Top.Mail.Ru
Хобби

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История возникновения
  3. Виды
  4. Инструменты и материалы
  5. Техника выполнения для начинающих
  6. Оригинальные идеи

Многие творческие личности, создавшие массу шедевров на холсте, слепившие несчетное количество фигур из глины, сотворившие немало сюжетных композиций на деревянных поверхностях готовы показывать свой дар и в иных направлениях. Для одних станут интересными работы в технике скрапбукинг, другие по достоинству оценят каллиграфию, а третьи придут в восторг от батика.

Что это такое?

Батик – обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.

В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.

Техника исполнения батика основывается на том, что составные части резерва, а именно парафин, резиновый клей, различные смолы, не позволяют красящему составу пройти сквозь себя. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего творческие личности стараются преобразить одежду, например, футболки или джинсы.

Для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров техника ручной росписи по ткани считается незаменимой, при этом в батике различаются несколько видов исполнения, позволяющих работать с разными типами ткани и красящими составами.

При создании творческого шедевра художественные натуры выкладываются по максимуму. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу. На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание.

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Научные историки после ознакомления и изучения возникновения техники батик утверждают, по изображениям, нанесенным на одежду человека, становилось понятно, к какому классу он относится. При этом было категорически запрещено перерисовывать королевские узоры.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли. Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт. Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Стоит отметить, что холодный батик предполагает использование не только бесцветного резервирующего состава, но и цветных веществ. Красящие вещества на ткань наносятся одним слоем, именно поэтому мастеру необходимо проявлять максимальную аккуратность в процессе работы.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Инструменты и материалы

Несмотря на кажущуюся легкость исполнения живописного рисунка на тканевом материале, батик предполагает использование самых различных инструментов и материалов, которые обязаны присутствовать в арсенале художника.

Ткань для основы

Материал для рисования может быть самым разным, хотя наиболее предпочтительными являются натуральные ткани, например, шелк. Начинающим мастерам лучше использовать искусственные материи, например, шифон или крепдешин. Выбранное для работы полотно предварительно следует постирать, затем закрепить на раму, слегка растянув его.

Благодаря этому красящий состав проникает глубоко в волокна и максимально прокрашивает ткань.

Подрамник

К сожалению, без данного предмета обойтись никак нельзя. Ведь выбранная для работы ткань должна ожидать окрашивания в натянутом состоянии. Подрамники для батика по внешнему виду напоминают оконные рамы, где с одной стороны плоскости имеется скос, чтобы натянутая ткань не касалось его основания. Если отсутствует подрамник, можно воспользоваться раздвижной рамой. Приобрести ее можно в специализированном бутике.

Важное преимущество раздвижного подрамника заключается в возможности изменять длину и ширину рабочей зоны. Опытные мастера, имеющие высокую квалификацию в технике батик, используют пяльца.

Только натяжение на них не такое максимальное, как хотелось бы. Кроме того, небольшие размеры пяльцев значительно сужают возможности создателя шедевра.

Кисти

Для выполнения работ в технике батик они считаются наиболее важными и основными инструментами. Поэтому на них нельзя экономить. Да и приобретать бюджетные наборы кистей разных размеров нежелательно. При нанесении красящего состава кончик кисти должен плавно и тонко передвигаться по основанию полотна, а неправильная форма ворса может испортить художественный замысел.

То же самое касается вылезающих из пучка волосков. Кисти, предназначенные для росписи по ткани, стоят достаточно дорого. Только мастерам придется потратиться один раз, чтобы исполнить несколько сотен работ.

Красящий состав

Обратившись в любой художественной бутик, начинающий мастер сможет познакомиться с разнообразием красок, предназначенных для батика. Только лучше всего приобретать краски на акриловой основе и водорастворимые красящие составы. Причем водорастворимые гораздо лучше подходят для тонких видов материи. Акриловые краски по консистенции напоминают гуашь и используются для работы с плотными тканями.

Стеклянная трубка

Инструмент, используемый для нанесения резерва по контуру рисунка на полотнах. Приобретая стеклянную трубку, необходимо обратить внимание на диаметр носика. Чем он тоньше, тем уже получится полоса разделения между цветами.

Парафиновый или восковой резерв

Данные материалы используются в исполнении горячего батика. Одни мастера предпочитают работать исключительно с восковым веществом, другие смешивают его с парафином. А все потому, что чистый воск очень сложно очищается по окончании работ. Сказать наверняка, какое количество резерва потребуется для работы, невозможно.

Контуры

Обычно этот материал используется для исполнения работ в холодном виде батика. Приобретают их там же, где красящие составы. Контуры, как отдельный материал, предлагаются мастерам в различных вариациях эффектов и цветовой гаммы.

Профессионалы советуют не приобретать сразу много разных видов контуров. Лучше дождаться, когда придет муза и подскажет идею для создания шедевра. Долго лежащие без надобности контуры, к сожалению, засыхают.

Чантинг

Инструмент, предназначенный для работы с жидким воском.

Кнопки

Используются для фиксации натянутой ткани на раму. Можно приобрести в любом канцелярском магазине. Они могут быть продолговатые по форме либо металлические с круглой шляпкой. В данном случае можно использовать любые крепежи, которые удобно использовать самому мастеру.

Различные мелочи

В данном случае предполагаются простые карандаши, палитра, позволяющая смешивать разные красящие составы, калька, ластик, фломастеры, благодаря которым получится обвести шаблон задуманного рисунка, бечевка или обычные нитки, позволяющие создавать узелковый батик, спирт, фен и вода, желательно без примесей.

Новинки мастерства

На сегодняшний день художественные магазины постоянно пополняются различными материалами и инструментами, позволяющими облегчить мастеру работу. Представляемые новинки позволяют превращать в реальность самые сложные фантазии художника. Одним из таких новшеств является фантомный маркер. После нанесения изображения на ткань и обработки его резервирующим составом и красящими элементами, маркер испаряется. Широким спросом среди художников стали пользоваться прочные когти, удерживающие основу на подрамниках, при этом они не повреждают ткань и не оставляют дырочек.

Любители техники горячий батик по достоинству оценят паровую баню для воска с электрическим подключением. Для творческих личностей, занимающихся батиком профессионально, создан аэрограф с рядом особенностей, позволяющий распылять красящий состав по тканевой поверхности в больших количествах. Отличительная черта аэрографа заключается в равномерном нанесении красок на рабочую поверхность. Послу высыхания на готовом рисунке отсутствуют градиентные пятна и потеки.

Техника выполнения для начинающих

Начинающие мастера, а также лица, не имеющие художественного образования, но желающие проявить себя в искусстве, смогут создать необыкновенные шедевры, применив наиболее интересную разновидность техники батик для украшения полотна или одежды.

Причем необязательно иметь специальную мастерскую, достаточно сделать небольшой рабочий уголок в домашних условиях, где никто не помешает вам и не побеспокоит. Несколько часов уединения позволят создать необычный рисунок на ткани своими руками.

Холодный батик

Представляемый вариант росписи по ткани подходит людям, имеющим терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени. В качестве резерва используются составы, которые не следует нагревать или расплавлять.

Прежде чем приступать к работе, мастеру необходимо создать рабочее пространство. Место должно быть хорошо проветриваемым, например, балкон или лоджия. А все из-за испарений резерва, которые оказывают негативное воздействие на организм человека.

Далее потребуется подготовить необходимые инструменты:

  • карандаш;
  • резерв;
  • стеклянная трубка для нанесения резерва;
  • колонковые кисти;
  • кнопки с подрамником;
  • ткань (наиболее подходящей станет шелк).

    Выбрав подходящий рисунок, мастеру необходимо перенести его на бумагу, как шаблон. Весь контур изображения должен быть замкнутым. Последующее нанесение резерва необходимо производить без задержек, но и не спешить при этом. Чтобы не допустить ошибок, предлагается ознакомиться с правильной последовательностью действий.

    • Изначально выбранное для работы полотно необходимо простирать, натянуть на подрамник.
    • В стеклянную трубку набирается резервирующее вещество, после чего наносится на контур эскиза.
    • Для увеличения числа оттенков на палитре потребуется разбавить один и тот же цвет разным количеством воды. Для создания их в большом количестве можно воспользоваться небольшими баночками от йогурта или одноразовыми стаканчиками.
    • При нанесении красок важно изначально наносить светлые тона с плавным переходом к темным оттенкам.
    • После нанесения красок на поверхность готового изображения необходимо высыпать немного соли, дать краскам высохнуть, после чего стряхнуть солевые песчинки и снять полотно с подрамника.
    • После окончания красящих работ остатки резерва из трубки необходимо удалить, в противном случае он затвердеет.
    • Спустя сутки ткань следует прокипятить, затем простирать в теплой воде.
    • При полоскании в воду необходимо добавить немного уксуса. Затем отжать материал от воды и прогладить.

    Горячий батик

    Роспись на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Художники, желающие преобразить свой гардероб, должны внимательно изучить технику горячего батика. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Многие творческие личности, желая иметь уникальные вещи, не имеющие аналогов, изначально закупают ткань, затем разукрашивают полотно, а после шьют из него одежду.

    Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность, – это работа с расплавленным воском. В остальном используются самые стандартные инструменты. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок, шерсть или шелк.

    Важным этапом работы является подготовка инструментов.

    • материя;
    • бумажный трафарет;
    • краски;
    • стакан;
    • чантинг;
    • кисти;
    • целлофан и газеты;
    • фен и утюг;
    • воск.

    Прежде чем приступать к созданию шедевра, мастеру необходимо переодеться в рабочую форму.

    • Для начала необходимо взять чантинг. Он напоминает миниатюрную лейку с тонким носиком. Хотя гораздо удобнее использовать кисти с тонким ворсом, благодаря которым получается наносить ровные капли на полотно. И лишь после используется красящий состав.
    • Далее наносятся краски. При необходимости можно повторно применить воск на некоторых зонах рабочей поверхности и раскрасить иными по составу красящими веществами.
    • После высыхания краски следует удалить воск. Для этого необходимо положить полотно на газетную бумагу и погладить его утюгом. Затем поменять газетный лист и снова прогладить.

    Данную процедуру необходимо проводить до полного избавления от воскового резерва.

    Свободная роспись

    Наиболее распространенной на сегодняшний день считается свободная роспись с вымачиванием в солевой жидкости. Особенность техники заключается в том, что натянутая ткань должна пропитаться водно-солевой жидкостью, после чего на нее наносится красящий состав. Рисовать такую красоту – одно удовольствие, так как готовый результат придется по вкусу даже самым привередливым художникам. Чтобы понять тонкости свободной росписи, предлагается изучить несколько вариантов его исполнения. Для начала необходимо подготовить рабочие принадлежности:

    • красители на анилиновой основе;
    • солевая жидкость;
    • шелковое полотно;
    • эскиз;
    • кисти;
    • карандаш.

      Начинающие мастера первым делом соберутся подготовить солевую жидкость. Для этого потребуется взять несколько столовых ложек соли и развести ее в стакане горячей воды. Но здесь имеется важный нюанс – горячую жидкость необходимо перелить в эмалированную тару или стеклянную посуду, чтобы было удобнее размешивать, а после наносить на ткань. Затем карандашом делается набросок подготовленного изображения на полотне.

      • В первом случае следует ознакомиться с мокрой росписью. Перед началом работы ткань пропитывается в солевой воде, а далее без ожидания, пока ткань подсохнет приступают к работе. Кстати, даже для разбавления красящих веществ необходимо использовать соленую воду. При нанесении рисунка следует пользоваться широкой кистью и делать ей грубые мазки. Благодаря этому рисунок получит необычный дизайн.
      • В данном случае предполагается роспись по полусухой материи. В то время, когда шелк еще слегка влажный, на нем возникают кристаллики соли, благодаря чему наносимый красящий состав не растекается в разные стороны, хотя от кисточки остается яркий след, который спустя некоторое время немножко расползается. Данный способ идеально подходит для создания имитации природных контуров.
      • Третий способ рассказывает о работе с сухой материей. После того как полотно высохнет, ткань становится хрустящей, а красящее вещество лишь слегка растекается по ее поверхности. Процедуру прорисовки следует продолжать путем нанесения редких мазков.

      Оригинальные идеи

      На сегодняшний день все работы, сделанные вручную, например, вязаные вещи или вышивка на ткани, стоят очень дорого. То же самое касается полотен, созданных в технике батик. Создатель красочного шедевра вкладывает в свои произведения искусства много сил и времени, стоит ли говорить о материалах и инструментах.

      Но несмотря на фактор дороговизны, каждый человек с огромным удовольствием приобретет для себя майку или платок с принтом «hand made».

      В первом случае предлагается рассмотреть готовое полотно, выполненное в технике холодного батика. Каждый мазок кисти сопровождается плавным переходом от темных к светлым оттенкам. При внимательном рассмотрении просматривается четкая линия резервирующего состава, благодаря которой присутствуют границы в каждом элементе рисунка. Фоновая часть платка исполнена в самых необычных и плавных переходах светлых тонов палитры, с которыми художник работал не один час.

      Люди, не имеющие художественного образования, не смогут найти разницу между техниками холодного и горячего батика. Это смогут сделать только искушенные мастера своего дела. В данном случае предлагается рассмотреть вариант рисунка, составленного в технике горячего батика. Его главная отличительная черта заключается в возможности использования тончайших линий воска, которые едва заметны на готовой картине.

      Третий вариант работы выполнен в свободной технике. И это видно невооруженным взглядом. Смотря на цветок, в мыслях сразу возникает силуэт художника, который аккуратными мазками наносит красящие составы на полотно. А солевой раствор, применяемый в работе, только помогает создать плавные переходы между похожими по оттенкам цветами.

      Самым сложным в данном случае было изобразить водный баланс между волнами вдали изображения и спокойствием на переднем плане.

      В следующем видео вы сможете ознакомиться с секретами работы опытного мастера при создании росписи.

      3 комментария
      Наталья 01.02.2022 13:59
      0

      Спасибо! Статья прекрасная! Узнала много интересного о росписи по ткани!

      Гость 18.04.2023 14:15
      0

      Супер!

      Гость 06.08.2023 16:55
      0

      Отличная статья! Спасибо, вы буквально показали мне новый мир в росписи одежды.

      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.