Для начинающих гитаристов важно правильно выбрать тип посадки с инструментом, ведь от нее зависят и постановка рук, и удобство игры, и успехи новичка в обучении.
Посадка при игре
Нужно уяснить для себя очень важный момент: играть на всех типах гитар, относящихся к акустическим инструментам (классическая, фламенко, дредноут, фолк-вестерн), «по умолчанию» следует сидя. А учатся этому однозначно в одном положении — на стуле.
Имеется несколько вариантов посадки гитариста с инструментом во время занятий или музицирования. Новичку же стоит сначала освоить 2 позиции: классическую и обычную (можно назвать её «фолк»).
Классическая
Именно такой посадке отдают предпочтение музыканты, играющие на классическом инструменте с нейлоновыми струнами. Ей же обучают учащихся музыкальных школ по этому направлению гитары.
Сидеть следует на краешке стула подходящей высоты. Высота стула должна быть такой, чтобы при сидении на нём (ступни ног полностью и равномерно расположены на опорной поверхности) линии бёдер оказались параллельными полу. Не идеально, конечно, параллельными, но с минимальным расхождением угла в большую или меньшую сторону.
Под левую ногу правше необходимо установить подставку высотой от 12 до 20 см, что зависит от предпочтений музыканта, его анатомических особенностей и высоты стула, на котором он сидит.
Левше, решившему заниматься нестандартно, подставка понадобится под правую ногу. Далее текст левшам следует корректировать самостоятельно, так как он рассчитан на читателя-правшу.
Подставка обеспечивает подъём колена гитариста выше и тем самым препятствует непроизвольному смещению корпуса инструмента по бедру вниз. Сохраняется изначально принятое музыкантом положение и удобство игры. Когда подходящих стульев нет, а имеющиеся либо слишком низки, либо высоки, то временно можно обходиться и такими: на низких — без подставки под левую ногу, на высоких – с подставкой (поднять её выше).
Левая нога лишь чуть отводится в левую сторону от оси направления корпуса гитариста вперёд, образуя с осью левого плеча угол немного меньше прямого, а правая нога отводится значительно дальше от оси направления корпуса вперёд — она создаёт с осью правого плеча угол примерно 45 градусов (см. схему ниже).
Корпус гитариста должен быть выпрямленным, не иметь напряжения.
Допускается небольшой наклон вперёд, чтобы удобней фиксировать гитару в районе груди.
Гитара при классической постановке размещается своей выемкой на левое бедро. Нижняя часть корпуса оказывается между ногами, а головка грифа поднимается до уровня плеча. Поверхности дек инструмента в идеале располагаются в вертикальном положении — без наклонов в какую-либо сторону.
Особенности такой посадки заключаются в следующем:
- гитара удобно и надёжно фиксируется в нескольких точках: в месте расположения правой руки в верхней части корпуса, на бедре левой ноги, в месте соприкосновения с грудью музыканта и частично поддерживается внутренней частью бедра правой ноги, в которую упирается корпус;
- высокий подъём грифа обеспечивает свободный доступ ко всем ладам для зажатия струн пальцами левой руки, облегчает и без того сложное (неестественное, перевёрнутое) положение её кисти — чем выше гриф, тем меньше градус «перевёрнутости» предплечья и кисти;
- развёрнутое положение ног не препятствует кровотоку в паховой области человека и ногах, что позволяет заниматься при обучении или музицировать долгое время.
Классическая посадка подходит всем гитаристам, играющим в любых стилях на акустических инструментах.
Женщинам такая посадка тоже подходит для домашних занятий. Если же приходится играть на гитаре в присутствии людей, то заранее нужно будет позаботиться о соответствующей одежде — выбрать брюки, шорты или свободное платье длиной до щиколоток. На концертах женщины чаще всего играют в платьях до пола.
Вариантом для гитаристок при игре может стать следующая посадка: левая нога так же стоит на подставке, а правая отставляется, но не в сторону, а под себя (коленом вниз, ступнёй назад — на носок). В этом случае вполне подойдёт платье или юбка даже средней длины.
Специальный наколенный упор для более удобной игры на гитаре тоже может стать прекрасным дополнением к женской посадке.
Обычная
Музыканты, играющие на акустических гитарах со стальными струнами, садятся с инструментом по-разному, но основные позиции всё же можно выделить.
- Посадка «нога на ногу». Такую посадку почему-то особенно любят женщины. Мужчинам она нравится, но, скорее всего, они осознают, что мужской половине человечества подобной позой лучше не злоупотреблять, чтобы не навредить здоровью. При этой посадке одна нога закидывается на другую, а на её бедре, которое оказывается приподнятым, довольно удобно располагают гитару выемкой корпуса. Лучше, если перекинуть правую ногу на левую, так как этот вариант позволяет гриф поднять выше. Если перекинута левая нога, то поднять гриф проблематично: бедро правой мешает опустить корпус инструмента, ограничив тем самым подъём грифа.
- На бедре правой ноги. Этой посадкой пользуются больше всего. Для гитаристов стиля фингерстайл она наряду с позицией «нога на ногу» является основной. Иногда под правую ногу для лучшей фиксации инструмента устанавливают подставку небольшой высоты.
При любой позиции нужно обеспечить удобство и свободу действий обеих рук при игре, не допускать затекания конечностей, напряжения и усталости плеч, шеи и других частей тела.
Постановка правой руки
На первых занятиях одновременно с посадкой начинающих гитаристов учат правилам расположения правой руки на инструменте, а её пальцев — на струнах. Правильная посадка с инструментом неотделима от постановки именно правой руки, так как она является одной из двух основных точек фиксации гитары. Первая точка — это нижняя опора инструмента на бедре ноги, вторая — верхняя опора корпуса предплечьем правой руки.
При любом виде посадки после размещения гитары на бедре выбранной ноги гитарист правой рукой придерживает корпус путём наложения предплечья на его самую выпуклую часть в месте ребра, образованного верхней декой и обечайкой:
Особенно следует отметить следующие моменты в постановке правой руки.
- Место соприкосновения предплечья с корпусом гитары — чуть ниже локтевого сгиба. На расстояние влияют размеры инструмента и особенности строения рук. В среднем — ниже локтя на 6-10 см. Но это значение может меняться во время игры, что зависит от характера композиции, применяемых приёмов игры и выполняемых штрихов. Возможно даже перемещение либо полный съём предплечья с инструмента (исполнение искусственных флажолетов, смена тембра звука и так далее).
- Вес руки нельзя полностью переносить на точку касания предплечья с гитарой. Рука музыканта должна ощущаться единым целым — от плеча до кончиков пальцев. Если перенести вес руки на корпус инструмента, то возникает так называемый «эффект переломанной руки» (предплечье и кисть отделяются от плеча), а это плохо для исполнителя.
- Линия предплечья и кисти с пальцами по той же причине, что и предыдущий пункт (исключение «эффекта переломанной руки»), должна прямой. Распространённой ошибкой для подавляющего большинства начинающих является расположение ладони поперёк струн:
Остаётся только правильно расставить пальцы на струнах. Это нужно сделать так:
- большой палец ставится на одну из басовых струн (три верхние);
- указательный — на третью снизу;
- средний — на вторую снизу;
- безымянный — на самую тонкую (первую) струну.
- мизинец остаётся без дела, поэтому просто чуть поднимается над струнами, не касаясь их.
При этом форма кисти должна быть округлой, выгнутой на внешнюю сторону в запястном суставе:
Теперь гитарист готов к игре правой рукой на открытых струнах.
Левую руку в первые дни занятий можно расположить для дополнительной фиксации гитары в районе нижней половины корпуса на обечайке или деке под грифом.
Постановка левой руки
Левую руку можно начинать ставить после того, как правая научится правильно извлекать звуки из струн, играть несколько переборов (арпеджио), а сам будущий гитарист почувствует себя комфортно за инструментом.
Место размещения левой руки на грифе гитары называется позицией, определяемой при игре положением указательного пальца: если он зажимает струну на I ладу, значит, рука находится в первой позиции, если на V ладу, то – в пятой. В том случае, когда в прижатии аккорда либо звуков указательный палец не участвует, то позицией считается тот лад, на котором он мог бы находиться. Все четыре играющие пальцы одновременно могут условно расположиться на четырёх соседних ладах, поэтому отсюда и следует считать условное нахождение указательного пальца (и позиции).
Правила расположения пальцев левой руки можно обозначить следующими пунктами.
- Большой палец размещается с тыльной стороны грифа строго поперёк него. Вершина пальца находится чуть выше средней продольной оси грифа.
- Чем ниже позиция руки (по номеру лада), тем дальше отодвигается локоть от корпуса гитариста. Это даст возможность уменьшить угол разворота кисти левой руки.
- Кисть и играющие пальцы должны находиться с фронта грифа. Пальцы размещаются «над» или «на» струнах.
- Струны зажимаются серединой подушечек пальцев с торцевой стороны.
- Последняя фаланга пальца при прижатии струны перпендикулярна плоскости грифа.
- Кисть имеет округлую форму.
Место прижатия струн — середина лада (между порожками) или ближе к более высокому порожку (со стороны корпуса гитары).
Как держать гитару при бое?
Бой — это определённые ритмические и гармонические рисунки аккомпанемента на гитаре: чередование аккордов в соответствии с тональностью песни и различных приёмов глушения струн и ударов по корпусу, которые дополнительно усиливают эффект, имитируя некоторые ударные инструменты (большой и малый барабаны, тарелки). В большей степени всё перечисленное делает правая рука гитариста.
При выполнении простых видов боя («четвёрка», «шестёрка», «восьмёрка») с заглушками основное умение заключается в чётком держании ритма и точных переходов аккордов. Никаких особых изменений в правилах постановки и удержания гитары не происходит: левая рука зажимает аккорды в разных позициях, правая ударяет в заданном темпе по струнам, глушит их в нужных местах исключительно за счёт расслабленных кистевых движений, не меняя никак своей постановки.
Как играть стоя?
Для игры стоя нужно приобрести специальные ремни, для которых у электрогитар, полуакустических и некоторых моделей акустических гитар с металлическими струнами имеются крепёжные устройства.
На классических гитарах не принято играть стоя, поэтому у них нет крепежа для ремней.
Однако и для таких моделей решили вопрос: в продаже относительно не так давно появились ремни, на концах которых металлические плоские крючки. Этими пластинами ремень цепляется за верхнюю деку в районе резонаторного отверстия с двух сторон (снизу и сверху), а получившаяся петля ремня закидывается за плечо музыканта.
Любые модели ремней регулируются по размеру, поэтому игра становится комфортной даже стоя. Всё остальное — положения рук и грифа гитары — не меняется.