Top.Mail.Ru
Гитара

Делаем ламповый гитарный усилитель своими руками

Делаем ламповый гитарный усилитель своими руками

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Инструменты и материалы
  3. Схема изготовления

Многие музыканты пользуются для записи своей игры и выступлений на концертных площадках звукоусиливающей аппаратурой, особенно те из них, кто играет на музыкальных инструментах, имеющих относительно слабый и непродолжительный звук. К таким относятся все за редким исключением струнники, особенно электрогитаристы, инструменты которых без усилителя вообще, можно сказать, не воспроизводят никакого звука. В том же положении находятся и музыканты других профилей, играющие на электронных или электрических музыкальных инструментах.

Недостаточно сильный звук наблюдается у мелких духовых инструментов (флейта, губная гармошка, свирель и другие дудки). В больших концертных залах даже баян и аккордеон будут слышны довольно слабо. Имеется, конечно, и электропианино, созданное не только лишь для получения дополнительных эффектов, но и для того, чтобы конкурировать с другими инструментами даже на таких концертных площадках, как стадионы и лётные поля.

Рассмотрим в этой статье особенности ламповых гитарных усилителей для дома и их монтаж собственными силами.

Особенности

Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на концертах или играет на электрогитаре, очень важно подобрать хороший усилитель, выдающий качественные звуки гитары. Однако далеко не все начинающие музыканты имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование известных фирм, занимающихся выпуском такой аудиотехники.

Давно известно, что наиболее натуральный звук могут произвести ламповые гитарные усилители (комбики). Этот звук не идёт ни в какое сравнение с современными усилителями на микросхемах и транзисторах — только лампа может выдать звуки с абсолютно чистыми, равномерными и очаровывающими слушателя басами или мелодичными высокими частотами. Но стоимость даже непрофессиональных ламповых усилителей, произведённых мировыми брендами, на порядок выше любого аналогичного по мощности комбика на полупроводниках.

Правда, у ламповых усилителей имеются некоторые недостатки, которые отсутствуют в аналоговых устройствах. К ним относятся:

  • громоздкость и большая масса готового изделия;
  • недостаточная надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
  • сильный нагрев деталей, что может привести к повреждениям электрической цепи и выходу из строя некоторых составляющих;
  • закономерный дефицит необходимых ламп из-за широкого распространения электронных устройств и постепенного сворачивания производства деталей для устаревшего аудиооборудования и техники.

Однако эти затруднения не останавливают музыкантов на пути к получению качественного звука своих гитар. Поэтому нередко гитаристы стараются подобрать подходящий для дома самодельный вариант усилителя на лампах, а потом собирают его своими руками, что, несомненно, обходится намного дешевле заводского устройства.

Подобрав для себя лучший вариант, следует хорошо проанализировать его схему, советуясь по возможности со специалистами, выписать перечень необходимых деталей как для электрической схемы усилителя, так и для его основы (шасси), на которой размещается весь комплект деталей и производится монтажной цепи между ними.

Инструменты и материалы

Для домашних занятий по игре на гитаре либо записи отдельных произведений вполне подойдет простой гитарный усилитель на лампах и других деталях, обеспечивающих выходную мощность звука в пределах 1,5-3,0 Вт. Этого будет достаточно, чтобы успешно потренировать технику игры, сделать качественную запись только что разученной пьесы или песни под собственный аккомпанемент на акустической гитаре и, конечно, слегка подействовать на нервы ближайшим соседям. Поэтому можно выбрать вариант самодельного усилителя с такими деталями для электрической схемы:

  • лампа-триод 6Н1П (или её аналоги: 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П), необходимая для предварительного (входного) каскада всей схемы;
  • лампа 6П14П (пентод), участвующая на оконечном (выходном) каскаде схемы;
  • выходной звуковой трансформатор ТВЗ-1-1, рассчитанный на токовую нагрузку в пределах 8 Ом и мощность 3 Вт (можно заменить на аналог ТВЗ-1-9, который рассчитан лишь на нагрузку не более 4 Ом, или неспециализированные трансформаторы типа ТВК, но они не смогут качественно подавлять искажения звуков);
  • резистор входа на 560 кОм;
  • резистор на катоде лампы-триода на 0,5 Вт, на аноде – 0,5-1,0 Вт;
  • конденсатор в шунте с катодным резистором лампы-триода с максимальной ёмкостью и напряжением около 10 В;
  • конденсатор на линии связи между каскадами должен быть напряжением от 300 В, а переменный резистор на этой же линии может быть с параметрами от 100 кОм до 1000 кОм;
  • резистор на катоде пентодной лампы должен быть более мощный, нежели на входной лампе (порядка 2 Вт), при сопротивлении в 120 Ом, а шунтирующий конденсатор иметь меньшую ёмкость по сравнению с шунтом в схеме триода;
  • динамик на 8 Ом.

Для платформы можно применить в качестве материала толстый дюралевый лист, согнув его в компактную форму, напоминающую коробку без нижней стороны, или же купить готовое изделие. Некоторые пользователи используют для платформы под усилок старый компьютерный корпус, отпиливая от него часть крышки по нужным размерам.

Кроме того, из материалов нужны будут провода для монтажа электрической цепи усилителя, а также шнуры и вилка подключения устройства к сети 220 В. Сразу нужно позаботиться о гнёздах и шнуре для подключения инструмента к усилителю.

Из монтажных инструментов следует подготовить паяльное оборудование и припой, ножовку по металлу, электродрель с набором сверл по металлу, надфили и наждачную бумагу, метчики, винты и отвертки, драпировочный материал для последующей отделки готового изделия, клей, измерительные линейки и маркеры для разметок.

Схема изготовления

Предлагаемая схема изготовления гитарного усилителя небольшой мощности представляет собой двухкаскадную систему, в которую может входить каскад фазоинвертор. Его функция заключается в разделении сигнала на входе в усилитель на две полуволны, которые противоположны по фазам. Схема фазоинвертора довольно проста и даёт хорошие результаты по улучшению работы усилителя, но не всегда применима, особенно для качественного оборудования, так как сильно искажает звук. Но для маломощных усилителей это приспособление будет, безусловно, полезным.

При монтаже электрической схемы усилителя специалисты советуют порядок работы начинать не с первого каскада (входа), а со второго – выходного.

Сначала собрать пентодную часть схемы с трансформатором, динамиком, лампой и шунтом, а потом подключить трансформатор и катодную часть схемы к электрической сети. Если всё нормально, то в динамике можно услышать треск или фон при касании руками лампы. После такого теста можно продолжить работу. В противном случае нужно будет искать неисправность и устранять её. После сбора первого каскада тоже следует проверить работу схемы. Такое разделение монтажа на этапы позволит определить, в какой части схемы таится неисправность, если появляется нежелательный фон в динамике.

Иногда приходится путём экспериментов производить окончательную наладку усилителя, чтобы получить более качественный выходной звук музыкального инструмента. Для этого, возможно, придётся менять некоторые детали на аналоги с другими параметрами (величиной емкости конденсаторов, другой мощностью резисторов и так далее). Бывает, что и лампы приходится менять на этапе наладки звука.

Как сделать ламповый гитарный усилитель своими руками, смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.