Top.Mail.Ru
Гитара

Как играть вальс на гитаре?

Как играть вальс на гитаре?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Подготовка
  3. Обзор схем

Среди множества видов гитарного аккомпанемента особое место занимают вальсовые бои. Они имеют не только традиционную технику и популярные схемы игры, но и более сложные ритмические рисунки, которые нередко рождаются у профессиональных музыкантов непосредственно во время аккомпанемента.

Особенности

Песен на вальсовый ритм значительно меньше тех, что играются в тактовом размере 2/4 или 4/4. Ритм вальса же звучит в размере на три доли, к которым относятся: 3/4, 3/8 либо 6/8. Последний является, по сути, тактовым размером, состоящим из двух метроритмических фигур на 3/8 (3/8+3/8). Ритмический рисунок вальса ограничен тремя долями, акцент из которых практически всегда падает на первую. Особого разнообразия боя из таких стандартных границ получить довольно трудно.

Вальс на гитаре может играться следующими способами:

  1. арпеджио (перебором) пальцами либо медиатором;
  2. щипком пальцами;
  3. разными видами боя с помощью пальцев или медиатора.

Из арпеджио подходят следующие варианты:

  • восходящее;
  • нисходящее;
  • смешанное.

Ниже приведены примеры переборов для вальсового аккомпанемента. В этих примерах на сильную долю (счёт «раз») всегда играется бас. Это — традиционные виды аккомпанемента под вальсовую мелодию.

Щипковые способы аккомпанемента тоже начинаются со звучания на первой доле басовых струн, но далее, если сравнивать с арпеджио, звуки аккорда извлекаются не поодиночке на каждый счёт, а одновременно целым созвучием (аккордом). Ниже — несколько примеров щипкового вальсового аккомпанемента.

Бас обычно не глушат ни в переборах, ни в игре щипком — он должен звучать на протяжении всей ритмической фигуры. А вот щипковые элементы (аккорды), наоборот, должны звучать чётко, ритмично.

Поэтому пальцы после извлечения аккорда нужно сразу же поставить обратно на струны, чтобы заглушить их до следующего щипка.

Есть более сложные варианты аккомпанемента в ритме вальса, где после баса извлекаются звуки смешанного характера (и одиночные по типу арпеджио, и щипковые). Чтобы стало понятней, ниже представлен один из примеров аккомпанемента такого вида:

Но последний пример не являются каким-либо необычным. Такой аккомпанемент относится в гитарной учебной литературе к арпеджио.

Что касается видов вальсового боя, то об этом подробней изложено ниже по тексту.

Подготовка

Чтобы научиться играть вальсовый бой, необходимо понять ритм вальса и правильно действовать при выполнении ударов по струнам разными пальцами правой руки или медиатором.

Кроме того, нужно разбираться в обозначениях, принятых среди гитаристов для записи боев.

Вальс — это танец, ритм которого в тактовом размере 3/4 или 3/8 можно считать так: «Ум-па-па». Здесь «Ум» означает бас и сильную долю, требующую динамического выделения (играть громче), а «па-па» – два аккорда, которые следуют друг за другом (играются чуть тише баса, но более отрывисто). Все элементы счёта должны воспроизводиться равномерно, не задерживаясь и не извлекаясь, наоборот, раньше времени. Всё равномерно: «Ум-па-па» (или «раз-два-три»).

Пример схемы простейшего вальсового боя:

Условные обозначения на приведённой схеме:

  • P – большой палец правой руки;
  • i – указательный палец правой руки;
  • ↑ – направление удара по струнам сверху вниз;
  • ↓ – направление удара по струнам снизу вверх;
  • П – удар медиатором сверху вниз по струнам;
  • V – удар медиатором снизу вверх по струнам.

Следует заметить, что направления ударов стрелками в обозначениях других авторов может иметь противоположное значение (знак ↑ – удар снизу вверх по струнам, а знак ↓ – удар сверху вниз).

Представленный выше пример ритмической схемы боя медиатором или пальцами играть следует по следующему алгоритму:

  1. на счёт «Ум» извлекается бас пальцем или медиатором ударом по струне №6 сверху вниз (знак «П» - для медиатора, буква «P» – для большого пальца правой руки);
  2. на счёт первого «па» производится удар по струнам вниз (↑) медиатором («П»), начиная со струны №5 (струну №6 не следует глушить) или указательным пальцем («i»);
  3. на счёт второго «па» медиатор или указательный палец движется назад, то есть снизу вверх (↓), задевая три или четыре тонкие струны.

Желательно второй удар по струнам (снизу вверх) сразу же приглушить, наложив на струны ребро ладони правой руки. Новички могут потренироваться над таким приёмом глушения струн — он пригодится для любого боя в дальнейшем.

А теперь можно перейти к обзору и разбору некоторых других схем вальсового боя, среди которых будет один довольно сложный для начинающих.

Обзор схем

Сначала — простые виды вальсового боя на тактовые размеры 3/4 или 3/8. Они подойдут и для размера 6/8 (только в нём будут содержаться две одинаковые ритмические структуры боя размера 3/8).

Схема первая:

Играется так:

  • на «раз» – удар по двум-трём басовым струнам большим пальцем (или медиатором) сверху вниз;
  • на «два» – удар указательным пальцем (медиатором) по трём-четырём тонким струнам снизу вверх;
  • на «три» – заключительный удар вниз указательным пальцем (медиатором).

Заключительный удар лучше заглушить.

Не нужно забывать: первый удар на счёт «раз» играть с акцентом. Этот звук пусть длится как можно дольше.

Впрочем, данная схема боя мало чем отличается от разобранного выше. Поменялись лишь направления ударов на счета «два» и «три». А также большой палец или медиатор извлекают не конкретный бас, а созвучие двух или трёх басовых струн, что, конечно, на слух выглядит иначе.

Другой вариант этого боя — играть конкретный бас или два разных, меняя их поочерёдно через такт, а удары указательным пальцем оставить без изменений.

Схема вторая:

Этот бой нужно играть под счёт с «и» следующим образом:

  • на счёт «раз и» звучит удар по басовым струнам сверху вниз;
  • со счёта «два» производятся удары по четырём или трём тонким струнам так называемым переменным штрихом: на «два» – удар вниз, на «и» – удар снизу вверх, на «три» – вниз, на «и» – удар вверх.

До этого примера производились действия по извлечению звуков только на четвертные доли, а теперь появились восьмые длительности. Поэтому счёт дополнился союзом «и», чтобы удобнее было считать короткие звуки ритма.

Схема третья (более сложный ритмический рисунок):

В этом виде боя появился ещё один элемент — знак «Х» на всех полосках (струнах) табулатуры, попадающий на счёт «три». Это значит, что в этом месте необходимо заглушить все струны (или только звучащие) посредством ребра ладони (либо кулаком) правой руки.

Глушение необходимо выполнить довольно резко, добиваясь получения звука, напоминающего щелчок. Этот перкуссионный звук улучшит бой, разнообразит его.

Этим обзором виды вальсового боя не ограничиваются. Однако для начинающих они станут своеобразной базой, на основе которой можно построить и другие, возможно, более сложные и интересные схемы.

Главное, знать основы, а с опытом придёт и свой личный стиль, и импровизация. При аккомпанировании вальсовым мелодиям необходимо держать основной танцевальный ритм, а уже на него «нанизывать» дополнительные детали (перкуссию, проходящие басы и подголоски).

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.