храма, он расположился в 8 км от монастыря.

Важное значение обрела обитель во времена Крымских военных действий 1853—1856 гг. – в её пределах размещался военный госпиталь.

Советская власть не жаловала верующих, и в 1921 г. обитель закрыли, а в её помещениях организовали колонию для инвалидов. С 1929 г. монастырь постепенно увядал. С 1970 г. в нём находилось психоневрологическое заведение.

Активное возрождение монастыря началось с 1991 г., с лёгкой руки архиепископа Симферопольского Лазаря. В 1993 г., когда открыли мужской монастырь, были реконструированы четыре монастырских храма, келейные строения, настоятельский дом, колокольня, восстановлен водный источник и главная лестница. Сегодня по численности служащих монастырь является самым крупным в Крыму.

Архитектура

Прибывающие в обитель паломники и туристы проникаются возвышенной духовной атмосферой монастыря ещё на подходе к нему. Высокая древняя лестница и особенная архитектура обители, близость к первозданной природе и чему-то таинственному – всё это формирует необычные, непреходящие впечатления.

Кроме скального и наскального искусства, архитектурные особенности обители подчёркивают следующие строения.

  • Колокольня. Одноярусная, выстроенная в виде фигурного портика, на очень высоком цоколе отчётливо просматриваются аккуратные колонны тосканского ордера. Всё это сверкает золочёной крышей в виде прекрасного шатра. Над главным храмом возвышается особо почитаемая икона Богоматери, расположенная в углублении с витым изображением.
  • Фонтан, ближе к подножию лестницы, вдохновенно украшенный скульптурой ангела. Слева от фонтана уютный дом настоятеля монастыря, возведённый в XIX веке.
  • Обзорная площадка, находящаяся перед главным входом в храм, открывает чудесный вид на ущелье и древние руины греческого городка.
  • Подсобные комнаты обители со свисающими на них скалами, похожими на крыши.

Последний архитектурный приём является символичным для всего архитектурного комплекса, объединённого главной целью – подчеркнуть единство и гармонию божественного, природного и рукотворного.

Интересные факты

Пещерные помещения монастыря обладают чудесными акустическими качествами. На площадке перед пещерной церковью шумят голоса посетителей, но стоит сделать пару шагов к северу и этот шум исчезает практически полностью. Так известняк со своей пористой структурой интенсивно поглощает шумы. Зная об этом, строители храма увеличили размеры помещений храма святых Константина и Елены, стены которых отражали звук.

Благодаря этому алтарь оказался в центре объёмного резонатора, и звуки молитв достигали до Чуфут-Кале, где попадая в пещерные рупоры, отражались и вновь возникали в монастыре. За счёт этого эффекта у молящихся христиан возникало впечатление, что вместе с ними молитву производят и близлежащие скалы.

О появлении храма бытует несколько красивых легенд. Так, молодой пастух, проводя стадо мимо одной из пещер, заметил в ней яркий свет. Внутри пещеры он с удивлением обнаружил освещённую пламенем свечи, парящую в воздухе икону Пресвятой Богородицы. Восхищению его не было предела, тем более что эпизод произошёл 15 августа — именно в День Успения Богородицы. Взяв икону домой, утром пастух обнаружил, что её нет.

Но, следуя на выпас, около той же самой пещеры он вновь увидел свет и икону. Пастух снова отнёс образ домой, но история повторилась. Односельчане, узнав об этом событии, догадались, что Дева Мария желает, чтобы на этом месте был выстроен храм в её честь.

Свято-Успенский монастырь посещали венценосные особы: императоры Александр I и II, Николай I. Происходящие здесь чудесные события и явления постоянно влекли и влекут сюда как христиан, так и просто любознательных людей, верящих в чудеса.

Монастырь, как и его завораживающие окрестные пейзажи, одинаково интересен и летом, и зимой. А вот рядом с ним расположен ещё один замечательный и очень популярный пещерный памятник – городище Чуфут-Кале.

Главные святыни обители.

  • Икона Успения Богоматери в ризе из серебра – пожертвование коменданта Бахчисарая Тотовича. Верующие получают от этого дара исцеление душевных и физических заболеваний. Свидетельством тому – множество привесок из золота и серебра, как даров за избавление от неведомых хворей.
  • Дубликат иконы Божьей Матери в ризе из серебра, с драгоценностями. Пожертвование супруги генерала Мартынова в 1856 г.
  • Дубликат иконы Божьей Матери Киево-Печерской, в позолоченной ризе – дар митрополита Филарета по случаю торжества, посвящённого открытию скита.
  • Икона Спасителя с 84 фрагментами мощей святых – дар Корсунского Богородичного монастыря.
  • Крест с образом распятия Иисуса Христа. Композиция из трёх ценных пород древесины. Дар Старого Афона в 1850 г.
  • Образ Богоматери с младенцем. Отображён на скальных породах.

Как добраться?

Быстро и просто можно добраться до монастыря автобусом №2, который следует от бахчисарайского ж/д вокзала до остановки «Староселье». Затем останется немного прогуляться.

На личном транспорте лучше ехать к обители с кольцевой трассы, что проходит перед Бахчисараем (если двигаться от Симферополя). На трассе имеется заметный указатель, показывающий путь к цели путешествия. Далее, минуя красивейшие скалы, доезжаем до Староселья и, припарковавшись на стоянке, продвигаемся к обители пешим порядком.

Следуем мимо старинной мечети Тахталы-Джами, построенной в XVIII веке, где можно утолить жажду в находящемся там фонтанчике, имея в виду предстоящий подъём к обители.

Экскурсии

Горные монастыри – особое историческое пространство духовной культуры Крыма. Некоторые из них основывались византийскими мастерами ещё в VIII–IX веках и не прерывали своей деятельности, будучи под татарским игом. Такими же являются горные сооружения Качи-Кальона и Бисерный храм.

Свято-Успенский монастырь – опорный плацдарм православия в крымском регионе. Экскурсии в этот монастырь зачастую объединяются с посещением караимского горного поселения Чуфут-Кале с его кенассами, мавзолеями и гротами, что объясняется близостью расположения объектов туризма.

В спектр получаемых туристами впечатлений следует включать головокружительные горные картины, упоительный воздух с запахами сосны и чабреца, а также особый, насыщенный здоровьем, местный лечебный климат.

Такие экскурсии удобно заказывать в составе туров на сайтах, где можно заранее ознакомиться с правилами, соответствующим предварительным ознакомлением с реестрами услуг, ценами и иными нюансами. Здесь можно узнать цены на экскурсии по различным направлениям и подобрать подходящие варианты.

Для посещения христианской святыни женщины должны иметь на голове платок и обязательно закрытую одежду. Вход в монастырь открыт в любое время года, однако, туристы могут посетить только несколько скальных помещений.

Подготовиться к такой экскурсии надо и физически, поскольку туристам в некоторых случаях предстоит утомительный путь в гору. Желательно иметь запас питьевой воды, головной убор и удобную обувь. На Чуфут-Кале не рекомендуется брать с собой детей младше 7 лет — экскурсия может быть для них утомительной.

Таких комплексных экскурсий (с различными объектами показа) из Бахчисарая существует несколько. Стоимость их варьирует от 500 до 1500 рублей.

О Свято-Успенском пещерном монастыре в Бахчисарае смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.