Ксилография считается одной из самых древних гравировальных техник. Она уходит корнями в Дальневосточный регион – в Японию, Корею, Китай. Еще с VIII столетия (как минимум) там известна была ксилография, в Европу же она попала лишь в XIV веке. И главная особенность техники в том, что мастер изготавливает печатную форму, а не рисунок, и именно с формы он делает оттиски.
Особенности и история
Техника считается разновидностью тиражной графики. Печать на бумаге достигается с помощью оттиска зеркального изображения с деревянной гравированной доски. Ксилография – это совмещение слов xilo (дерево) и grapho (пишу). Возникло это искусство в Древнем Китае, скорее всего, в VI столетии. Оттуда оно пришло в соседние страны – так появились японская и корейская гравюры. Наиболее древним образцом гравюрной техники считается «Алмазная сутра», печатный буддийский текст. Он датируется 868 годом, и сегодня уникальное творение находится в Британской библиотеке.
Ксилография в Европу пришла с большим опозданием, только в конце XIII века. Этому способствовало то, что итальянские мастера дошли до понимания изготовления бумаги промышленным способом. А из Италии интересная техника распространилась по другим европейским странам. Изобретение книгопечатания (1445 год) привело к тому, что ксилография быстро стала доминирующим методом создания графических книжных иллюстраций. Правда, в начале XVI века она уступит свое место офорту (технике глубокой печати с применением металлопластин).
Стоит отметить, что в России ксилография преобразовалась в особый вид печатной графики – лубок. Вручную раскрашивали печатный оттиск на бумаге и благодаря этому получали яркие картинки. И где-то до середины XIX века лубок, можно сказать, обслуживал религиозную и философскую, сказочную и историческую, былинную, пропагандистскую иллюстрации.
Англичанин Томас Бьюик в XVIII веке изобрел поперечную ксилографию, что дало новый виток популярности этому искусству на дереве. Печать с деревянных досок снова становится востребованной, только, помимо разных картинок, теперь гравюра помогает делать и репродукции известных картин.
Описание техники:
-
рисунок создается на поверхности деревянной доски ножом либо другим похожим инструментом;
-
изображение рисуют прямо на блоке либо переносят с бумаги, закрашивая графитом/мелом тыльную часть – лист прикладывают к панели, проводят по линиям рисунка стилусом;
-
графит оставляет на поверхности следы, печатник вырезает те участки, на которые чернила не должны попадать;
-
на образованный рельеф штемпельной подушечкой либо валиком деликатно наносятся чернила;
-
затем блок отправляют на печатный станок, на покрытую чернилами поверхность кладут увлажненную бумагу и прижимают прессом (раньше прижимали рукой, но тогда чернила могли неравномерно распределяться).
Сами деревянные блоки, выполняемые обычно из мягких пород дерева, высушивались в естественных условиях, чтобы влаги в древесине стало меньше. Это помогало не растрескиваться блоку. Кстати, размер блока зависел и от изображения, и от параметров печатного станка.
Большие гравюры приходилось печатать по фрагментам, соединяемым потом вместе. Маленькие блоки меньше растрескивались. А идеальной считалась толщина блока в 2,5 см.
Виды техники
Есть продольная, а есть торцовая ксилография – это две основные разновидности и по сей день.
Продольная
Изначально европейская ксилография напоминала технику изготовления досок для набойки. В продольной гравюре строил форму нож, гравер имел несколько ножей разных форм и величины. Древесная плоскость отшлифовывалась, на нее наносился рисунок, затем его линии обрезали острым ножиком с обеих сторон, а штрих оставался нетронутым. Вот почему продольную гравюру также часто называли обрезной. Фон же выбирался с помощью широких стамесок, доходя до глубины в 5 мм максимум. Затем доску закатывали особой краской и делали оттиск на бумагу.
Обрезная гравюра имела исключительную особенность – в ней доминировал черный штрих. То есть чисто технически можно было делать и белый, в некоторых флорентийских изданиях XV-XVI вв. заметен и он. Были даже гравюры в стиле негатива, белым по черному. Но все это не более чем исключение. Белый штрих занимал очень скромное место.
Те, кто сегодня работает в технике продольной ксилографии, используют нередко инструменты из линогравюры. Это полукруглые и угловые стамески, напоминающие клюкарзы, и не только.
Торцовая
Другое название – тоновая. А также ее называют репродукционной гравюрой. Для книжной графики такое изобретение было революционным. Тогда ксилография снова стала доминатором в книге, потеснив уже и офорт, и резцовую гравюру на металле. Поверхность торцовой доски была твердой и однородной, а значит, на ней элементарно легче было получить и тонкие линии, и сложные тональные решения. Легче в сравнении с продольной доской.
Главный инструмент торцовой гравюры – штихель. Он похож на те, что используют в глубокой гравюре по металлу, только разнообразие форм более очевидно. Штихель – это такой узкий стальной стержень, который может иметь разные сечения. Длина его порядка 10 см, режущий конец заточен под углом в 45 градусов. Другой конец режущего элемента вставляется в грибовидную ручку. Нижняя часть ручки срезается плоско. Если штихель с ручкой класть на доску, режущий кончик может оказаться приподнятым.
Почему же торцовую гравюру называют еще и тоновой? Дело в том, что у нее есть широкий линеарный диапазон. Он помогает создать произведения, которые по пластической выразительности можно назвать богатейшими.
Например, четко рисующий черный цвет и белый штрих, или пятна с фактурными характеристиками, а еще уникальные переходы тона. Вот почему такую технику часто используют для репродуцирования.
А еще этот вид ксилографии отличает долговечность печатной формы. Качественные оттиски исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Торцовые доски частенько применялись даже для типографского обычного тиражирования, включенные в форму для печати заставок, инициалов или даже мини-иллюстраций. И тираж, с относительно малым изменением качества, доходил до десятков тысяч.
Область применения
Сегодня можно проследить моду на уникальность, ручной труд, ремесленничество. Хочется возрождения и тех техник, которые вытеснило массовое производство. Ксилография и относится к такому изобразительному жанру. Она помогает вырезать штампы и логотипы, делать интересные иллюстрации. Например, красивые этикетки могут быть продуктом ксилографии, туда же идут и штампы для авторских открыток. А также с ее помощью делают современные плакаты, афиши.
Если кто-то захочет сам постигнуть это искусство, все вполне реально. Даже детскую резьбу по дереву можно преобразить в ксилографию.
Алгоритм создания такой гравюры выглядит примерно так.
-
Сначала создается эскиз. Он отрисовывается обязательно со всеми подробностями. Он потом будет перенесен на линолеум с помощью копировальной бумаги.
-
Теперь берется линолеум, лучше обработать его тонким слоем темперы, чтобы оттиск получился более качественным. А чтобы краска лучше распределилась, ее лучше накладывать пальцами. Немножко краски выдавливается на подушечки пальцев, и потом она набивается на гладкую сторону линолеума равномерно. Краске надо дать высохнуть.
-
Пока высыхает краска, нужно покрыть эскиз тонким слоем растительного масла. Оно пропитывает бумагу насквозь, что делает ее прозрачной, фактически калькой. И потому рисунок легко можно перевернуть, перенести не зеркальным. Хотя, конечно, эскиз можно элементарно отсканировать (если есть сканер), отразить зеркально в графическом редакторе, а потом просто распечатать на принтере.
-
Когда темпера высохнет, надо взять копировальную бумагу и перенести эскиз на форму. Бумага с эскизом не должна съезжать. Можно даже зафиксировать ее скотчем.
-
Как только эскиз перенесен на линолеум, изображение отрисовывается маркерами.
-
Теперь можно браться за штихель. Вырезают исключительно светлые части – только пространство между черными линиями и штрихами.
-
Когда гравюра готова, берется пластмассовая доска, на нее металлической лопаткой выкладывают краску. Лучше не жалеть краски, потом излишки все равно легко соскребаются в банку. Выложенную краску надо раскатать резиновым валиком по доске. Когда краска равномерно легла на валик, он накатывает ее по вырезанному линолеуму. Потом надо перевернуть линолеум, осторожно прислонить его к бумаге, делая оттиск.
Самодельная гравюра готова. Ее самостоятельное изготовление показывает, как можно применять древнюю технику (для декоративных панно, например). Используют эту гравюру и для изображений на текстиле. Например, можно сделать оттиск на льне, из которого потом будет сшита сумка-шоппер.
Примеры работ
Рассмотреть нюансы техники, ее выгодные стороны можно на красивых примерах.
Вот 10 красивых работ в технике ксилографии.
-
Не самые сложные, доступные для начинающих работы. Интересны тем, что выходит целая серия картинок.
- Такое изображение украсит интерьер и подойдет тем, кто мало связан с графикой и изобразительным искусством в целом, но очень хочет попробовать.
- Вот как выглядит создание изображения, с которого затем будет делаться оттиск.
- Более простые рисунки, которые могут сделать даже дети. Совмещается сразу несколько техник.
- Такие валики, к слову, можно найти в продаже вместе с комплектом красок. Подобные миниатюры появились сравнительно недавно (именно в качестве популяризации ксилографии для нехудожников).
- Изображения в процессе часто дополняют деталями, которые рождаются спонтанно. И это пример работы, в которой детали играют особую роль.
- Вот такие потрясающие (и несложные) цветные открытки можно создавать, используя ксилографию.
- Вот и сама резная доска, и оттиск, который стал финальным продуктом.
- Миниатюры в этой технике также получаются отлично. Даже у тех, кто впервые за нее взялся.
- Объемные работы и труд мастера – в процессе, и на стене готовый вариант. Это, действительно, увлекает.
Приятного погружения в творчество!