Приятно поговорить с умным человеком. В наше время живое общение становится роскошью, и люди ценят хороших собеседников. Даже малозначительный разговор станет более приятным, если вы знаете, как правильно его вести, как направить в нужное русло.
Ваша эффективность в переговорах напрямую зависит от культуры общения. Вы должны понимать, какое поведение сейчас будет уместным, а какое – недопустимым. Основные правила построения разговора не так уж и сложны. Для повышения эффективности в общении воспользуйтесь этой памяткой.
Тон беседы
Во время разговора всегда стоит следить за своей лексикой, интонацией и тоном. Сленг, профессиональные жаргонизмы, редко используемые слова не всегда и не везде уместны. Одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному в зависимости от того, каким тоном она произнесена. Даже если вы раздражены, не стоит демонстрировать это окружающим. Спокойствие, вежливость, уверенность, обстоятельность – ваши лучшие союзники в ведении конструктивного диалога.
Отдельно стоит сказать о доверительной интонации – она позволяет собеседнику почувствовать себя на равных с вами, хотя, может быть, вы превосходите его знаниями в каком-либо вопросе.
Беседа в доверительной интонации должна протекать неспешно и лучше, если инициатором выступает более старший (значительный, статусный) собеседник.
Не забывайте об улыбке. Гораздо приятней смотреть на улыбающееся лицо, чем на «буку», и, таким образом, вы подсознательно будете ассоциироваться у визави с положительными эмоциями.
Тема разговора
Беседы бывают непринужденными, когда темы обсуждения выбираются спонтанно и деловыми, когда предполагается обсуждение конкретного вопроса. Деловая беседа требует подготовки и организации, вы должны быть как минимум компетентны в теме. Если общение деловое, не стоит отвлекаться на обсуждение других проблем.
Непринужденный разговор требует от собеседников гораздо более развитых навыков речевого этикета. Основное правило – не говорите собеседнику то, чего бы сами не хотели слышать.
Есть и другие правила:
- не следует говорить о вещах, которые, так или иначе, могут задеть собеседника - никто не любит обсуждать неприятные темы;
- вопрос, который вы обсуждаете, должен быть интересен вашему партнеру по беседе, что-то узкоспециальное, научное – не лучший выбор;
- скромность человека украшает: не стоит расхваливать себя и превозносить собственные заслуги, вряд ли это может заинтересовать собеседника – о человеке гораздо больше говорят его поступки, чем слова;
- обсуждение некоего третьего лица, не присутствующего при разговоре, также не всегда бывает уместным: посудачить и посплетничать – для настоящей светской беседы это моветон;
- хорошая шутка – украшение беседы, но только в том случае, если она подходящая.
- если возник спор, не стоит превращать его в свару, сделать это гораздо проще, чем вы могли подумать – достаточно лишь сохранять уважение к собеседнику: не вешать ярлыки, не «переходить на личности», не высмеивать чужую точку зрения, а также не навязывать свою;
- важное значение имеет этап завершения беседы: разговор не надо продлевать искусственно – можете прослыть занудой, гораздо эффективней – закрепить приятное впечатление о себе, вежливо попрощавшись.
Умение слушать
Именно этот навык является критерием коммуникабельности человека. Люди любят говорить о себе, а вы, слушая, сможете составить правильное впечатление о собеседнике. Слушайте внимательно и кивайте. Этот жест не только означает согласие, но и демонстрирует вашу заинтересованность.
Проявляйте интерес, только интерес этот должен быть искренним. «Включенность» в разговор и отсутствие фальши сделает вас всегда желанным гостем. Отличный прием поддержания беседы – уточняющие вопросы. Формулирование их может быть таким: «Вы имеете в виду, что…?», «Вы хотите сказать, что…?»
О том, что перебивать некрасиво, все знают с детства, но в пылу споров об этом часто забывают. Не перебивайте, дайте человеку высказать свои аргументы до конца, не сбивайте с мысли. Ведь сделать правильные выводы вы сможете, только выслушав.
Внутренний комфорт
Во время беседы вам должно быть удобно. Как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Иначе вам будет очень трудно ощутить ту внутреннюю заинтересованность, которая и делает из вас приятного собеседника. Вас ничто не должно отвлекать.
Находясь в комфортном для себя состоянии, вы без труда сможете сделать естественную подстройку. Это НЛП-прием, суть которого заключается в том, что вы принимаете такую же позу, как и собеседник, пользуетесь похожими жестами.
Проведение этого приема должно быть незаметным, иначе подстройка может быть расценена как кривляние и зачтется не в вашу пользу.
О том, как правильно вести беседу, смотрите в следующем видео.