Гитара

Как играть медиатором на гитаре?

Как играть медиатором на гитаре?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Как держать?
  2. Как научиться игре перебором?
  3. Техника игры боем

Имеется большое количество музыкальных инструментов, из которых звуки извлекают самыми разнообразными предметами: деревянными палочками, молоточками, смычками, наперстками и так далее. А вот при игре на акустической и электрической гитарах используются специальные пластинки сердцевидной либо треугольной формы, называемые «медиаторами». Эти небольшие предметы вспомогательного аксессуара для звукоизвлечения начали свою историю еще в древности при игре на многих музыкальных струнных инструментах в самых разных точках земного шара. Но особую популярность медиатор получил с появлением электрогитар, что объясняется тем, что более эффектного способа игры на них, кроме как медиатором, просто не существует.

Как держать?

В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».

Современный медиатор имеет вид небольшой пластинки, форма которой может сильно отличаться. Сейчас основным материалом для изготовления данного гитарного аксессуара является пластик и металл, а изначально плектры создавались из рогов, костей животных, плотной кожи. Редко, но ещё встречаются в продаже комплекты медиаторов из панцирей черепах, считающиеся среди гитаристов особо ценными.

Чтобы звук струн при игре медиатором был качественным, а сам он надёжно и удобно располагался в руке, его необходимо научиться правильно держать. Конечно, у большинства гитаристов есть свой особенный хват, но нужно знать, что есть оптимальные способы постановки правой руки при медиаторной технике игры на гитаре, а также рекомендуемые правила удержания медиатора пальцами. Это особенно важно на начальном уровне игры, когда гитарист только учится пользоваться инструментом и дополнительными аксессуарами к нему.

Плектр в виде треугольника берут, согнув ладонь правой руки так, будто надо удерживать кружку за ручку. Пластина ложится на боковую поверхность указательного пальца центром прямо на границу последней и предпоследней фаланг, а сверху она прижимается большим пальцем. Острый (рабочий) конец медиатора при этом развернут на внутреннюю сторону ладони примерно под углом 90 градусов к продольной линии кисти. Что касается остальных пальцев, то их при взятии и окончательной фиксации медиатора лучше распрямить настолько, чтобы не происходило касания ими струн.

Кисть правой руки важно не напрягать – она должна оставаться подвижной. Это позволяет играть длительное время, не уставая. Однако не стоит и слишком расслаблять руку, иначе медиатор будет выпадать или сдвигаться. Баланс можно найти при постоянной тренировке. Со временем удержание медиатора становится упругим, но и мягким при этом, что позволяет выполнять даже самые сложные пассажи на гитаре.

Удержание медиатора при игре на акустической гитаре мало чем отличается от описанного выше. Важно, чтобы медиатор не слишком выступал, но при этом хорошо цеплял струны. Такой способ удержания плектра применять можно и на классической гитаре, но лучше этого не делать – нейлоновые струны будут недолго терпеть такое надругательство над собой: очень быстро придут в негодность ввиду быстрого истирания.

Надо учитывать, что при игре на гитаре медиатором должно работать исключительно запястье. Вся остальная часть руки остается в покое, чтобы не уставать. Для правильного положения необходимо положить запястье (тыльную часть) на корпус инструмента над струнами. При этом медиатор должен легко дотягиваться до каждой из шести струн. Как правило, плоскость плектра удерживается под некоторым углом по отношению к струнам, чтобы избежать удара об его острие. Играют не остриём, а рёбрами пластины: удар по струне вниз совершается за счёт внешнего ребра медиатора, а удар снизу вверх – внутренним ребром (ближним к гитаристу).

В таком положении можно играть длительное время и использовать разнообразные техники. Желательно выработать привычку и держать руку именно в таком положении, чтобы избежать быстрой утомляемости руки и кисти, ошибок, лишнего шума.

При игре на бас-гитаре плектр можно держать точно так же, как и на других видах гитары. Единственное отличие – запястье нужно удерживать почти неподвижно над струнами.

Как научиться игре перебором?

Как только рука привыкает брать медиатор правильно, можно приступать к упражнениям по различным техникам игры. Для этого важно найти спокойное место, где не будет ничего отвлекать. Следует понимать, что с первого раза играть медиатором на гитаре получится довольно неуклюже. Понадобится большое количество упражнений и повторений, чтобы довести все до автоматизма. На это нужно настроиться, не волнуясь насчёт своих способностей раньше времени.

Прежде чем учиться играть на гитаре перебором (арпеджио), сначала нужно научиться удобно брать в руку плектр, надёжно фиксировать запястье и тренировать звукоизвлечение на отдельных струнах. Ударять надо по четыре раза медиатором медленно вниз, а чуть позже при хорошем результате – переменным штрихом (вниз-вверх). Эти действия необходимо повторять на каждой струне, начиная с нижней. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока все будет выполняться автоматически и без ошибок. В итоге нужно научиться играть перебором, то есть ровно и без остановок играть по одному разу на каждой струне, поочередно и плавно переходя с одной на другую. Постепенно следует увеличивать скорость, а для удобства можно воспользоваться метрономом.

После успешного закрепления этого этапа, можно подключать левую руку. Теперь можно сосредоточиться на самой мелодии, но при этом обращать внимание на правильном извлечение звуков. Еще одно упражнение – удар медиатором не по каждой струне, а через одну. Это позволяет мышечно запомнить расположение той или иной струны, что со временем поможет руке легко их находить даже с закрытыми глазами.

После освоения поочередного зацепа струн можно переходить к более сложной технике. Чтобы перебор вышел красивым, придется выучить сложные комбинации подцепов – здесь окажут помощь ранее изученные чередования струн. Постепенно надо увеличивать не только скорость, но и расстояние. При этом начинать стоит с простых аккордов.

Перебирать струны медиатором можно точно так же, как и пальцами, учитывая при этом, что медиатор всего один. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокую скорость и точную координацию.

Игру с использованием переборов требуется осваивать методом переменного штриха. Получается, что последующий удар по струне должен выполняться в другую сторону. Нельзя все время цеплять струну только вниз или только вверх. Например, если первая струна извлекалась ударом вниз, значит, следующая будет извлекаться ударом снизу вверх, далее снова вниз, потом – вверх. Начинать игру следует с удара по струне вниз.

При игре перебором движения необходимо совершать исключительно кистью. Амплитуда должна быть небольшой, а рука ощущать свободу. В идеале ее следует опереть на корпус гитары, чтобы достичь оптимального расслабления. Важно добиваться, чтобы звук получался ровным и четким, без каких-либо сбоев или пауз.

Перебор отдельных струн с помощью медиатора считается более сложным по сравнению с боем. При такой технике не получится при игре не обращать внимание на свою правую кисть. Постоянно надо наблюдать, в каком положении она находится и что делают пальцы. Пластина не должна отклоняться вбок или становиться параллельной линиям струн, не говоря уж о выскальзывании её из пальцев.

Чтобы увеличить скорость перебора плектром, можно изучить особую технику. Она заключается в том, что первая струна цепляется снизу-вверх, а следующая – сверху-вниз. Далее такая очередность соблюдается на всех струнах. При этом совершается меньше движений, а скорость игры возрастает.

Техника игры боем

Бой медиатором по струнам гитары имеет великое множество вариантов. Для начинающих подойдут самые простые удары вверх и вниз. Постепенно следует наращивать скорость, совершать бой в темпе только вниз или только вверх. При этом надо осторожно переносить руку на рабочую струну так, чтобы запястье совершало движения в виде полукруга. Используемые упражнения надо закреплять до тех пор, пока звук не будет чистым, без лишнего шума, без непроизвольного глушения, без выпадания медиатора из руки.

Бой с использованием медиатора почти не имеет отличий от боя пальцами. Исключение заключается лишь в том, что плектр движется вверх-вниз без дополнительных «помощников» (нет разделения на удары большого и других пальцев правой руки). Все штрихи, которые известны, можно легко воспроизвести при помощи пластины. При этом самое важное – это правильно ее удерживать.

Стоит стараться, чтобы удары по струнам получались максимально естественными. Не должно возникать ощущение, что струны с медиатором дерутся или на пути пластины возникает препятствие. В таком случае следует брать аксессуар как можно ближе к краю, чтобы выступающая часть была совсем небольшой. А также не следует удерживать медиатор параллельно струнам.

Среди боя есть особый тип под названием «даунстроук». Он отличается тем, что совершать удары надо только вниз. Такая техника требует выставления акцентов в виде более сильных ударов по струнам. Это позволит поддерживать ритм и лучше почувствовать мелодию.

При игре боем стоит учесть, что вести удар надо не от плеча, а от кисти. Необходимо стараться, чтобы лишних движений было как можно меньше. Кроме того, следует подобрать адекватную силу удара. При правильной игре предплечье должно оставаться без движения. Отрабатывать эти навыки лучше сразу на песнях.

Техники игры боем совершаются пальцами либо ладонью с несколько большим напряжением. Сначала медиатор может зацеплять лишние струны или снижать скорость, но с практикой это проходит. При ведении руки вниз желательно немного приподнимать кончик пластины, чтобы он двигался по струнам под углом. Когда кисть будет идти вверх – острие медиатора должно сменить свое положение на противоположное. Должно получиться движение в виде волны, извлекающей гармоничные звуки.

Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.