Укие-э— это одно из самых популярных направлений живописи в японском изобразительном искусстве, оно появилось и получило наибольшее развитие в период Эдо.
История
Само понятие «укие-э», если его перевести с японского, будет означать «картинки постоянно меняющегося мира». Данный термин был заимствован из средневековой философии дзэн-буддизма. Для этого философского направления одним из самых важных положений считается полноценное осознание всей бренности человеческого существования по сравнению с неизведанной Вечностью. Поэтому в школах дзэн на передний план выходило умение постигать собственную жизнь «именно здесь и только сейчас».
Долгое любование мгновенно проходящими мгновениями из настоящего времени стало первостепенной частью глубокой японской эстетики и одним из самых интересных способов как можно ближе и естественнее приблизится к осознанию своего места в природе и осуществлению медитации в духе очень популярного и в наши дни дзэн-буддизма.
Чаще всего под укие-э подразумевают традиционную японскую гравюру, изображенную на дереве. Художники из Японии изначально использовали всевозможные растительные красители, которые смешивались с рисовой пастой. Подобная техника гравюры позволяла создавать сложный колорит со сглаженными оттенками цвета, и это приближало данный жанр к живописи.
Появление такого оригинального стиля, как укие-э, было изначально обусловлено активным ростом японских городов (урбанизацией страны) в самом начале исторического периода Эдо, который пришелся на 1603-1867 годы. Именно в это время появляется такой социальный класс, как тенин, – это класс купцов и ремесленников. Как следствие урбанизации, начинает активно развиваться городская культура. Темами для неповторимых гравюр укие-э стали всевозможные сюжеты городской поэзии, жанровых рассказов укие-дзоси, они красиво обыгрывали в живописи пьесы японского театра кабуки.
Жанры
Истоки древней гравюры на дереве – это в самую первую очередь черно-белые книжные иллюстрации, цветные изображения появляются намного позже. Японские гравюры можно почти четко разделить на определенные тематики.
Театральные
Якуся-э – это оригинальные по своей сути портреты наиболее популярных и узнаваемых актеров японского театра кабуки. Такого рода гравюры позволяли увидеть человека в его творческой среде и определить, какие именно роли чаще всего исполнялись в подобных театрах.
Сюнга (в переводе звучит как «картинки весны») – на самом деле это очень специфические гравюры с эротическим подтекстом.
При этом мастерам удалось передать чувственные отношения между японцами не вульгарно, а максимально романтично.
Героические
Муся-э – это очень качественные изображения знаменитых на всю страну самураев. Данная тематика очень популярна в Стране восходящего солнца, ведь самураи являются олицетворением силы и несокрушимости человеческого духа, им поклоняются, существуют целые культы родов самураев, поэтому гравюры с нанесенными на них изображениями воинов можно встретить в Японии чуть ли не повсеместно.
Бытописательные
- Бидзинга – достаточно профессионально выполненные изображения красивых людей.
- Суримоно — это особого рода поздравительные картинки с положительными пожеланиями, чаще всего на них изображают жанровые сцены из жизни японцев-горожан, на них часто можно увидеть красивые цветы и растения, есть изображения животных и птиц, различного рода красочные пейзажи, картинки цветущих деревьев, богов счастья (а их в Японии превеликое множество). Также на таких открытках изображают предметы, которые являются символами добра и счастья.
- Иокогама-э — это очень четкие изображения представителей всевозможных стран (иностранцев японцы всегда воспринимали немного отчужденно), различных усовершенствованных механизмов, можно здесь также увидеть изображения стильных домов, построенных в европейском стиле. Данный жанр возник после того, как Япония отказалась от политики полной изоляции страны – с появлением на ее территории первых иностранных представителей. Именно поэтому все чужестранцы на подобных гравюрах выглядят очень впечатляюще и часто – нелепо.
Пейзажи
- Кате-га – это очень красивые изображения распустивших свои бутоны цветов и роскошных птиц с ярким оперением (в основном изображали журавлей, цветы сакуры, а также здесь можно насладиться видами цветущих деревьев).
- Фукэй-га – цветные природного типа пейзажи (вулканы, ручьи) и живописные городские районы с включенными в их состав природными мотивами.
Кроме того, очень популярны японские гравюры с изображением различных животных – например, с игривыми котами, роскошными оленями и с устрашающего вида драконами.
Процесс создания
В процессе работы над гравюрой укие-э стандартно принимало участие 3 человека: это сам художник, а также резчик и специалист-печатник. Стоит упомянуть, что также немаловажную роль в данном процессе играл и издатель, так как именно он изучал спрос на такую продукцию и определял тираж гравюр.
Бывали случаи, когда именно издатель задавал определенную тематику для будущих гравюр и полноценно влиял на их характер.
Процесс работы над будущей гравюрой выглядел таким образом.
- Сперва художник должен сделать контурный рисунок – это был прототип будущей гравюры. Рисунок наносился специальной тушью на очень тонкую, иногда практически прозрачную и нежную бумагу.
- Задача гравера – приклеить лицевой стороной полученный рисунок на уже подготовленную доску из вишневой древесины, грушевой или самшитовой. После этого он вырезал из нее те части, где бумажная основа была полностью белой, получая самую первую форму гравюры, но при этом практически «уничтожая» само изображение.
- Затем делалось сразу несколько оттисков черно-белого цвета – именно на них мастер должен был обозначить продуманные заблаговременно цвета.
- Резчик делал нужное количество (иногда больше 30) печатных изображений. Каждая из этих форм должна была соответствовать одной расцветке или подтону.
- Печатник предварительно должен был обговорить с художником необходимую гамму цветов, а после аккуратно наносил краску и на слегка влажной рисовой бумажной основе начинал процесс печати гравюры вручную, что было не так просто.
Таким образом, коллективный метод создания гравюры (с участием профессионального художника, аккуратного резчика и опытного печатника), узкая специализация всех перечисленных мастеров, старая цеховая организация всего процесса производства позволили создать особое своеобразие восточной ксилографии.
Известные художники
В XVIII веке в Киото на обособленной «улице художников» Сидзе была образована японская школа классической живописи под названием Маруяма-Сидзе. Ее основателем был великий и хорошо известный в стране художник Маруяма Оке. Он в своих работах пытался объединить природный натурализм, обыгрывал тему светотени и перспективы с использованием традиций западной школы, но с сохранением восточных техник изображения.
Одним из самых признанных мастеров старинного жанра изображения на картинах лиц горожан считается мастер по имени Китагава Утамаро. Традиционный женский образ в его классических работах на протяжении многих лет подвергался серьезной типизации. Идеалом красоты японских женщин в работах древнего мастера становятся по-особенному вытянутый овал личика и удлиненные пропорции тела, высокая прическа, выразительные глаза, которые очерчены наименьшим количеством легких штрихов, очень тонкие линии женских губ и максимально прямой нос.
Хокусай – еще один выдающийся мастер старого искусства ксилографии. Классический пейзаж Дальнего Востока избегал реального изображения облика объекта, тем самым стремясь с помощью природных форм рассказать и показать философские идеи воззрения бытия. А вот у Хокусая этот пейзаж всегда связан с определенной местностью, многие топографические особенности мастер часто уточнял при помощи каллиграфических надписей.
Кроме этого, он впервые сумел соединить в правдивом гармоничном единстве законы перспективы построения восточного пространства и линеарный ритм укие-э, пейзажи и многочисленные бытовые мотивы, также активно встраивая жизнь современных людей в единый порядок жизни Вселенной.