Top.Mail.Ru

Воронцовский дворец в Крыму: особенности, история и месторасположение

Содержание
  1. Описание и история создания
  2. Где он находится?
  3. Как добраться?
  4. Интерьеры дворца
  5. Выставки и экспозиции

Если говорить о памятниках архитектуры Крыма, первым на ум приходит знаменитый Воронцовский дворец в Алупке. Даже те, кто ни разу там не бывал, только при просмотре фото могут отметить – красоте этого сооружения в контексте не менее впечатляющего парка, возвышающегося над Черным морем, не нужно давать оценок. Просто хочется увидеть его своими глазами!

Описание и история создания

Воронцовский дворец, вне всяких сомнений, относится к выдающимся образцам архитектуры романтизма. Крымская резиденция графа Воронцова (по чьей фамилии мы и знаем сегодня сооружение) строилась около двух десятков лет. В 1848 году дворец, наконец, увидел свет.

Кто же такой, этот граф Воронцов? Информация о нем красноречивая: генерал-губернатор, аристократ, англоман, граф. Он лично определил место, где будет его дворец. Человек, безусловно, обладающий вкусом и аналитическим умом, решил, что лучше каменного мыса у горы Ай-Петри не найти. При этом сегодня город Алупка известен широко, а в то время это было обычное татарское село.

Для выполнения работ граф решил пригласить отнюдь не местного архитектора, чести построить резиденции удостоился британец Эдвард Блор (известный строительством замка Вальтера Скотта в Шотландии). Он был придворным архитектором английских монархов. Потому построил Блор будущую жемчужину Крыма в стилистическом сплетении, где английский стиль угадывался явно.

Не обошел вниманием британец и готику, а также неомавританское направление. Все же в то время на пике моды были романы В. Скотта и сказки Востока.

К решению о приглашении Блора генерал-губернатор пришел не сразу. Франческо Боффо, именитый итальянский мастер, должен был стать автором резиденции. И такой выбор был вполне логичен – именно он построил графу дворец в Одессе. А в помощники Боффо выбрали британца Томаса Харрисона, почитателя неоклассики, очень талантливого инженера. Но в 1828 году началось строительство, а уже через год Харрисон умер. На время работы затихли, да и идея с неоклассикой, видимо, показалась Воронцову уже не столь интересной.

И вот граф решает обратиться к Блору, очень модному в своих кругах графику, историку архитектуры. С презентацией чертежей именитый британец не спешил, Воронцову пришлось ждать около года. И вот итог: задумки Блора нравятся графу, в 1832 году строительство продолжается. Генерал-губернатор не пожалел, что доверился англичанину: архитектору удалось создать шедевр, в котором нет ничего случайного.

Образ дворца демонстрирует, как развивалась средневековая европейская и мавританская архитектура. Здание развернуто так, что угадываются черты виднеющихся из-за него гор.

И это при том, что сам Блор и не бывал в Крыму – он воспользовался пейзажными набросками и рисунками рельефа, которые послужили ему ориентиром.

Одна из визитных карточек дворца (а у него их много) – величественные львы. Три пары львов сидят, словно охраняя монументальную лестницу из ценного белого мрамора. Также заслуживают внимание оформление дворца, в котором угадывается Тюдоровская Англия, фризы с надписью на арабском, килевидная стрельчатая арка, угадывающаяся и в решетке у крыши, и в чугунной балюстраде. Дворец действительно очаровывал с каждым пройденным шагом по его площади.

Наконец, интересно, что сделан он был чрезвычайно современно в том смысле, что это был первый в России дворец с водопроводом, горячей водой и канализацией. И это середина XIX века! Конечно, у читателя возникнет вопрос – каков же бюджет этой роскоши? 9 миллионов рублей серебром, сумма огромнейшая на то время. Но у графа, женившегося на Елизавете Браницкой, такие возможности были. К слову, супруга Воронцова сама следила за тем, как продвигаются работы, внимательно наблюдала за декором парка.

Где он находится?

Если вам уже не терпится побывать там, нужно добираться до Алупки, это Крым. Стоит дворец, как уже говорилось, у подножья горы Ай-Петри.

Алупка – город, расположенный на южном берегу Крыма, является приморским климатическим курортом. Когда-то Алупка принадлежала Османским султанам, некоторое время ее владельцем был князь Григорий Потемкин. Граф Воронцов стал владельцем села в 1823 году. Помимо дворца, генерал-губернатор построил в своем владении мечеть и церковь.

Популярным курортом Алупка стала в ХХ веке.

Уже после Гражданской войны на этой территории действовали 22 здравницы. К слову, лечились в них Горький, Шаляпин, Бунин, Брюсов, Рахманинов и другие. Городом Алупка стала в 1938 году.

На карте можно увидеть, что расположен город недалеко от Ялты. Действительно, между двумя населенными пунктами всего 17 км. Главная достопримечательность Алупки – сам дворец, а также парк, который к нему прилегает. А еще, если вы поедете по этому адресу, не поленитесь посетить музей-квартиру Архипа Куинджи.

Как добраться?

Территориально Алупка – это ялтинский городской округ. Находится городок между Ялтой и Севастополем. Это значит, что экскурсионная программа будет обширной и интересной туристу. Из Симферополя до Ялты каждые 20-40 минут курсируют автобусы. Если же вы прилетели в крымский аэропорт, вам нужен не Центральный автовокзал, откуда идут автобусы, а станция Симферополь-Аэропорт.

Есть еще такой вариант, как троллейбус Симферополь – Ялта. Между прочим, этот вариант примечателен тем, что он сам по себе является ретроэкскурсией.

Вы прокатитесь на небезызвестной троллейбусной ветке, которую проложили в Крыму еще в 60-е годы. Времени такая дорога займет чуть больше, чем на автобусе, но и впечатления будут богаче.

Аэропорт находится в Симферополе, потому если вы летите, то точка прибытия – именно этот красивый город. Прямо из аэропорта можно заказать трансфер. Правда, делайте это заранее.

Из Ялты на маршрутке добираться до Алупки примерно полчаса. Дорога же из Севастополя займет немногим больше часа.

Интерьеры дворца

Строился дворец из диабаза – природного, фактически местного камня (между прочим, в два раза превышающего по прочности гранит). Казалось бы, столь массивный материал должен был сделать дворец тяжеловесным, даже неуклюжим. Но ничего подобного!

Утонченность, даже какое-то женское кокетство поселилось в этом сложносочиненном здании. Только восхитился башенками, арками, стеклянной стеной, как заходишь в сам дворец, и внутреннее убранство приводит в настоящий эстетический восторг.

Что посмотреть внутри замка.

  • Китайский кабинет. Это владения жены графа, Е. Воронцовой. Это был не сугубо кабинет, а еще и будуар, потому дамский характер в помещении очень угадывается. Окна выходят на южные террасы, двери отправляют на веранду. Название комнаты не заложено в каждом ее сантиметре: разве что отделанные рисовыми циновками панели дают отсылку к слову «китайский». На них бисером и шелковой нитью старательно вышит китайский мотив: со временем он, конечно, поблек, но творчество русских вышивальщиц видно и восхищает поныне. Очень много в кабинете украшено резьбой по дереву. Потолок декорирован лепниной.

Заходя сюда, у посетителя разбегаются глаза – это совсем не скромный кабинет писателя или чиновника, это место, где каждая вырезанная фигурка животного или цветок являются маленьким произведением искусства.

  • Парадный кабинет. Он, несмотря на свое название, смотрится поскромнее китайского. Просто спартанские условия относительно тех ожиданий, которые уже зародились в голове посетителя. Но и здесь камин из пресловутого уральского мрамора, большое эркерное окно, деревянные панели. Граф был настоящим англоманом, и этот кабинет – яркое тому подтверждение. Сдержанность, не противоречащая стилю, – так можно охарактеризовать парадный кабинет. Будучи в этом помещении, потрудитесь посмотреть вверх: потолок шикарен, это роспись под дерево по алебастру.
  • Ситцевая гостиная. Помещение служит соединителем двух кабинетов – китайского и парадного. Стены комнаты отличает ситцевая отделка, стиль – французское рококо. Ситец не заменили аналогом, это те же стены, что были и при хозяевах дворца. Конечно, время их заставило чуть побледнеть, но не настолько, что невозможно было оценить первоначальную красоту.
  • Парадный вестибюль. И здесь отсылка к любимому графом английскому стилю. Заходишь через парадный вход, попадаешь в большое торжественное помещение, которое сразу же заставляет себя уважать. Как признаются посетители дворца, в таких стенах невольно хочется приосаниться. В нижней части помещения сравнительно немного мебели, а также два камина со стилизованной под мрамор шлифовкой. В верхней же части – хозяева, все Воронцовы, а также царская семья. Портреты, как и подобает, огромные, парадные. Декор – бра, канделябры.

Обстановка должна быть сдержанной (относительно того времени, конечно), так предписывает протокол, но детали интерьера не могут не приковать к ним взгляд посетителя. И высокий дубовый потолок, и двоякая отделка стен совершенны. Потолок, к слову, походит на огромную шоколадную плитку, что очень нравится маленьким посетителям.

  • Парадная столовая. Вот уж где богатство обстановки буквально бросается в глаза. Кажется, вы попадаете в средневековый рыцарский замок. Комната темновата, хоть и эркерные окна к тому не располагают. Основным декором выступает все та же совершенная резьба по дереву: потолок, панели, а также буфеты, сервант. Впечатляет и тяжеловесный длинный стол из красного дерева, возле которого в ряд стоят стулья. Приковывает внимание и люстра из яркой красной меди, а также занавески, которые удивительно гармонируют с обивкой стульев. Для музыкантов обустроен специальный балкон, опять же, резной деревянный. В этом помещении также два камина с диабазовой очень тонкой отделкой.
  • Голубая гостиная. Даже если все прочие комнаты не заставили вас дышать чаще и моргать реже, знаменитая голубая гостиная влюбляет с первого взгляда. Другое название комнаты – сираскирская. Стены и потолочную часть комнаты украшает орнамент. Изумительно смотрится белая лепнина с растительными мотивами на нежном фоне голубого оттенка. Им покрыты не только стены, но и потолочная часть. Окна расположены в торце комнаты, которая изучает столько простора и света, что возникает полное ощущение нахождения на свежем воздухе. К этой комнате примкнула артистическая комнатушка, которой известность принесли лишь настенное зеркало в барочной массивной раме, кресло да канделябры.
  • Зимний сад. Первоначально это была галерея, а потом там зажурчал фонтан, заняли свои места копии античной скульптуры, портреты семьи. Теплолюбивые растения, которые здесь находятся, уникальны. Фикус-репенс – настоящий долгожитель зимнего сада, заставший еще его первоначальный вид.
  • Турецкая комната. Это южный тамбур, малая комната с двумя настоящими персидскими коврами. На одном из них искусно вышит персидский шах. Выполнена работа в витражной технике необычного стыкового шва: сегодня сведения о том, как именно соединяли тканные цветные фрагменты мастера, утеряны.

Невообразимо себе представить, что вся эта уникальная отделка выполнена вручную.

Трудно сказать, кто еще способен повторить эту красоту, не прибегая к возможностям современности. Это уникальная русская усадьба, эклектичная, выверенная по своей стилистической убедительности до мельчайшего элемента.

К сожалению, наследники графа Воронцова не смогли сами, без коварного вмешательства времени, сохранить дворец во всем его великолепии. На исходе XIX века роскошное сооружение пришло в упадок. Но новые хозяева, которые появились у дворца в 1904 году, тоже приходящиеся родственниками Воронцову, взялись за дело с завидной хваткой. Земли графиней Воронцовой-Дашковой сдавались под пансионы и санатории.

Когда к власти пришли советы, земли имения были национализированы. Ленин распорядился охранять художественные ценности, вскоре во дворце был открыт музей. Но коллекция его в годы войны очень пострадала, многое успели вывезти оккупанты.

Выставки и экспозиции

Современный посетитель может побывать на экспозиции «Парадные залы главного корпуса», а также на экспозиции «Дома графа А. П. Шувалова». Также сегодня можно посмотреть квартиру Дворецкого, скульптуру Южных террас, воронцовскую кухню.

Выставочные композиции посвящены отечественному фарфору и фаянсу, а также живописи второй половины прошлого века.

    В эти места, приморские, романтичные, всегда привлекающие своей исторической загадочностью, некоторой неподвластностью времени, приезжают издалека обычные туристы, люди искусства и начинающие художники, студенты и пенсионеры. Безусловно, если вы будете подготовлены к посещению, если информационная база уже есть, сама экскурсия покажется вам более интересной, насыщенной мельчайшими подробностями и погружением в историю. Вероятно, это повлечет за собой желание посетить и другие славные места, сооружения, здания той же эпохи.

    Если составлять топ 5 мест, которые обязательно нужно увидеть в Крыму и желательно всей семьей, Воронцовский дворец точно должен быть в этом списке.

    Обзор Воронцовского дворца смотрите в видео ниже.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.