Подобно конькам или сноуборду, лыжи также со временем затупляются – они обладают кантами, которые в норме должны быть всегда острыми, чтобы легко скользить по снегу. Деформации заострённой кромки-угла приводят к ухудшению динамики при движении.
Необходимость заточки
Угловой срез, названный кантом, позволяет лыжнику не слететь при быстром спуске со склона в сторону. Лыжник сворачивает с помощью боковой стороны поверхности.
Канты нуждаются в хорошей заточке вне зависимости от срока их использования. Угол затачивается остро, чтобы спортсмен не поскользнулся. Это помогает уберечься от травм. По мере прохождения всё больших дистанций угол теряет остроту заточки. Чем острее угол, тем легче затормозить, добравшись до финиша.
Кроме расстояний, на остроту кромки влияют твёрдость или рыхлость снега, попадающиеся на пути куски льда. Периодически угол затачивается, однако межсервисный интервал бывает разным. Для частой и долгой езды канты затачиваются в среднем дважды за зиму, при редких эпизодах – один раз. Нельзя перетачивать – лыжи выйдут из строя заметно быстрее, не прослужив заявленных лет.
Какой канторез выбрать?
Канторезы на рынке лыжных аксессуаров представлены карманными (любительскими) и стационарными (профессиональными) моделями. Спортсменам, которым важно оставаться всегда в состоянии готовности, подходит карманный канторез. Но если для вас лыжи – не просто способ хорошо провести время, катаясь в основном по пологому уклону, а адреналин и скорость, то вам подойдёт многофункциональная лыжная заточка.
Перед началом работы выбирается правильный угол затачивания. Лыжи подтачиваются с боковой и скользящей сторон. Скользящие поверхности необходимо сточить на угол не более чем 1°. Три градуса – перебор: резко возрастёт неустойчивость при определённых стилях езды. Скос на скользящей поверхности позволяет избавиться от лишнего сцепления со снеговым покровом. Угол заточки кантов одинаковый по всей длине лыж.
Заточка лыж и сноубордов производится чешуйчатым напильником, срезающим заводской брак. Сбоку кант уменьшают на угол до 5°. Если вы катаетесь в стиле карвинг, то на рыхлом снегу нужен угол канта в 89° (минус один от прямого угла). Для передвижения по наезженным склонам стачивание канта делается на 2° (остаётся 88). Угол в 85° делают для езды по перемороженному и утрамбованному снегу, превращающемуся в наст.
Как правильно точить?
Независимо от того, что применяется – машинка, станок или иное приспособление, – безопасность всегда заставит не нарушать правила. Заточка производится в защитных перчатках и с очками, оберегающими глаза, особенно на ветру. Лыжи зажимаются в тисках, дополнительное подтачивание осуществляется напильником и/или абразивным бруском. Лыжа помещается в тисках вертикально.
Напильник и точильный брус удаляют возможные зазубрины и насечки. Скользящая поверхность располагается по другую сторону от фронта работ. Канторез обтачивает более ровно – на нём выставляется оптимальный угол, а подтачивание выполняется движениями по всей длине, а не хаотично.
Участки, не соприкасающиеся со снегом, должны быть закруглены. Направление движений – к задней (хвостовой) части, а не наоборот.
Затупленные канты нуждаются в выправлении. Они могут быть выше или ниже скользящей грани, либо эта разница неравномерна по всей длине.
- В первом случае скользящая грань утапливается в снег глубже, чем сами канты. Распространена такая ситуация, когда инвентарь неправильно хранился. Чтобы придать таким лыжам управляемость, скользящую грань и канты выставляют на единый уровень. Дома это можно сделать методом грубого спила, в сервис-центре – более тонкой шлифовкой.
- Выступающие канты давят на снег больше, чем основная грань. Чаще всего такое происходит, когда лыжи не упакованы и хранятся в местах с повышенной влажностью или значительными перепадами температуры. Их необходимо хранить под тонким слоем специальной смазки, которая наносится на канты и скользящую грань. Выступающие канты приводят к тому, что лыжник слишком быстро поворачивает, плавности нет – он может резко сойти с трассы. Своими руками данный недостаток исправляется при помощи фрезера с зачищающей фрезой.
Канты подтачивают, пока они не сравняются со скользящей гранью. Зернистость фрезы или бруска выбирается, исходя из конкретной ситуации. Может понадобиться подтачивание после каждого лыжного забега. При стачивании кантов боковые области не должны засыпаться абразивом. Также заточка не должна соскальзывать при работе.
Для калибровки лыж необходимо обработать и боковую поверхность. Это делается при помощи напильника и абразивного бруска. Если этого не сделать, идеальный баланс на трассе будет невозможен.
Выдерживайте оптимальный угол заточки. Он образуется между скользящей стороной и нижней частью бокового среза. Правильный угол выбирают в зависимости от состояния лыжни, по которой спортсмен проедет. Карвинговое катание на лыжах по жёсткому снежному покрову требует остаточного угла в 87°. Лыжня средней степени утрамбованности – 88°, взрыхленный снег, не успевший утрамбоваться – 89°.
Если спуск производится на высокой скорости с крутых горных склонов, то заточка делается ещё более острой: порядка 85°. Если лыжи беговые, то нужен чешуйчатый напильник, а угол выставляется от 1 до 5°. Грубо сточенные канты отполировываются при помощи диска с алмазным напылением.
В любом случае лыжи располагают на станке или в тисках таким образом, чтобы скользящая поверхность смотрела вверх. Носовая часть лыж притупляется во избежание сцепления с поверхностью трассы. Во всех случаях без точного дошлифовывания лыж не обойтись: ровно, но грубо подточенные поверхности будут цепляться за лыжню, несмотря на смазку и тщательное укатывание склона.
О заточке кантов лыж смотрите далее.