Гравюра

Все, что нужно знать об офорте

Все, что нужно знать об офорте

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это и как возникла техника?
  2. Манеры и приемы
  3. Известные мастера

Офорт – это вид станковой гравюры, изготовленной специальным способом. Изображение в технике офорт получают с помощью оттиска с готового клише. В основе техники лежит химический процесс (воздействие на металл азотной кислотой), а не механический метод получения изображения специальными инструментами. Техника относится к углубленной (глубокой) печати рисунка, то есть углубления по контуру рисунка на металлической пластине заполняют краской и переносят на бумагу с помощью специального станка.

Оттиск с одного клише можно делать многократно, поэтому офорт является наиболее удобным методом гравировки.

Что это и как возникла техника?

Об офорте впервые упоминается в начале XVI века, широкое распространение же она получила ближе к следующему столетию. Слово «офорт» произошло от французского eau forte – сильная вода, имеется в виду азотная кислота, с помощью которой получают оттиск. Техника появилась у ювелиров и оружейников, где было необходимо наносить изображение на металл.

В XVII веке офорт начали использовать в других направлениях искусства. Гравюры того времени, полученные с помощью офорта, становятся отдельным видом искусства. Рембрандт использовал повторное травление и добивался высокого качества изображений с проработанными мельчайшими деталями и сложными цветовыми переходами. Используя офорт, он делал небольшие зарисовки и наброски, превратив технику в вид графического искусства. Художники использовали различные виды бумаг для получения уникального результата. К концу XVIII века офортные гравюры стали использовать в типографии. Практически во всех книгах того времени иллюстрации выполнены по этой технологии. Иллюстрации получались живописными и довольно реалистичными. При этом обходилось это довольно недорого, а формы были долговечными, что позволяло использовать их многократно.

Рисунок создают на металлической доске – на меди или цинке, иногда используют сталь. Сначала доску очищают, шлифуют и полируют. Затем слегка нагревают и покрывают лаком. Для лака используют специальный кислотоупорный состав. В Средние века использовали канифоль и смесь из смолы и воска. Позже начали применять состав на основе асфальта и воска. Современные мастера чаще всего берут раствор битумного лака. Форму с застывшим покрытием коптят, на черном фоне нанесенные бороздки будут лучше видны. На подготовленную форму наносят рисунок, используя офортные инструменты. При этом слой лака процарапывают на всю толщину, офортная игла должна доходить до самого металла, но не повреждать его. Затем доску обрабатывают кислотой, которая разъедает его только в местах без защитного слоя лака. Под воздействием кислоты, металл протравливается, на нем остаются углубления, которые и создают рисунок при оттиске на бумагу или другую поверхность. Для цинковых форм используют азотную кислоту, а для медных подходит раствор хлорного железа. После травления кислотным составом, доску промывают, слой лака зачищают, и на поверхности остаются углубленные очертания нанесенного изображения.

Лак удаляют с пластины, используя скипидар или бензин.

Для получения оттиска на готовое клише наносят краску. Ее излишки снимают специальным шпателем или губкой. Затем рисунок переносится на бумагу или ткань.

Рисунки, создаваемые с помощью техники офорт, могут быть очень сложными с цветовыми переходами или полутенями и затемненными участками. Отличительным качеством техники является возможность ступенчатого травления. После нанесения изображения мастер выполняет пробную печать, затем повторяет операцию с защитным лаком, процарапыванием рисунка и травлением. Таким образом мастера добиваются мельчайшей проработки деталей и идеального результата. После нескольких травлений доска из меди или цинка готова к дальнейшему использованию, ее можно использовать для печати оттисков.

Каждый оттиск считается отдельным произведением искусства, так как имеет небольшие отличия. У Рембрандта, который часто использовал офорт для своих гравюр, осталось по несколько копий одной работы. Оттиски сделаны на разных стадиях травления и отличаются один от другого. Каждый из них имеет свою ценность и уникальность.

Увеличивая время травления, мастера варьируют глубину штрихов, а впоследствии глубину тона на картине. Мастера используют специальную временную шкалу для ступенчатого травления, где отмечают время травления формы. Иногда лаком покрывают уже протравленные участки, а другие подвергают травлению повторно. Это делается для получения более глубоких канавок, так цвет на оттиске получается темнее.

При изготовлении досок нужно учитывать, что при многократном и постоянном использовании формы мельчайшие детали стираются, и оттиск становится не настолько детально проработанным. Тончайшие линии, штрихи и точки со временем стираются и не оставляют оттиск первоначального качества. Такие доски уже не имеют высокой ценности и требуют реставрации.

Железные формы более долговечные и выдерживают значительное количество тиражей, а цинковые и медные доски мягче.

Манеры и приемы

В технике офорт существует несколько манер исполнения штрихов и линий на пластине (доске), полученных травлением. Самая распространенная из них – травленый штрих, иногда ее называют классической, штриховой или игловой. В работе ее часто сочетают с другими приемами офорта, например, с акватинтой и лависом.

Преимущество офорта перед другими разновидностями техник гравировки – относительная простота и легкость работы. Для создания гравюры не требуется значительных физических усилий. Мастер может выполнять штрихи и линии в любом удобном направлении, создавая неповторимый узор на пластине. При травлении кислотой штрихи разъедаются не только в глубину, но и немного в ширину. Это делает рисунок объемным. Некоторые мастера офорта достигали эффекта цветности, используя разные манеры и приемы при изготовлении форм для оттиска. Мелкие неглубокие штрихи и линии кажутся более светлыми и утопленными в офортную бумагу, а глубокие, наоборот, выступают на поверхности и имеет темный глубокий цвет. Резные металлические формы для гравюр изготавливают сами мастера-художники.

Изготовление (особенно травление) требует внимательности и осторожности. Кислоты и их пары, используемые для травления, ядовиты.

Техника офорт позволяет делать и цветные гравюры. Существует несколько вариантов получения цветной гравюры. В первых попытках для этого разные участки формы покрывали разными цветами, и производили печать. Позже начали использовать несколько досок с одинаковым изображением. Каждую доску окрашивали в один цвет, при наложении друг на друга они давали цветное изображение. Некоторые мастера вручную раскрашивают пластину, а затем делают оттиск. Иногда сначала делают черный оттиск для фона, а потом накладывают цветное изображение. При получении художественных репродукций мастера подкрашивают и сам оттиск, а не только форму.

Травленый штрих

Основной прием офорта, собравший в себе все характерные особенности техники. Каждый художник-офортист должен в первую очередь овладеть этой манерой, и только потом развивать свое мастерство. Для нанесения рисунка на доску травленым штрихом используется специальная офортная игла. Стальные иглы для офорта существуют различного диаметра. Иногда мастера используют пучки игл или металлические щеточки. После чего форма протравливается, и делается пробный оттиск. Иглой на пластине рисуют, как карандашом на бумаге. Мастера используют разную силу нажима для получения различной глубины контура рисунка.

Акватинта

Более сложный прием в офорте, позволяющий добиться мягкого цветового перехода. Гравюры в этой манере схожи с акварельными рисунками. На форму сначала наносят только контур будущего рисунка, затем протравливают доску. Места, где оттиск должен быть темным покрывают асфальтовым грунтом или канифолью, которые при нагреве оставляют шероховатости. А светлые места покрывают защитным лаком. Затем доску нагревают и повторно протравливают. Акватинту часто используют совместно с классическим офортом, а также в цветной печати.

Резерваж

Относительно новая манера в офорте. Она возникла из смеси акватинты и травленого штриха. Отличительная черта этой техники – рисование кистью непосредственно на подготовленной металлической пластине. Для этого используют кисть из стекловолокна и специальные чернила или гуашь. Поверх изображения наносят лак и промывают пластину обычной водой. Под воздействием чернил (гуаши) и воды места, которые нужно протравить, обнажаются с предельной точностью. Манера резерваж позволяет сохранять индивидуальные особенности авторских рисунков и технику художников.

Лавис

Для этого приема на форму напыляют канифоль. Металлическую пластину нагревают, и канифольный порошок плавится. Поверх него наносят изображение кистью, используя травящий раствор из кислоты, гуаши и клея. После этого форму хорошо промывают. Такие манипуляции можно повторять, добиваясь необходимого результата. Гравюры в манере лавис имеют мягкие очертания, схожие с акварельными картинами.

Мягкий лак

Еще манеру иногда называют срывной лак. Прием является простым и не требует специальных навыков от мастера-офортиста. Прием заключается в добавлении жира (сала) в кислотоупорный лак. Из-за этого офортный грунт становится мягким и легко сходит с пластины. При нанесении штрихов на форму накладывают крупнозернистую бумагу. Тупым карандашом наносят рисунок (или узор), используя различную силу нажима. В местах нажима бумага прилипает к лаку. Вместе с бумагой лак легко отделяется от формы. Форму подвергают травлению, и удаляют остатки грунта. На доске остается зернистый рисунок. Такие гравюры похожи на карандашные наброски.

Сухая игла

Прием иногда рассматривают как отдельную технику гравюры. Но все же правильнее относить ее к приемам офорта. В этом приеме для нанесения контура на форму не используют кислоты и травящие составы. Изображение наносится непосредственно на металлическую поверхность острой иглой. Поэтому метод и назвали сухая игла. Здесь красота гравюры полностью зависит от навыков и таланта мастера. Часто сухую иглу сочетают с другими приемами.

Эффектно смотрятся гравюры в технике сухой иглы в сочетании с акватинтой или лависом.

Сухая игла требует физических сил от мастера. Для этой манеры характерны прямые линии и штрихи. Плавные и замысловатые узоры сложно прорисовать иглой по металлу. Часто сухую иглу используют для доработки гравюр, выполненных классическим офортом или резцом.

Меццо-тинто

Один из самых трудоемких приемов в технике офорта. Но гравюры, созданные в этой манере, смотрятся очень эффектно. Прием заключается в создании эффекта зернистости на пластине. Это достигается нанесением большого числа мельчайших углублений и шероховатостей. Они придают плавность переходу от светлых тонов к темным, создается эффект полутеней. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются богатством оттенков и полутонов. Меццо-тинто называют «черной манерой» офорта, из-за преобладания темных тонов на гравюрах. Рисунок создается умело подобранными светлыми тонами на темном фоне.

Карандашная манера

Прием произошел из сочетания резцовой манеры с классическим офортом. После первого нанесения рисунка на форму в классической манере и травления линии углубляются методом сухой иглы. После такого приема штрихи оттиска становятся широкими и густыми. Линии схожи с итальянским карандашом или даже сангиной. Карандашную манеру использовали для воссоздания уже имеющихся рисунков.

Пунктирная манера

Прием заключается в создании рисунка, используя пунктиры, точки или небольшие штрихи. Глубина цвета и полутона достигаются различной глубиной и размером точек, их скученности или, наоборот, разброса. Точки наносят различными инструментами на загрунтованную пластину, которую позже подвергают травлению. Сначала техника пунктира была характерна только для резцовой гравюры, но затем ее переняли и мастера-офортисты. Манеру чаще используют в репродукционном офорте.

Резцовая гравюра

Самый первый вид гравюры на металле. В нем не применяют травильные вещества, а наносят рисунок сразу на металл. Для этого используют специальный инструмент – резец (штихель). После нанесения рисунка доску тщательно зачищают, удаляя все неровности, стружку и шероховатости. После этого доску можно использовать для пробного оттиска.

Известные мастера

Первым знаменитым художником, начавшим использовать офорт в своих работах стал Альбрехт Дюрер. Именно он начал экспериментировать с различными металлами и кислотами при изготовлении форм для гравюр.

В своих работах Дюрер умело сочетал классические гравюры с офортными работами.

Итальянский художник Пармиджанино, а позднее и Рембрандт создавали неповторимые шедевры в техники офорта. Они добивались игры цвета и тени, используя ступенчатое травление.

Французский живописец Жан-Батист Лепренс в 1765 году открыл новый прием в технике офорта. Прием назвали акватинта, он помогает создавать полутона, напоминающие акварельный рисунок. А непревзойденным мастером в этой манере стал художник Франсиско Гойя.

Свои силы в офорте пробовал даже Сальвадор Дали. В этой технике он выполнил свою знаменитую серию гравюр «Пять бессмертных испанцев».

В России первыми офортистами стали иконописцы. Самый первый оттиск в технике офорт был выполнен знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым. Позже практически все художники-графики пробовали свои силы в офорте. В Санкт-Петербурге даже было основано общество офортистов в 1871 году, куда входили знаменитые И. Шишкин и И. Репин, В Матэ и многие другие художники.

В советское время гравюру и офорт начали преподавать в Московском полиграфическом институте. И в 60-70-е годы прошлого века офорт пережил свое возрождение, им начали заниматься художники-графики В. Янкилевский, Э. Неизвестный, Д. Плавский, Г. Басыров, Г. Захаров, В. Звонцов. В технике офорт часто выполняли иллюстрации в книгах и других типографских изданиях.

Техника популярна и в настоящее время. Гравюры отличаются особенным стилем и изяществом, бархатистостью штрихов и проработкой деталей.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.