Рождение звука в электрогитаре происходит благодаря звукоснимателю. Неудивительно, что для правильного выбора этого приспособления необходимо сначала понять его устройство и основные функции. Собственно, эту статью можно считать ликбезом в области полезных комплектующих для каждой электрогитары.
Что это такое?
Начинающим гитаристами, помимо знания, что звукосниматели для электрогитары необходимы, не помешает ознакомиться с тем, какие физические процессы задействованы в преобразовании звука в момент их работы. Именно непонимание обрекает новичков на столь длительный поиск идеального приспособления. Сейчас мы не будем говорить о пьезодатчиках, поскольку электроинструменты в основном оснащаются электромагнитными приборами, чутко реагирующими на вибрацию металлических струн.
По сути, звукосниматель – это катушка индуктивности, внутри которой находится постоянный магнит, использующий колебательную вибрацию струн. Поскольку они изготавливаются из ферромагнитных сплавов, это приводит и к оживлению магнитного поля. Возникающий в дросселе ток затем передаётся на усилительное оборудование по кабелю, а иногда сразу на выход, и тогда в динамиках проявляется звук.
Таким образом, звучок является преобразователем колебательного резонанса, формирующегося из-за дрожания гитарных струн. Получается, что струна резонирует в поле, создаваемом постоянными магнитами датчика, а с помощью звукоснимателя звуковые волны трансформируются в неповторимый гитарный звук с определённым диапазоном, тембром и громкостью.
Виды
Классификация гитарных преобразователей разнообразна по своим видам, подвидам и типам магнитов.
По своей конструкции (виду обмотки) звукоснимающие устройства делятся на два основных вида.
- Звукосниматель с одним дросселем называется синглом. Он используется в определённых музыкальных стилях и обеспечивает отчётливый яркий звук с мягким тембром, идеально подходящим для джазовой музыки. Его катушка включает до 6 магнитов и более 10000 витков. Сингл хорош всем, но всё же имеет один значительный минус – датчик способен дополнительно улавливать звуковые волны радиопередач, из-за чего чистое звучание может сопровождаться нежелательными фоновыми искажениями. Однако если установить ещё одну катушку, эта проблема снимется – проявляется эффект экранирования, то есть, выставленные в противофазе магниты будут нейтрализовать отрицательное действие друг друга.
- По сравнению с синглом, хамбакер уже имеет два дросселя, постоянно работающих в противофазе. О звуке, который он формирует, можно сказать, что он обеднён обертонами, плохо захватывает верхние частоты, поэтому кажется низким. Верхи как бы срезаются из-за разных сигналов катушек. Индивидуальный саунд гитары в этом случае довольно органичен, за исключением применения перегруза – ограничения его амплитуды. Тогда звучание становится слишком прямолинейным, наполненным неестественной агрессией.
Существуют типы звукоснимающих приспособлений по количеству потребления энергии.
- Звукосниматели пассивные, передающие в усилитель чистый сигнал без каких-либо преобразований, после чего его тон и громкость звука регулируется настройками гитары. Но они позволяют лишь уменьшить интенсивность сигнала и срезать верхние частоты. В таких конструкциях предусмотрены обмотки с большим числом витков, чтобы сырой сигнал стал более выраженным, но из-за этого преобладает среднечастотное звучание инструмента и ослабление высокого и низкого регистра. Вопреки этому, человеческим ухом звук визуально воспринимается как более мощный. Такой особенностью пассивных датчиков обусловлены некоторые звуковые дефекты – «волчки», ослабление колебания струн, необычный тембр.
- В отличие от последних, активные датчики имеют целый ряд преимуществ, причиной которых является способность этих конструкций предусиливать электромагнитный сигнал. Несмотря на то что они работают на слабых магнитах, из-за этого вибрация струн сильнее и длится дольше. Это исключает нежелательные обертоны, возникающие при подъёме датчиков к струнам. Кроме того, при работе с активными звучками не существует проблемы глухого тембра, когда уменьшается громкость вследствие низкого сопротивления ручек громкости – в электросхеме они поддерживают этот небольшой параметр постоянно.
Если перечислять все плюсы активных преобразователей – это чистота звучания при движении ручки громкости, балансный выходной звук, характерный лишь для профессиональной аудиотехники, низкий уровень радиопомех и шума.
Как выбрать?
Выбор звукоснимающего оборудования всегда не так прост, здесь нужно определиться с тем, какие характеристики гитары вас не устраивают. А значит, рассмотреть все «за» и «против» в отношении вида и типа датчика. Подбирайте прибор, отталкиваясь от:
- марки своего инструмента;
- породы дерева, из которой он изготовлен;
- особенностей тембра;
- выбранного направления и собственных предпочтений в отношении звука.
При замене звукоснимателей необходимо обращать внимание на типы использованных в них магнитов. Исходя из формы они бывают рельсовыми (для хамбакеров) и обычными (в синглах). В основном на окраску звука, его тембр и сустейн влияние оказывает материал, из которого они изготовлены. Это, пожалуй, один из главных критериев выбора.
Сегодня магниты производятся из металлокерамики – они обладают самым сильным полем, соответственно, позволяют выводить высокие и средние частоты, делают звук продолжительным и насыщенным. Что касается чистого звука, то в нём недостаточно обертонов – он более обеднённый и сухой. Данный тип магнитов актуален для металла и других тяжёлых музыкальных направлений.
Варианты из сплавов кобальта, никеля и алюминия (Alnico) считаются более слабыми.
- «Алнико-5» – такие магниты немного слабее сделанных из смеси окиси железа и керамики. Они позволяют добиться сбалансированного звучания как чистого, так и перегруженного звука. Звукосниматели на основе таких датчиков применимы в разных стилях, включая тяжёлый рок и джаз.
- Если гитарист специализируется на кантри, поп или блюз, то ему стоит присмотреться к магнитам типа «Алнико-2». Это оптимальный вариант, так как обработанный звук отличается естественной гармоничностью, теплотой, преобладанием средних и низких частот. Из минусов музыканты выделяют недостаточную мощность и продолжительность звучания.
Также придётся выбирать из приборов, отличающихся разной энергозависимостью. Тут следует запомнить, что активные звучки устойчивы к помехам и наводкам, устраняют неприятный тембр и призвуки, когда расстояние от датчика до струн небольшое.
Если вы выбрали пассивное устройство, необходимо знать, что ему потребуется дополнительное питание, кроме того, следует учесть:
- модель инструмента;
- тип магнита;
- максимальный уровень подавления шума и напряжения на выходе.
Ещё один параметр – высота расположения переключателей датчика, поскольку амплитуда колебания струн рядом с креплением грифа и около бриджа разная. Для некоторых моделей гитар выбор звукоснимателя ограничен. Яркий пример – Fender Stratocaster, в который уже встроено три сингловых звучка.
Кстати, это оптимальный вариант, за исключением универсального приспособления EMG DG20 David Gilmour Set, которое может их успешно заменить без риска ухудшения звука.
Рейтинг лучших
Самые популярные и качественные звучки – в нашем списке.
- Seymour Duncan, в частности, модификация JB – это глубокое чистое звучание с возможностью перегруза при отсутствии помех, равномерный звук в широком диапазоне. Минус – прилипание струн к магнитам при давлении из-за их чрезвычайной мощности. Особенно актуален для гитар с грифом из клёна.
- DiMarzio Tone Zone – легендарный бренд электрогитарных датчиков. Звукосниматель включает две катушки (разновидность – хамкенселлер). Оптимален для соло и аккордного звучания. Если вы любитель теппинговых поливов, флажолетов медиатором и дайв-бомб, этот прибор для вас.
- LICE – данные приспособления востребованы у многих известных рок-гитаристов, это бесшумные синглы с пониженным фоном, который меньше, чем даже у хамбакеров. Модели типа Music дают объёмные мощные и при этом прозрачные басы.
- Датчик для бас-гитары Precision (P-style). Плюсы – обогащённый тембр, хороший сигнал, из недостатков – способ фиксации (потребуется сделать пазы).
Другие звучки, которые, впрочем, хуже перечисленных по качеству – BluesScreamer, WindStorm, Puncher и т. д.
Как установить и настроить?
Крепить звукосниматели к гитаре можно коннекторами, при помощи пайки, в зависимости от их модели. Гораздо проще установить аналогичный новый датчик вместо старого. Если происходит замена пассивного звучка на активный, понадобится резать корпус, чтобы поместить в него батарейку.
Стоковый прибор можно установить своими руками, схема действий для этого следующая.
- Нужно выкрутить старый датчик, вытянуть его на кабеле, при необходимости расширить отверстие.
- Затем осуществляется крепёж с помощью длинных винтов с пружинами.
Уже ясно, что настройка электроинструмента должна начинаться с регулирования положения самого звукоснимателя – его высоты. Это можно сделать оперативно, подкрутив те самые винты вверху и внизу датчика. При их затягивании интервал между струнами и датчиком возрастает, при ослаблении расстояние сокращается.
Если настройка высоты не дала желаемых результатов, и звук вас по-прежнему не устраивает, есть второй способ – подъём и опускание сердечников не более чем на 1 мм за один раз, разумеется, при наличии в звукоснимателе выемок под отвёртку – шлицевую или в виде шестигранного ключа.
Прежде чем проводить замену звукоснимателей, подумайте, так ли это нужно. Если у вас нормальный инструмент, в нём уже установлены «родные» звучки, идеально подобранные для этой модели. Замена актуальна лишь в тех случаях, когда есть желание радикально сменить тембр гитары, но и здесь не всё так просто – делать это надо с учётом древесины, из которой инструмент выполнен. Что касается монтажа датчика на недорогую модель, то это напрасный труд и трата денег. Преобразователь в этом случае не решит проблему плохого звука.