Top.Mail.Ru
Гитара

Все о семиструнных гитарах

Все о семиструнных гитарах

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Обзор видов
  3. Выбор комплектующих
  4. Настройка
  5. Как играть?

История развития семиструнных гитар начинается в России в XVIII веке, до Октябрьской революции она была основным музыкальным инструментом. Иностранные музыканты, которые приезжали в СССР, не понимали смысла в добавлении еще одной струны и указывали, что все музыкальные произведения написаны для шестиструнного инструмента. Однако их возмущения были проигнорированы из-за тесной связи этой гитары с народной песней. В XX веке борьба против семиструнной гитары обострилась, и профессиональные музыканты перешли на классический инструмент, оставив ее живущим в России цыганам.

Особенности

«Цыганская», как ее прозвали в народе, гитара имеет массу отличий от шестиструнной модели:

  • ее пружины располагаются поперек верхней деки и параллельно друг к другу;
  • гриф плоский и намного тоньше, чем у других гитар;
  • корпус чаще всего выполнен в стиле итальянских гитар эпохи барокко;
  • гриф крепится к корпусу с помощью винта, благодаря чему является регулируемым и позволяет изменять высоту струн;
  • седьмая струна расширяет диапазон звуковых возможностей.

Обзор видов

Существует три основных вида «русской» гитары, различающихся своими размерами.

Большие

Мензура большой гитары целых 650 мм. Выглядит как обычная гитара.

Терц-гитары

Подобные гитары имеют средние размеры и мензуру, равную 585 мм. Она строится на малую терцию выше по сравнению с большой гитарой и является ансамблевой. Этот инструмент позволяет расширить диапазон гитарного ансамбля и улучшить его звучание.

Кварт-гитары

Этот вид гитар имеет самые маленькие размеры, длина ее рабочей части – мензуры – составляет всего лишь 550 мм. Корпус делали из древесины ели, зажиточные музыканты предпочитали липу или черное дерево, которого на кварт-гитару нужно было немного. Строй гитары на 2,5 тона выше, чем на большой.

Обычно кварт-гитары применяются в ансамбле вместе с другими видами семиструнной гитары, чтобы подчеркнуть их звучание.

Семиструнные гитары также делятся на акустические и электрогитары.

  • Классическая 7-струнная гитара имеет тонкий и небольшой корпус, узкий гриф, оснащена нейлоновыми струнами, обеспечивающими мягкое и насыщенное звучание. Колки инструмента отлично держат строй и позволяют проводить целый концерты, не настраивая гитару каждые 10 минут. Они изготавливаются из прочных пород дерева и подходят для исполнения композиций любого стиля.

  • Как и в акустических инструментах, в электрогитарах добавляется еще одна струна и увеличивается ширина грифа. Чаще всего они оснащаются активными и пассивными хамбакерами, изредка – фиксированным бриджем. К классическому строю добавляется базовая нота «Си», благодаря которой семиструнные гитары обрели популярность в тяжелых стилях музыки.

Выбор комплектующих

Выбор семиструнных гитар не такой большой, как хотелось бы, но даже здесь есть над чем подумать – выбрать струны, колки и другие комплектующие.

Струны – самый важный элемент в гитаре, именно от их качества зависит полнота звучания и долговечность использования инструмента. При их выборе необходимо обратить внимание на несколько моментов.

  • Степени натяжения. Натяжение может быть слабым, нормальным и твердым, оно влияет на качество издаваемого звука.
  • Цена. Дешевые струны не могут быть качественными, игра с ними не будет такой простой и легкой, а риск, что они порвутся во время важного выступления, велик. Лучше доплатить, чем переживать и отвлекаться на посторонние мысли.
  • Материал изготовления. Чаще всего первые три струны (дискантовые) делают именно нейлоновыми, ведь от них зависит яркость и насыщенность звука. Синтетические струны менее популярны, но иногда тоже используются, они отличаются особой прочностью. Басовые струны производят из углеродного волокна, а после обматываются посеребренной медью или бронзой – они прослужат очень долго, а качество звука существенно улучшается. Цена последних намного выше, чем других, поэтому они обычно приобретаются для большой сцены и профессиональных гитаристов.

Еще одна деталь, без которой невозможно нормально играть – колки. Именно благодаря им создаётся и поддерживается натяжение струн. Существуют закрытые и открытые элементы.

  • Механизм закрытых защищен от попадания влаги, пыли и любого другого механического воздействия. Это позволяет повысить срок использования.
  • Открытые колки используются чаще, ведь их удобнее обслуживать. Всегда есть доступ к механизму, и его в любой момент можно смазать.

При выборе колков необходимо обратить внимание на передаточное число – разницу количества оборотов вала со струной к количеству оборотов колка рукой. По нему можно определить, как долго придется натягивать струны перед тем, как начать игру.

Большое значение этого числа позволяет намного точнее настроить инструмент, хотя это и потребует больше времени.

Стоит заранее обратить внимание на порожки, анкеры, крепления грифа, ремня и на лады, ведь чаще всего они ломаются. Будет обидно, если на выбранную гитару не найдется комплектующих, и ее придется выбросить.

Настройка

Первое, что нужно сделать после покупки гитары, – настроить струны. Это можно сделать разными способами:

  • с помощью тюнера;
  • сравнивая со звучанием других струн;
  • по флажолетам.

Новичкам лучше всего приобрести себе тюнер – инструмент, который подключается к гитаре и через приложение показывает, какие струны натянуты слишком слабо, а какие – слишком сильно.

Если же нет лишних средств на такую роскошь, придется действовать самостоятельно. Принцип заключается в сравнении одной открытой струны с соседней, которая прижимается на определенном ладу и натягивается до того момента, пока струны не начнут звучать одинаково. Настройка начинается с первой струны, она зажимается на 7 ладу и натягивается по камертону «Ля».

Дальнейшие струны должны иметь такое же звучание, как предыдущие.

Этот способ не является идеальным, ведь не дает абсолютной чистоты звука. При настройке необходимо учитывать диаметр и материал струн. Например, для настройки басовых струн необходимо проверить арпеджированное звучание аккордов и интервалов на удаленных струнах.

Еще один вариант настройки семиструнной гитары – по флажолетам. Он известен в узких кругах профессиональных музыкантов и заключается в следующем:

  1. вторая струна натягивается и ослабляется так, чтобы в результате ее флажолет на 5-м ладу звучал в унисон с флажолетом первой струны на том же ладу;
  2. четвертая на 7-м ладу сравнивается с первой на 5-м;
  3. следующей настраивается 3-я струна, ее флажолет на 7-м ладу схож по звучанию с 4-й струной на 5-м;
  4. флажолет 5-й струны на 5-м ладу соответствует флажолету 4-й струны на 7-м;
  5. в самом конце натягивается 6-я струна – ее флажолет на 5-м ладу идентичен флажолету 7-го лада 5-й струны.

Как играть?

После того как вся важнейшая теория изучена, и 7-струнная гитара куплена, можно приступать к практике, попробовав играть на этом музыкальном инструменте. Этому можно научиться за пару недель, если заниматься раз в 2-3 дня по 30-40 минут.

Главное – терпение и желание, без них не получится научиться с нуля и освоить простейшие аккорды.

Именно изучение аккордов станет первым шагом после запоминания всех нот. Аккорды представляют собой набор звуков, которые гитара издает одновременно. Чтобы сыграть простейшую мелодию, потребуется запомнить положение пальцев для следующих сочетаний нот:

  • Am;
  • Dm;
  • E;
  • G.

Для ля-минор необходимо зажать струны на определенных ладах. Важно, чтобы рука была максимально расслаблена, действуют только мышцы пальцев, которые зажимают струны, и большой палец. Сначала необходимо привыкнуть к такому положению, и как минимум 5 минут ничего не делать. После этого можно попробовать издать звук на каждой из струн по очереди. Бывает такое, что струны не звучат – в этом случае нужно обратить внимание на другую руку и чуть отодвинуть ее от струн. Если вместо звука дребезжание, значит, струну нужно прижать посильнее. Добиться чистого звука не так просто, но без этого двигаться дальше невозможно.

Следующая задача – научиться быстро снимать аккорд ля-минор и переходить на ре-минор, и наоборот. Придется заучить все схемы игры и постоянно проверять, правильно ли стоят пальцы. Если все получается, можно добавить аккорды E и G.

Как только получится без проблем играть заученные аккорды, необходимо добиться полного автоматизма и научиться играть их вслепую. Это последняя задача для вспомогательной руки, находящейся на грифе.

После этого можно переходить к основной – она находится на корпусе. Есть два способа извлечения звука – игра боем или перебором. Здесь возникает больше всего проблем.

Играть боем лучше всего, заглушая струны, их придерживает вспомогательная рука, чтобы ученик мог сосредоточиться на ритме. В процессе обучения игре боем лучше выбирать простые схемы – например, вниз-вверх-вниз-вверх. Когда будет отлично получаться, можно попробовать работать двумя руками одновременно, и следить за издаваемыми звуками.

Чаще всего слух новичка не позволяет услышать свои ошибки, поэтому он считает, что никаких проблем нет, и играет дальше. Основными ошибками являются слишком сильные удары по струнам и отсутствие ритма. Необходимо касаться струн с одинаковой силой и через определенный промежуток. Не всегда это получается с первого раза, но при регулярных тренировках этот процесс будет контролироваться на автомате.

Играть бой можно:

  • большим пальцем – удары вниз производятся внутренней стороной, а вверх – внешней;
  • большим и указательным – удары вниз внутренней стороной большого, а вверх – указательным;
  • указательным – при такой игре указательный палец сгибается, поверх него располагается большой, и таким образом производятся удары по струнам.

Играть перебором, значит, играть на каждой струне отдельно. Чаще всего струны дергают при помощи пальцев и ногтей, но это не дает яркого звука и контроля над игрой. Чтобы улучшить качество звучания аккордов, перебирать струны можно медиатором или специальными насадками на пальцы, которые носят названия плектры.

​​​​Всего полгода требуется, чтобы научиться играть сложнейшие музыкальные произведения на семиструнной гитаре, как профессионал. За это время нужно не только разобрать все возможные аккорды, научиться играть боем и перебором, но и тренироваться как можно чаще. Профессионалам требуется 6-8 часов в день, чтобы подготовиться к выступлению или записи диска. Лучшим вариантом станут занятия с педагогом в музыкальной школе или в кружке – там вам покажут все основы и помогут поставить руки. После этого можно создать свою музыкальную группу или просто позаниматься со знакомыми – любая тренировка будет кстати.

О том, как настроить семиструнную гитару без тюнера, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.