Самокат десятилетиями считался прерогативой детей и подростков. По мере появления и развития моделей электрического самоката на фоне растущей заботы людей об экологии в виде отказа от личных автомобилей и даже общественного транспорта в пользу экологических велосипедов и электросамокатов, этот двухколесный железный конь понемногу стал использоваться в качестве популярного средства, чтобы добраться на работу.
Безусловно, это сугубо городское средство передвижения, и слишком далеко на нем без подзарядки не уедешь, но иногда даже по городу приходится наматывать много километров, и хочется тратить на это как можно меньше времени. Кроме того, любители быстрой езды готовы тестировать в качестве гоночного механизма практически что угодно, потому многих людей интересует, как сильно разгоняется этот агрегат.
Максимум
К сожалению, официально признанного рекорда скорости электросамоката не существует – хотя бы потому, что обыкновенный агрегат такого типа не оснащен спидометром. Кроме того, производители обычно не стремятся создать по-настоящему быстрый электронный агрегат, и на то у них есть две весомые причины.
- Опасность для пассажира. Сложно придумать такой вид транспорта, на котором ездок был бы защищен еще меньше, нежели на самокате. Максимум, который можно придумать для безопасности – это минимальный «набор велосипедиста» из шлема и налокотников с наколенниками, но на большой скорости они от травм, конечно же, не спасут. Кроме того, самокат с мотором, в отличие от того же велосипеда, заметно сложнее в управлении на крутых виражах, потому производители предпочитают устанавливать сравнительно невысокую предельную скорость для устройства.
- Увеличение массы с увеличением скорости. Обыкновенный механический самокат – транспорт довольно легкий, с ним удобно преодолевать препятствия и двигаться по лестнице, но у электрической версии наиболее тяжелой деталью априори является аккумулятор. К сожалению, в большинстве случаев имеется прямая зависимость между емкостью батареи и мощностью, выдаваемой мотором, а от последней зависит, насколько хорошо транспорт набирает скорость. Соответственно, существующие модели из числа скоростных весят довольно много и этим неудобны, а можно сделать их еще быстрее, но тогда они станут совсем неудобными.
Учитывая все вышесказанное, не стоит удивляться, что по умолчанию заводской самокат (и то далеко не всякий) развивает на электротяге в лучшем случае, 60 км/ч, да и то при наличии идеальных условий, о которых речь пойдет ниже.
Впрочем, в нашей стране хватает народных умельцев, желающих снять программное ограничение скорости и увеличить ее за счет некоторой модернизации устройства, благодаря чему достигаются уже более серьезные 80 и 90 км/ч. Неофициальным рекордом и общепризнанным ориентиром для каждого модернизированного самоката можно считать 100 км/ч, но владелец может разогнаться столь сильно лишь в случае, если на 100% доверяет и качеству дороги, которая должна быть идеально ровной, и своей способности управлять транспортным средством в таких условиях.
Какие факторы влияют на максимальную скорость самоката?
Понятие максимальной скорости для той или иной модели несколько условно – обычно имеется в виду средняя максимальная скорость, достигнуть которой сравнительно легко, но бывает, что производитель намеренно завышает цифры, и заявленного максимума можно добиться лишь в идеальных условиях. Чтобы понять, как выжать из электросамоката все, рассмотрим, от чего зависит стремительность перемещения.
- Характеристики мотора. Это едва ли не главный критерий, который является одним из двух стабильно влияющих на скорость. Мощность и крутящий момент – это запас силы транспорта, они не меняются ни при каких обстоятельствах (кроме модернизации с заменой деталей). Рассчитывая ездить максимально быстро, вы в любом случае должны обращать внимание на те модели, что обладают лучшими показателями этих характеристик.
- Диаметр колес. Двигатель раскручивает колеса до определенного количества оборотов в секунду. Понятно, что у самоката с небольшими колесами пройденное расстояние будет меньшим, нежели у той модели, что обладает более серьезным диаметром. Безусловно, чем больше колеса, тем они тяжелее, и тем сложнее их вращать, однако, заводской производитель обычно учитывает этот момент и делает мощность двигателя соответствующей.
- Вес транспортного средства и пассажира. Общая масса движущегося транспорта сильно влияет на скорость перемещения – если она велика, увеличивается сила трения с дорожным покрытием, и так быстро уже не поедешь. Быстрый электросамокат должен быть легким сам по себе, без потери остальных ходовых качеств.
Если же вы и без того нелегкую модель нагрузите не только собой, но и огромным рюкзаком, не стоит удивляться, что она еле едет.
- Особенности дорожного покрытия. Если дорога идеально гладкая, самокат по ней буквально скользит, не испытывая особого сопротивления, и это, конечно, огромный плюс для транспорта. То ли дело – вязкое покрытие, которое допускает некоторое проседание самоката и встревание колес хотя бы в минимальные ямки, образовавшиеся под собственным весом. Кроме того, имеет значение и наклон – как идти в гору намного тяжелее, чем с горы, так и электрический мотор при подъеме будет тратить куда больше усилий.
- Встречный ветер. Даже этот фактор, кажущийся незначительным, влияет на скорость, поскольку создает дополнительное сопротивление. Сам по себе он обычно не столь влиятелен, но вкупе с неидеальным дорожным покрытием и подъемом в гору результат может оказаться удручающим для того, кто спешит.
Какая скорость нужна?
Причины, по которым производители не выпускают по-настоящему гоночные самокаты, были описаны выше – остается понять, как выбрать конкретную модель для своих задач, ведь даже заявленные 60 км/ч – это довольно много для коротких поездок по городу. Существует особая классификация электросамокатов в контексте того, кто за рулем – она же содержит сведения о нормальной мощности такого транспорта. Специалисты советуют следующее.
- Детям. Принято считать, что 5-10 км/ч для них – это потолок. По сути, это ходьба взрослого человека или неспешный бег, но для того, кто только учится, больше точно не нужно. Для такого показателя хватит моторчика мощностью около 100 Вт.
- Подросткам и взрослым новичкам. У тех и у других запросы могут быть серьезнее, чем простые «покатушки» по двору – для них это уже вариант личного транспорта. При этом опыта и выдержки таким водителям обычно не хватает, потому скорость выше 15 км/ч для них необязательна, что в ваттном эквиваленте составляет 150-250 Вт.
- Взрослым для повседневности. Если самокатом вас не удивить, а электросамокат вам нужен повседневно, поскольку он заменяет автомобиль или общественный транспорт, ориентируйтесь на скоростной барьер примерно в 35 км/ч – в конце концов, на ту же работу надо не просто ехать, а спешить. Ожидать такой прыти можно от модели мощностью в 250-350 Вт.
- Гонщикам. Если вы считаете себя любителем быстрой езды и элементарно не боитесь разгонять до такой стремительности столь хрупкую конструкцию, стоит обратить внимание на модели, способные разгоняться до 40-60 км/ч. В таких самокатах производители зачастую делают упор на то, чтобы они не теряли своей крейсерской скорости даже в неблагоприятных условиях, а потому их мощность впечатляет – обычно она составляет от 700 до умопомрачительных 2000 Вт.
Как прокачать транспортное средство?
Как бы вы ни старались выбирать максимально продвинутый электросамокат, с огромной долей вероятности случится так, что заявленные характеристики несколько преувеличены. Например, при запасе хода в 90 км батареи реально хватает только на 60-70 км, до максимальной скорости агрегат обязательно не дотягивает хотя бы 2-3 км/ч, а при полуразряженной батарее проблемы начинаются в любом режиме езды.
По этой причине многие умельцы считают разумным собирать электросамокат самостоятельно, чтобы регулировать его параметры, или модернизировать купленную в коробке модель.
Для увеличения «выносливости» самоката необходимо приобрести для него и установить более мощную батарею. Сложность заключается в том, что у многих моделей ее габариты индивидуальны, и найти модель той же емкости, но таких же размеров крайне сложно. Хорошо, если конфигурация корпуса предполагает установку дополнительных батарей в специальные ячейки – в этом случае экспериментировать будет намного проще.
Что касается двигателя, то он практически во всех случаях нормально переживет разгон примерно в 1,5 или даже 2 раза выше заводского стандарта, особенно если вы не будете измываться над самоделкой, катаясь на ней в гору по щебню да при противном ветре. Другое дело, что контроллер мотор-колеса имеет определенные ограничения, не позволяющие разогнать самокат больше, чем до установленной заводом «нормальной» скорости. Следовательно, суть модификации заключается либо в замене контроллера на другой, либо придется основательно перепаивать оригинальную плату.
Обратите внимание, что самостоятельная переделка самоката не только чревата его нефункциональностью, но и ведет к потере гарантии.
Подробнее о том, какой бывает скорость электросамоката, вы узнаете, посмотрев следующее видео.