Работа в качестве фуд-фотографа набирает всё большую популярность в наши дни. Но прежде чем посвятить себя этой профессии, нужно разобраться – кто это и как им стать.
Кто это такой?
До тех пор, пока существует индустрия продуктов питания и напитков, потребность в работе фуд-блогеров всегда будет высокой. Эти люди востребованы в ресторанах, кафетериях, продающих фастфуд, и продовольственных компаниях. Для них важно быть на слуху, иметь собственный блог и регулярно выкладывать посты в социальных сетях, им необходимо сотрудничать с промоагентствами, ну и, конечно же, никто не отменял медийную, а также контекстную рекламу. Во всех этих случаях не обойтись без специалиста, который может сфотографировать продукты питания так, чтобы их не стыдно было выложить на страницах журналов и газет, показать на телевидении или в интернете.
Профессиональные фотографы используют особые секреты мастерства, для того чтобы даже самая обычная еда выглядела на снимках более привлекательно.
Основная задача специалиста по фуд-фото заключается в создании эффектных и ярких изображений еды с целью их последующего использования в средствах массовой информации, включения в рекламные объявления и поваренные книги.
В дополнение к оформлению изображений фуд-фотографы также должны заниматься подбором объектов для фотоснимков. Важно, чтобы они обладали хорошими познаниями в приготовлении пищи и кулинарии. Не секрет, что большинство этих специалистов начинали свою карьеру именно в сфере общественного питания. Впрочем, и фотограф без такого опыта тоже может делать снимки еды при наличии практики и прохождении обучения.
Существует по меньшей мере два основных пути того, как люди могут прийти к профессии фотографа. Первый — это когда довольно опытные фотографы, специализирующиеся на детской, свадебной или портретной съёмке, хотят расширить свои горизонты и попытать себя в каком-то новом направлении. Второй – более распространенный путь — это когда food-блогеры в силу обстоятельств сами берут в руки камеру и учатся снимать продукты питания, для того чтобы их посты в социальных сетях либо на страницах интернет-порталов смотрелись более привлекательно.
Со временем они перерастают уровень своего проекта, их начинают приглашать на съёмки солидные компании, кондитеры и кулинары, после этого они становятся уже не блогерами, а самыми настоящими food-фотографами, которые имеют внушительный объем заказов.
Плюсы и минусы профессии
Как и всякому представителю визуальной специальности, каждому фуд-фотографу наверняка будет отрадно видеть, что его работы размещают в газетах и журналах, публикуют на страницах онлайн-изданий или воспроизводят каким-либо иным образом. У хорошего профессионала всегда есть шанс сделать себе имя, по работе он будет встречаться с интересными людьми, представляющими различные проекты, — блоги, кулинарные книги, а также шоу.
При этом фуд-фотограф всегда предоставлен сам себе, поэтому свой трудовой график он может выстраивать в соответствии со своими возможностями, занятостью и настроением. При желании он всегда может устроить внеплановые выходные и не страдать от межличностных интриг, которые нередко сопровождают работников в больших компаниях.
Деятельность food-фотографа предоставляет возможность самореализации и превращения хобби в настоящий бизнес, приносящий значительный доход. Креативный человек всегда может через фотографию реализовать свои творческие мечты и планы.
Однако не обошлось и без недостатков. Невзирая на высокую востребованность представителей этой профессии, далеко не каждый специалист в области фотографии возьмется за этот кропотливый труд. Этот специалист сталкивается со множеством проблем:
- монотонность, рутинность и скрупулезность работы;
- высокий уровень стресса в ситуации, если кадры получаются неудачными и задуманное не удается осуществить;
- для того чтобы претендовать на сотрудничество с серьёзными изданиями, фотографу требуется дорогостоящее оборудование;
- деятельность требует выездных фотосессий — это значит, что фуд-фотограф должен иметь личный транспорт или тратить собственные средства на оплату наёмного;
- как правило, работодатели устанавливают довольно ограниченные сроки для выполнения заказа, не добавляют оптимизма и постоянные переживания по поводу мнения заказчика — эти люди часто сталкиваются с неудовлетворительной оценкой клиента.
Ну и, конечно, учитывая высокую востребованность и хороший уровень оплаты специалистов в этой сфере, сегодня наблюдается достаточно высокий и довольно жёсткий уровень конкуренции.
Как и всякий другой специалист, занятый в творческой сфере, фуд-фотограф думает о своих проектах всегда. Как показывает практика, даже во время отдыха они волей-неволей размышляют о своих клиентах, новейших трендах и современном фуд-оборудовании. Это и неудивительно, ведь во время выполнения заказов репутация фотографа поставлена на карту, поэтому всякий раз, снимая продукты и блюда для заказчика, этот специалист обязан выкладываться по максимуму.
Фотограф должен отличаться повышенным уровнем ответственности, поскольку все решения ему придётся принимать самостоятельно. Помимо того, всегда и везде будут находиться люди, неспособные оценить художественные профессии. Они будут задавать вопросы о том, почему они должны платить большую сумму только за то, что вы нажимаете кнопку спуска затвора. На подобные замечания следует грамотно реагировать.
Любая съемка требует новых оригинальных идей, поэтому «всё и сразу» у вас не получится. Однако со временем фотограф будет всё быстрее и быстрее выставлять свои композиции, научится различать контрасты и настраивать подходящие параметры освещения.
Фотографу очень важно постоянно быть в курсе модных тенденций. Это значит, что он должен много времени уделять изучению отечественного и зарубежного опыта в сфере фотографирования продуктов. Фуд-фотография бывает тяжелой не только в моральном, но и в физическом смысле — фотографу нередко приходится подниматься вверх по лестнице со своим оборудованием или целый день стоять в скрюченном положении, снимая несколько сотен блюд для поваренной книги или службы доставки.
Следует быть готовым к тому, что первое время работа вряд ли будет приносить много денег. Чаще всего молодые фуд-фотографы совмещают работу в офисе и деятельность, связанную с фотографированием. Очень важно в это время не растерять свой запал — при должной целеустремленности и самосовершенствовании в профессии рано или поздно к фотографу обязательно начнут обращаться с заказами. Как правило, после того как доход от съемок начнет перекрывать ту зарплату, которую фотограф получает в офисе, он уходит в вольное плавание.
Требования
Для того чтобы максимально эффектно запечатлеть блюдо или какой-либо продукт, фотограф должен хорошо знать свой предмет, уметь обращаться с инструментарием профессионального фотографа. Фуд-фотография требует хороших знаний, причём не только технических, но и тех, которые связаны с самой едой. Начинающие специалисты в этой сфере должны уметь готовить и «понимать» еду, не обязательно на профессиональном уровне, но как минимум на таком уровне, чтобы суметь обсудить все аспекты фотографии со своим потенциальным клиентом.
Фуд-фотография является одной из современных разновидностей натюрморта, именно поэтому специалисты данной сферы должны обладать дотошным взглядом и вниманием к каждой мелочи.
Важно, чтобы они были готовы посвятить львиную долю своего времени и терпения каждому снимку.
Сфера занятости
Чаще всего к фотографам обращаются рестораны, для того чтобы сделать рекламные проспекты и снимки своих блюд. Причем специалист в этой сфере может найти работу либо в рамках только одной компании, либо как фрилансер, работая сразу на нескольких заказчиков.
Перечень клиентов и потенциальных работодателей дополняют крупные корпорации и компании, занимающиеся изготовлением продовольственных продуктов. Фуд-фотографии требуются им для размещения своих изделий на сайте и в рекламных проспектах. Кроме того, деятельность специалистов востребована среди издателей журналов или поваренных книг, а также интернет-порталов, посвящённых вопросам кулинарии.
Как стать?
Для того чтобы стать профессиональным фотографом, нужно много учиться. Имейте в виду, что какого-либо учебного заведения, где обучают на фуд-фотографов, нет, поэтому начинающий специалист должен всему обучаться сам. В наши дни на эту тему существует довольно много бесплатных блогов и советов на YouTube и в Instagram — в них можно отыскать информацию не только о непосредственно съемке, но также и о таких вопросах, как ретушь фото, поиск и оформление реквизита. Если вы хорошо владеете иностранным языком, имеет смысл особое внимание уделить зарубежным сайтам, так как в Америке и европейских странах направление food-фотографии более распространено, чем в России.
Кроме того, вы всегда можете прослушивать специальные вебинары, тематические конференции и общаться в профессиональных чатах.
Очень полезно учиться на успешных примерах: большой востребованностью пользуются работы таких фуд-блогеров, как Петр Карасев, Юлия Космо, Дарья Боронина и Дина Беленко, многие начинающие специалисты пользуются интернет-каналами Эдуарда Жукова, а также инста-блогами Максима Мордвинцева и Данилы Снега.
Если вы хотите научиться делать фотографии быстрее, имеет смысл обратить внимание на специальные курсы — их очень много в интернете. Имейте в виду, что такие курсы, как правило, оплачиваемые: хороший курс с домашними заданиями и обратной связью от куратора стоит порядка 15-25 тыс. руб. Базовые курсы и мастер-классы стоят 10-15 тыс. руб., всевозможное вебинары, как правило, оцениваются примерно в 3 тыс. руб.