Гитара

Табы для гитары

Табы для гитары

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое и из чего состоят?
  2. История
  3. Виды
  4. Как читать и играть по табам?

Люди, не знакомые с музыкальными терминами, не знают, что такое табы. Но все те, кто освоил гитару, может играть на ней, такую терминологию прекрасно понимают. В статье объясним понятие «табы», их обозначение и предназначение.

Что это такое и из чего состоят?

Табы для гитары или табулатура представляет собой род записей всех музыкальных произведений. Они предназначены не для всех инструментов: струнные – лютня, виуэла, гитара; клавишные – орган, клавесин; духовые. С их помощью можно записывать музыкальные партии (к примеру, песни, гитарные соло).

Для того чтобы разбираться в табулатуре, необязательно изучать нотную грамоту. А все потому что для гитариста пользование нотной грамотой доставляет определенные неудобства. Ведь одну и ту же ноту можно сыграть разными способами. Поэтому для некоторых видов музыкальных инструментов придумали специфическую нотную грамоту.

Ею удобно пользоваться, если гитарист играет на шестиструнном инструменте. На схеме можно понять, каким образом располагаются пальцы гитариста на грифе, а также – на какой высоте играть ноты. Новички также быстро осваивают табы, ведь обозначений там намного меньше, нежели в нотной грамоте. Все те музыканты, которые сочиняют собственные произведения, тоже используют гитарную грамоту.

Кстати, табулатура используется для всех разновидностей гитары: укулеле, электро, классика, акустика. На сегодняшний момент есть даже специальная программа, где легко делать записи – Guitar Pro. Зачем же нужны эти символы, цифры?

Бывают моменты, когда музыкант напевает мелодию или она «крутится» у него в голове, а наиграть никак не получается. К тому же, если не записал сразу, то через полдня уже ее можно забыть. Записать на диктофон – тоже не вариант, ведь у многих есть проблемы со слухом.

История

Табную схему можно отнести к древнейшим записям. Первое упоминание о таких записях для органа относится к 1300 году. А к 1470 году появились записи для лютни у немцев. Итальянцы пользовались табами с 1517 года, а испанцы – с 1536 года. Так постепенно записи совершенствовались.

Виды

Существует три основных разновидности обозначения гитарных табулатур. Рассмотрим их подробнее.

С нотами

Здесь музыка записывается в двух системах: сверху нотный стан в пять линеек, а в нижней части – табулатура из шести линеек. Примечательно, что цифры в табулатуре соответствуют нотам.

Система дает некоторые плюсы: удобно читать и запоминать ноты, хорошо видна аппликатура нотного стана, удобно запоминать соответствие нот табам. Иными словами, исполнять музыкальное произведение удобно и легко.

С длительностями нот

Это определенный компромисс нот и табулатуры. Над цифровым обозначением есть штили длительности, которые соответствуют нотам (шестнадцатые, восьмые, четвертные). В соответствии с нотным станом есть объединение в ребра.

Такие записи хороши для музыкантов, знакомых с тактом, длительностью, размером, долями, ритмической пульсацией, но у них нет особого желания пользоваться обычной нотной грамотой. Такая схема довольно компактна, ведь не нужно создавать дубли в нотах и табах одновременно.

Символьные

Это самый простой вариант без схем и графиков. Обозначение соответствует определенной символике, которую удобно набирать на любом компьютере. Ее чаще всего применяют на веб-страницах, а также во всех чатах музыкальной направленности. А также удобно пользоваться символьной системой во время сравнения записи и аудиопрослушивания.

Плюс символов: нотная запись и специальные программы в этом случае не понадобятся. Минус один – нет символов, которые бы обозначали длительность и ритм. В основном все укладывается в рамки тактов.

Есть определенные сложности с обозначениями: глиссандо, тэппинг, лиги обозначены цифрами, буквами, символикой. К тому же существует много вариаций одного и того же обозначения.

Как читать и играть по табам?

Сложностей в прочтении табулатуры даже для начинающих не возникает. Если есть понятие соответствия цифр и линий, букв струнам и ладам, то останется научиться применять определенные обозначения.

Струны выглядят в табах, как горизонтальные линии. При этом верхняя линия является нижней струной. Вертикальные линии обозначают деления на такты.

Табы нужно читать слева направо. Цифры обозначают номер лада, который подлежит зажать. В момент расположения двух цифр друг над другом мелодии звучат одновременно. Расстояние между символами означает определенную длительность мелодии.

Если увидите на листе цифры в небольших кружочках – номера пальцев, которые нужно задействовать в мелодии. Если над струной знак «о», то эта струна должна звучать, а буква «х2» обозначает незвучащую струну.

Вот лады с номерами, где пальцы зажимают в струну:

  • 0 – значит, открытая струна, не зажатая в грифе;

  • 1 – первый лад;

  • 2 – второй лад и так далее;

  • 24 – максимальное значение.

При отсутствии цифры струна не звучит.

Стрелки указывают направление движения кисти руки при игре боем. Если на листе стрелка идет вверх, то рука должна двигаться вниз. Если нужна игра перебором, то идет обозначение выгнутыми полосами с цифрами.

Определенные приемы игры на инструменте имеют свою символику.

  • К примеру, хаммер-он – две цифры на одной линии. Глиссандо обозначается наклонной линией вниз или вверх.
  • Применение машинки с рычагом тремоло – косые линии и символ «н», где в центре ставится цифра – изменение ноты на количество полутонов.
  • У вибрато есть «х, ~, W», а для обозначения теппинга используется английская буква «т». Для трели идет обозначение «tr» с несколькими тильдами.
  • Для понимания однократной репризы пользуются «||- -|| ||* *||», а для многократной добавляют необходимое число косых линий. Силе звука отданы символы >, < – плавное снижение и мягкое увеличение соответственно.

Рассмотрим наиболее распространенные приемы.

  • Глиссандо – обозначение слеша между цифрами, к примеру, 6 (значит, на первой струне глиссандо с 6 по 8 лад).
  • Легато – английские буквы «р» или «h», к примеру, 7р5 (значит, нота на 7 ладу щипком правой руки, а ноту на 5 ладу пальцем левой руки с прижатием и удержанием).
  • Вибрато – «~» над нотой или после нее.
  • Бэнд – стрелка.
  • Лига – это длительность, которая звучит ровно на всем протяжении.
  • Флажолет – ромбы с цифрами.
  • Триоли – игра в три ноты с одинаковой длительностью звучания.
  • Глушение струны – «РМ».
  • Баррэ – основательная линия на весь лад.
  • Бой – вертикальные стрелы перед цифрами.

Подведем итоги. Среди преимуществ табулатуры можно назвать отличное описание способов игры на гитаре. Иными словами, видя всю символику на табах, можно сразу понять не только как наигрывать мелодию, но и какую ставить руку на струны, действовать пальцами в данный момент.

А среди недостатков можно отметить следующий: невозможность ощутить длительность ноты. Часто для игры к табулатурам прибегают рок музыканты, ведь классических гитаристов учат читать нотные записи с листа.

Специалисты дают несколько советов новичкам.

  • Перед использованием необходимо внимательно осмыслить все табы. Потому что многие используют специальную символику: для тремоло, бэндов, слайдов. Как правило, все символы находятся в верхней части листа.
  • Иногда с первого прочтения некоторые аккорды вызывают неудобство. Поэтому берите аккорды так, как удобно именно вам.
  • Нужно всегда с определенной опаской относиться к табам в интернете. Они не всегда звучат правильно. К тому же некоторые работы публикуются без разрешения. Будьте осторожны!
  • Табулатура не сможет приблизить к азам музыкальной теории, она лишь указывает на правильность постановки рук и пальцев во время игры.
  • Если возникли трудности с проигрыванием композиции, то приступайте к изучению другой или штурмуйте ноты. Ведь табулатура не скажет, в какой момент начать играть.
  • Здесь нельзя получить представление об аранжировке аккорда, о композиционном ритме, нет мелодического контура, а также нельзя отделить мелодию от сопровождения.
  • Лучше всего начать заучивать аккорды к каким-нибудь простым песням. Все потому, что вы их уже слышали, а значит, знаете, как они звучат.
  • А также существуют иные способы обозначения, которые невозможно разобрать или выучить в рамках одной статьи. Музыканты часто делают разборы исходя из своих предпочтений. Иногда используется дополнение с разъяснениями в письменном виде. Иными словами, все познается в практике.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.