Top.Mail.Ru
Электромонтер

Кто такой судовой электрик и чем он занимается?

Кто такой судовой электрик и чем он занимается?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Обязанности
  3. Знания и навыки
  4. Образование

На морских и речных судах работают десятки — иногда и сотни — людей. Необходимо четко представлять себе особенности каждой специализации и ее тонкости. В том числе надо понимать, кто такой судовой электрик и чем он занимается.

Особенности

Сразу стоит сказать, что работа электриком на судне — весьма напряженная по своему характеру. Количество электронных и электрических систем очень велико, а без дизель-генератора нормальная жизнедеятельность экипажа и выполнение перевозок невозможно. В зависимости от водоизмещения и количества экипажа судовой электрик или работает с одним напарником, или действует в составе бригады во главе с мастером-электриком.

Приходится в любом случае досконально изучать состояние инфраструктуры и других систем. Уходящие в море находятся в рейсах неделями, а иногда и месяцами.

На реках и озерах все несколько лучше, но и там походы в течение 2—3 недель не так уж редки. Потому быть судовыми электриками могут только те, кто стойко переносит подобную вынужденную изоляцию; устроиться без опыта можно только до 27–28 лет в качестве ученика (кадета, как говорят на флоте). По данным статистики с сайтов вакансий, средняя зарплата такого специалиста в России составляет 41800 рублей. Во внутренних водоемах пик зафиксирован в Иркутской области, где он равен 39800 рублям. 35 тысяч рублей и больше получают в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, а также в Архангельской области.

Обязанности

Основные должностные функции судового электрика включают:

  • получение сведений о состоянии систем (при вступлении на пост);

  • проверку нормальной работы электрической инфраструктуры и автоматики;

  • своевременное уведомление руководства обо всех обнаруженных неполадках, которые невозможно устранить своими силами;

  • обесточивание механизмов при появлении любой опасности;

  • выполнение разборки деталей и узлов судового электрооборудования;

  • регулировка и технические испытания вверенной аппаратуры;

  • технический уход и мелкосрочный ремонт оборудования.

Также электрик на судне должен по профессии выполнять слесарные работы, необходимые для нормального обслуживания электрических систем. Еще он:

  • проходит установленные инструктажи по охране труда;

  • не покидает свое рабочее место без крайней необходимости;

  • контролирует исправность применяемого инструмента и инвентаря;

  • применяет положенные средства индивидуальной защиты;

  • регистрирует все свои действия и фактическую работу электрических систем в вахтенных журналах;

  • несет вахту по общему расписанию наравне с другими членами экипажа;

  • соблюдает требования по охране труда, по промышленной, электрической, пожарной безопасности;

  • соблюдает другие требования безопасности с учетом характера груза, сложившейся ситуации.

Знания и навыки

Обязательными знаниями и навыками для судового электрика будут:

  • сведения о внутреннем устройстве, принципах работы электроаппаратуры;

  • технические требования по ее эксплуатации;

  • порядок регистрации показаний измерительных приборов;

  • правила подачи сигналов тревоги и реагирования на них;

  • схемы использования личных и коллективных спасательных средств, систем пожаротушения;

  • особенности помощи пострадавшим на море;

  • требования внутреннего распорядка, действующие на конкретном судне;

  • понимание принципов организации внутренней судовой связи, порядка ремонта этих комплексов;

  • четкое представление о работе и функционировании автоматики, измерительных и контрольных, сигнальных средств;

  • умение определять потребность различного оборудования и частей судна (отдельных кают, трюмов, отсеков) в электроэнергии;

  • умение подбирать правильный режим электропитания для каждого снабжаемого объекта.

Образование

В нашей стране обучением судовых электриков занимаются лишь немногие специализированные организации. Искать их надо преимущественно в городах, где есть большие морские порты, либо в населенных пунктах, стоящих на крупных реках. Примерами будут:

  • санкт-петербургский колледж при университете имени Макарова;

  • Ломоносовский колледж ВМФ и морской технический колледж имени Сенявина (также в Петербурге);

  • колледж при московской академии водного транспорта;

  • речное училище Нижнего Новгорода;

  • Омское и Новосибирское командные речные училища;

  • институт водного транспорта в Красноярске;

  • судостроительный колледж Владивостока;

  • Хабаровский и Волгоградский техникумы водного транспорта;

  • колледж водного транспорта в Тюмени.

Альтернативой будет освоение общей специализации электротехника или электромеханика. Затем придется проходить переподготовку на судовую специализацию (но уже по краткой программе). Обычно учебные программы называются «эксплуатацией судовых энергетических установок» (или похожим образом).

Соискателями при переподготовке могут быть и люди со средне-специальным образованием. Кроме специальной подготовки, придется получить еще:

  • допуск на работы с электроаппаратурой;

  • медицинскую книжку;

  • документ о прохождении медицинской комиссии;

  • документ о владении иностранным языком (преимущественно на море, хотя и на реках лишним не будет);

  • сертификат ОСПС-6/2;

  • наставление по борьбе за живучесть.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.