Гравюра

Все, что нужно знать о ксилографии

Все, что нужно знать о ксилографии

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности и история
  2. Виды техники
  3. Область применения
  4. Примеры работ

Ксилография считается одной из самых древних гравировальных техник. Она уходит корнями в Дальневосточный регион – в Японию, Корею, Китай. Еще с VIII столетия (как минимум) там известна была ксилография, в Европу же она попала лишь в XIV веке. И главная особенность техники в том, что мастер изготавливает печатную форму, а не рисунок, и именно с формы он делает оттиски.

Особенности и история

Техника считается разновидностью тиражной графики. Печать на бумаге достигается с помощью оттиска зеркального изображения с деревянной гравированной доски. Ксилография – это совмещение слов xilo (дерево) и grapho (пишу). Возникло это искусство в Древнем Китае, скорее всего, в VI столетии. Оттуда оно пришло в соседние страны – так появились японская и корейская гравюры. Наиболее древним образцом гравюрной техники считается «Алмазная сутра», печатный буддийский текст. Он датируется 868 годом, и сегодня уникальное творение находится в Британской библиотеке.

Ксилография в Европу пришла с большим опозданием, только в конце XIII века. Этому способствовало то, что итальянские мастера дошли до понимания изготовления бумаги промышленным способом. А из Италии интересная техника распространилась по другим европейским странам. Изобретение книгопечатания (1445 год) привело к тому, что ксилография быстро стала доминирующим методом создания графических книжных иллюстраций. Правда, в начале XVI века она уступит свое место офорту (технике глубокой печати с применением металлопластин).

Стоит отметить, что в России ксилография преобразовалась в особый вид печатной графики – лубок. Вручную раскрашивали печатный оттиск на бумаге и благодаря этому получали яркие картинки. И где-то до середины XIX века лубок, можно сказать, обслуживал религиозную и философскую, сказочную и историческую, былинную, пропагандистскую иллюстрации.

Англичанин Томас Бьюик в XVIII веке изобрел поперечную ксилографию, что дало новый виток популярности этому искусству на дереве. Печать с деревянных досок снова становится востребованной, только, помимо разных картинок, теперь гравюра помогает делать и репродукции известных картин.

Описание техники:

  • рисунок создается на поверхности деревянной доски ножом либо другим похожим инструментом;

  • изображение рисуют прямо на блоке либо переносят с бумаги, закрашивая графитом/мелом тыльную часть – лист прикладывают к панели, проводят по линиям рисунка стилусом;

  • графит оставляет на поверхности следы, печатник вырезает те участки, на которые чернила не должны попадать;

  • на образованный рельеф штемпельной подушечкой либо валиком деликатно наносятся чернила;

  • затем блок отправляют на печатный станок, на покрытую чернилами поверхность кладут увлажненную бумагу и прижимают прессом (раньше прижимали рукой, но тогда чернила могли неравномерно распределяться).

Сами деревянные блоки, выполняемые обычно из мягких пород дерева, высушивались в естественных условиях, чтобы влаги в древесине стало меньше. Это помогало не растрескиваться блоку. Кстати, размер блока зависел и от изображения, и от параметров печатного станка.

Большие гравюры приходилось печатать по фрагментам, соединяемым потом вместе. Маленькие блоки меньше растрескивались. А идеальной считалась толщина блока в 2,5 см.

Виды техники

Есть продольная, а есть торцовая ксилография – это две основные разновидности и по сей день.

Продольная

Изначально европейская ксилография напоминала технику изготовления досок для набойки. В продольной гравюре строил форму нож, гравер имел несколько ножей разных форм и величины. Древесная плоскость отшлифовывалась, на нее наносился рисунок, затем его линии обрезали острым ножиком с обеих сторон, а штрих оставался нетронутым. Вот почему продольную гравюру также часто называли обрезной. Фон же выбирался с помощью широких стамесок, доходя до глубины в 5 мм максимум. Затем доску закатывали особой краской и делали оттиск на бумагу.

Обрезная гравюра имела исключительную особенность – в ней доминировал черный штрих. То есть чисто технически можно было делать и белый, в некоторых флорентийских изданиях XV-XVI вв. заметен и он. Были даже гравюры в стиле негатива, белым по черному. Но все это не более чем исключение. Белый штрих занимал очень скромное место.

Те, кто сегодня работает в технике продольной ксилографии, используют нередко инструменты из линогравюры. Это полукруглые и угловые стамески, напоминающие клюкарзы, и не только.

Торцовая

Другое название – тоновая. А также ее называют репродукционной гравюрой. Для книжной графики такое изобретение было революционным. Тогда ксилография снова стала доминатором в книге, потеснив уже и офорт, и резцовую гравюру на металле. Поверхность торцовой доски была твердой и однородной, а значит, на ней элементарно легче было получить и тонкие линии, и сложные тональные решения. Легче в сравнении с продольной доской.

Главный инструмент торцовой гравюры – штихель. Он похож на те, что используют в глубокой гравюре по металлу, только разнообразие форм более очевидно. Штихель – это такой узкий стальной стержень, который может иметь разные сечения. Длина его порядка 10 см, режущий конец заточен под углом в 45 градусов. Другой конец режущего элемента вставляется в грибовидную ручку. Нижняя часть ручки срезается плоско. Если штихель с ручкой класть на доску, режущий кончик может оказаться приподнятым.

Почему же торцовую гравюру называют еще и тоновой? Дело в том, что у нее есть широкий линеарный диапазон. Он помогает создать произведения, которые по пластической выразительности можно назвать богатейшими.

Например, четко рисующий черный цвет и белый штрих, или пятна с фактурными характеристиками, а еще уникальные переходы тона. Вот почему такую технику часто используют для репродуцирования.

А еще этот вид ксилографии отличает долговечность печатной формы. Качественные оттиски исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Торцовые доски частенько применялись даже для типографского обычного тиражирования, включенные в форму для печати заставок, инициалов или даже мини-иллюстраций. И тираж, с относительно малым изменением качества, доходил до десятков тысяч.

Область применения

Сегодня можно проследить моду на уникальность, ручной труд, ремесленничество. Хочется возрождения и тех техник, которые вытеснило массовое производство. Ксилография и относится к такому изобразительному жанру. Она помогает вырезать штампы и логотипы, делать интересные иллюстрации. Например, красивые этикетки могут быть продуктом ксилографии, туда же идут и штампы для авторских открыток. А также с ее помощью делают современные плакаты, афиши.

Если кто-то захочет сам постигнуть это искусство, все вполне реально. Даже детскую резьбу по дереву можно преобразить в ксилографию.

Алгоритм создания такой гравюры выглядит примерно так.

  1. Сначала создается эскиз. Он отрисовывается обязательно со всеми подробностями. Он потом будет перенесен на линолеум с помощью копировальной бумаги.

  2. Теперь берется линолеум, лучше обработать его тонким слоем темперы, чтобы оттиск получился более качественным. А чтобы краска лучше распределилась, ее лучше накладывать пальцами. Немножко краски выдавливается на подушечки пальцев, и потом она набивается на гладкую сторону линолеума равномерно. Краске надо дать высохнуть.

  3. Пока высыхает краска, нужно покрыть эскиз тонким слоем растительного масла. Оно пропитывает бумагу насквозь, что делает ее прозрачной, фактически калькой. И потому рисунок легко можно перевернуть, перенести не зеркальным. Хотя, конечно, эскиз можно элементарно отсканировать (если есть сканер), отразить зеркально в графическом редакторе, а потом просто распечатать на принтере.

  4. Когда темпера высохнет, надо взять копировальную бумагу и перенести эскиз на форму. Бумага с эскизом не должна съезжать. Можно даже зафиксировать ее скотчем.

  5. Как только эскиз перенесен на линолеум, изображение отрисовывается маркерами.

  6. Теперь можно браться за штихель. Вырезают исключительно светлые части – только пространство между черными линиями и штрихами.

  7. Когда гравюра готова, берется пластмассовая доска, на нее металлической лопаткой выкладывают краску. Лучше не жалеть краски, потом излишки все равно легко соскребаются в банку. Выложенную краску надо раскатать резиновым валиком по доске. Когда краска равномерно легла на валик, он накатывает ее по вырезанному линолеуму. Потом надо перевернуть линолеум, осторожно прислонить его к бумаге, делая оттиск.

Самодельная гравюра готова. Ее самостоятельное изготовление показывает, как можно применять древнюю технику (для декоративных панно, например). Используют эту гравюру и для изображений на текстиле. Например, можно сделать оттиск на льне, из которого потом будет сшита сумка-шоппер.

Примеры работ

Рассмотреть нюансы техники, ее выгодные стороны можно на красивых примерах.

Вот 10 красивых работ в технике ксилографии.

  • Не самые сложные, доступные для начинающих работы. Интересны тем, что выходит целая серия картинок.

  • Такое изображение украсит интерьер и подойдет тем, кто мало связан с графикой и изобразительным искусством в целом, но очень хочет попробовать.
  • Вот как выглядит создание изображения, с которого затем будет делаться оттиск.
  • Более простые рисунки, которые могут сделать даже дети. Совмещается сразу несколько техник.
  • Такие валики, к слову, можно найти в продаже вместе с комплектом красок. Подобные миниатюры появились сравнительно недавно (именно в качестве популяризации ксилографии для нехудожников).
  • Изображения в процессе часто дополняют деталями, которые рождаются спонтанно. И это пример работы, в которой детали играют особую роль.
  • Вот такие потрясающие (и несложные) цветные открытки можно создавать, используя ксилографию.
  • Вот и сама резная доска, и оттиск, который стал финальным продуктом.
  • Миниатюры в этой технике также получаются отлично. Даже у тех, кто впервые за нее взялся.
  • Объемные работы и труд мастера – в процессе, и на стене готовый вариант. Это, действительно, увлекает.

Приятного погружения в творчество!

1 комментарий
Андрей 02.12.2022 23:01
0

Красиво и понятно!

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.