Понятия «этика» и «этикет» довольно близки, поэтому многие путают эти категории, названия которых, к тому же весьма похожи. Чтобы избежать подобных неприятных промахов, следует разобраться, что является предметом этики, а что – этикета, в чем разница и где эти две сферы сходятся. Для этого следует сначала обратиться к происхождению и развитию понятий и проследить этапы качественных изменений в их понимании.
Что это такое?
И то и другое является неотъемлемой частью социального бытия, общепринятой или негласной формой регулирования отношений между людьми. Нормы и правила поведения в обществе, понимание ответственности за свои поступки и разграничение правильного и неправильного прививаются каждому с детства.
В процессе взросления и формирования личности некоторые нормы могут деформироваться или считаться человеком необязательными к исполнению. Проблема кроется в понимании того, какие нормы носят рекомендательный характер, а за какими кроется жесткое табу.
Происхождение понятия «этика» древнегреческое, от слова ethos, что означает «нрав, привычка, обычай». Первым о нем заговорил философ Аристотель, введя категорию в обиход. Он же выделил этику в самостоятельный раздел практической философии, хотя изначально ее предмет слегка отличался от современного понимания.
Примерно до эпохи Нового времени этика считалась наукой о душе и природе человека, причинах его поступков и способах достижения некоего идеального совершенного состояния, то есть включала в себя области психологии, антропологии, натурфилософии и социальной философии. Впоследствии этика разошлась со смежными дисциплинами и сосредоточилась на основном своем предмете – изучении морали и нравственности.
Этика ставит своей целью разрешение нескольких основных проблем. В первую очередь, это разграничение добра и зла, правильного и неправильного, допустимого и неприемлемого. Далее встает вопрос о дихотомии должного и желаемого, то есть проблеме нравственного выбора человека. А уже из этого вытекает необходимость разобраться сначала со свободой воли, есть ли она, присуща ли человеку изначально или формируется в процессе развития, и волен ли индивид сам ей управлять.
В более широком, общечеловеческом смысле, этика вмещает в себя в том числе и размышления над смыслом жизни, поиском предназначения и сути бытия человека.
Мораль и нравственность
Ведущими объектами рассмотрения этики как теоретической дисциплины являются категории морали и нравственности. Эта неразлучная пара до сих пор является предметом споров и дискуссий по поводу их границ, сущности и определений. Общепринятая на данный момент концепция сводится к следующим определениям:
- Мораль (от лат. moralis, что означает «касающийся, имеющий отношение к нравам») определяется как способ нормативной, принятой в определенном обществе формы действий и поведения.
- Нравственность же является более субъективным понятием и относится в первую очередь к способу и норме внутренней саморегуляции индивида, основанной на его свободной воле.
Таким образом, очевидно, что норма морали является социальной, характерной для определенного общества и им же охраняемой. Можно говорить о морали разных народов и разных социальных групп, которые иногда разительно отличаются друг от друга.
Для морали необходимо наличие некоего социального института, оценивающего поведение своих членов и маркирующего его как подобающее или неподобающее.
Нравственность же относится к внутренним убеждениям человека и контролируется исключительного его собственной совестью. В этом случае индивид должен достигнуть некоего уровня самосознания, самоорганизации и ответственности за совершаемые действия или бездействия, чтобы определять для самого себя границы допустимого и корректного.
Этикет
Несмотря на то что само понятие «этикет» сформировалось относительно недавно (по меркам философских терминов) – в XVII в., в той или иной форме представление о нем существовало у всех народов с момента формирования древнейших цивилизаций. Строгий церемониал был принят в Древнем Китае и Японии, общепринятым канонам поведения следовали древние греки и римляне, даже у полудиких кочевых народов существовала внутренняя иерархия и ряд традиционных ритуалов. Во времена формирования абсолютистских монархий в Европе именно мудреный придворный этикет окончательно отделил знать от простого народа.
Под этикетом в современном мире понимается свод правил поведения, принятый в определенном обществе, определяющий границы допустимого и недопустимого и регламентирующий определенную последовательность действий в типичных ситуациях. Правила эти в большинстве случаев носят, скорее, рекомендательный, неофициальный характер. Однако при их несоблюдении общество может применить к нарушившему разного вида санкции начиная от понижения межличностного рейтинга вплоть до полного отторжения от группы.
Очевидно, что существуют различия между нормами этикета разных народов, эпох, культур и социальных групп. Условно можно выделить несколько типов:
- деловой этикет;
- светский;
- профессиональный;
- церемониальный;
- обрядовый;
- ситуационный.
Все эти виды связаны между собой, а прописанные в них нормы зачастую перекликаются.
Общие составляющие
Из всего вышесказанного явно следует, что обе дисциплины определяют нормы и законы социального взаимодействия, стабилизируют и регулируют отношения между людьми. Этикет часто выделяют как самостоятельный подраздел прикладной этики, то есть той ее части, в задачи которой входит изучение способов, последствий и проблем практического применения моральных догматов. Иногда этикет называют даже «малой этикой», желая подчеркнуть существующую между ними взаимосвязь.
В основе правил этикета в том или ином виде заложены выработанные обществом законы желаемого поведения, способствующие комфортному и приятному для всех сторон решению той или иной ситуации.
Конечной целью этикета является создание хотя бы видимости культурного, интеллигентного и бесконфликтного общества. В широком смысле весь этот регламент базируется на идее о правильном, сознательном, благонадежном индивиде, ориентированном на продуктивную и позитивную совместную деятельность. А все эти проблемы являются уже непосредственным полем этического рассмотрения.
Различие понятий
Несмотря на многочисленные сходства, предмет этики намного шире и объемней. Многие фундаментальные этические вопросы, например, добро и зло в человеческой природе, свобода выбора и ответственности за него, проблема нравственного выбора и личной совести, совершенно чужды этикету. Главное в этикете – формальное следование правилам, скорее, внешнее действие, нежели внутреннее состояние человека, совершающего его. Отличие этики в более чутком, глубоком отношении к человеческой душе, ее порывам, метаниям и развитию.
Более того, поскольку сфера компетенции этики глобальнее, то и ответственность за нарушение ее норм гораздо ощутимее. Если человека, нарушившего этикет, сочтут, максимум, необразованным и некультурным, то того, кто пересек границы этического, назовут безнравственным, аморальным или даже бесчеловечным. Некоторые фундаментальные нормы морали настолько важны для самого существования общества, что прописываются в нормативных документах и защищаются на государственном уровне.
Нормы и правила
Главное правило этики, оно же золотое правило морали, известно каждому: «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Другими словами, этическое отношение к миру должно начинаться с формирования нравственного ядра самого индивида. Человек не нравственный, не способный отличать правильное от неправильного, поскупиться своими интересами ради долга и справедливости, не умеющий руководствоваться идеалами чести, достоинства и совести, просто не способен стать носителем морали.
Соотношение морали и нравственности в этике неразрывно связаны с постоянным самосовершенствованием, тяжелой и регулярной внутренней работой.
Норма этикета проявляется в правильном ситуативном поведении, адекватной и предсказуемой для других участников взаимодействия реакции. При этом внутреннее состояние человека, его желание или нежелание, согласие или протест против этих норм в расчет не берутся. На соблюдении определенного этикета базируются и деловые, и семейные, и дружеские отношения.
Нормы этики и этикета не всегда совпадают друг с другом. Нарушения межличностного регламента, несоблюдение правил поведения за столом, употребление несоответствующей лексики и другие мелкие несоответствия нормам этикета не всегда вступают в противоречие с этическим ядром индивида. Большей частью потому что являются слишком незначительными и мимолетными. С другой стороны, человек может сознательно пойти на нарушение общепринятых норм поведения, поступить непредсказуемо и неправильно, с точки зрения этикета, желая этим подчеркнуть свое несогласие с устоями, проявить нравственную позицию.
О том, что такое хорошие манеры и зачем они вообще нужны, смотрите в следующем видео.