Top.Mail.Ru
Хобби

Граттаж и его возникновение

Граттаж и его возникновение

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История возникновения
  3. Что необходимо для рисования?
  4. Варианты оформления основы
  5. Как сделать картины своими руками?
  6. Красивые примеры

Граттаж иначе называют воскографией, и такой термин больше раскрывает суть техники. Волшебство граттажных картин переворачивает представление о том, как надо: не краски и кисти здесь главные, а фон, который скрыт тайным слоем, а потом позволяет обычное, не очень сложное, превращать в изящное.

Что это такое?

С поистине большой популярностью граттаж столкнулся в начале XX века. В России ни на что не похожую технику называли граттографией. Слово же «граттаж» имеет французские корни и переводится буквально как «процарапывать, царапать». Предполагается, что мастер в этой графической технике выцарапывает острым резцом изображение на бумаге либо картоне, заполненном целиком тушью. Но так как ещё одно название техники – воскография, несложно догадаться, что вместо туши может использоваться воск.

Нередко возникает путаница между граттажем и гравюрой: названия похожи, но и способы взаимодействия с материалами тоже. Однако, в отличие от гравюры, мастер граттажа создаёт не форму для печати оттисков, а изображение, которое и будет преподнесено зрителю. Примечателен граттаж своей простотой и доступностью – вот почему очень часто его используют на детских творческих занятиях, он подвластен всем.

И даже дошколята с удовольствием окунаются в мир процарапывания картин, воспринимая это как небольшой художественный фокус.

В этой графической технике действительно немало возможностей для самовыражения, и параметры, по которым работы принципиально отличаются друг от друга, многочисленны. Например, различаются они по типу основы – это может быть как бумага, так и картон. Основы отличаются цветом: чёрная, белая, яркая и пёстрая, разноцветная. Рисунок бывает фактурным либо линейным, с применением штрихования. Наконец, важно, каким именно будет верхний слой – тушь, гуашь, а ещё масляные краски – и что идёт в качестве грунта: мел, глина, воск, даже простой желток.

Если изображение делает мастер, который профессионально подходит к этой технике, он будет использовать разные резаки: ромбовидные, в виде ножа либо зубила. Дети же обычно прорисовывают изображение в граттаже зубочистками, скрепками, палочками для суши и т. д.

История возникновения

И хоть ему чуть более ста лет, если оценивать граттаж именно в современном восприятии слова и термина, история его уходит в античность. У римлян и греков очень популярной была техника украшения стен, называвшаяся «сграффито»: специальным образом процарапывался верхний штукатурный слой. Но истинную востребованность такая живопись получила во времена раннего Возрождения, когда античная культура не просто обрела новое звучание, но и стала символом эпохи. И сейчас в некоторых европейских городах можно увидеть дома, декор которых как раз повторяет античную технику.

Но вот XX век громко «выстреливает» авангардизмом, буквально ставит всё с ног на голову, и художники стремятся «отринуть старый мир», ищут новые формы и техники. За то, что граттаж стал таким, какой он есть, можно сказать спасибо западному авангардисту Максу Эрнсту: это он в 1925-ом, просто рассматривая старый паркет (глаз художника – совершенно уникальный объектив), решил взять и процарапать бумажную основу. Через год автор выпустил сборник работ «Естественная история», а вскоре открылась и его персональная выставка в фактически реанимированной и переосмысленной технике.

Новая мода пришлась по душе и другим авангардистам, которые стали искать своё лицо в этой технике. Работы получались новаторскими, смелое искусство оказалось популярным, прорывным. Помимо Макса Эрнста, технику граттажа великолепно удалось возвести на пьедестал модных течений Жоану Миро и Гансу Хартунгу. А ещё есть замечательный Джованни Гуйда, современный мастер граттажа, прославившийся очень молодым. В России техника связана с именем М. Добужинского, экспрессивность работ которого впечатляла и тогда, и сейчас.

Рисунки в технике граттаж нередко можно было встретить в печати, журналах и газетах. Но качество печати не всегда могло передать уникальность работы, её детализацию. А вот в рекламе граттаж визуализировался потрясающе, впечатляя удивительными возможностями техники. И сегодня она остаётся востребованной, богатой на потенциал художественных экспериментов.

В программе детских занятий по рисованию граттажа есть практически всё: это и знакомство ребёнка с основами композиции, и развитие мелкой моторики, и представление о материалах и инструментах.

Что необходимо для рисования?

Что конкретно использовать, зависит от целей художника, уровня его мастерства, ожиданий от работы. Так как чаще впервые с техникой знакомятся маленькие дети, в перечислении материалов и инструментов следует ориентироваться на них.

Итак, что нужно подготовить:

  • плотную бумагу, если такой нет, сойдёт лист картона;
  • чёрную тушь либо гуашь;
  • плоскую кисть с мягким ворсом, она должна быть широкой;
  • масляную пастель, а также обычные восковые мелки либо парафиновую свечку;
  • удобную шпажку (сгодится и зубочистка), вместо которой что только не используется – от гусиного пёрышка, гвоздя, вязальной спицы до непишущей ручки, ну, а настоящий художник работает резцами.

Это фундамент, всё остальное факультативно, да и редко, если честно, необходимо что-то ещё. Разве что интересная идея, которую для начала можно преобразовать в эскиз.

Варианты оформления основы

К слову, для самых «ленивых» можно вовсе ничего не готовить, а купить набор, в котором всё это уже будет. Но тем, кто решил пройти путь по созданию граттажа с нуля, сначала надо подготовить базовый лист. Он должен быть скользящим и гладким, и на его скользкую поверхность будет наноситься тёмный слой. Чаще это гуашь или тушь, но есть варианты. Детям нередко предлагают создать граттаж с основой из парафина.

Свеча

Это самый простой, наверное, вариант, и самый используемый. В итоге на чёрном фоне получится белый рисунок.

  • Берётся белый картон, а ещё свеча, тёмная тушь, мыло, мягкая кисть и, непосредственно, процарапыватель.
  • Белый картон натирается свечой хорошенько, чтобы не оставалось пустых мест, после чего в дело вступает чёрная тушь. Зачем брать мыло: чтобы намылить кисточку перед тем, как макнуть тушь – так последняя лучше зафиксируется.
  • Когда тёмный слой высохнет, можно приступать к выцарапыванию картины.

Гуашь

Скользящим слоем, опять же, становится парафиновая свеча. Только перед тем, как натирать ею лист, его следует разукрасить разными полосами. Для этого и применяется цветная гуашь. Сверху на парафиновый слой опять наносится гуашь, на сей раз чёрная. Когда чёрная гуашь высохнет, можно приступать к прорисовке. И вот на чёрном фоне появится не белый рисунок, а цветной.

Мелки

Разноцветные восковые мелки тоже оптимально подходят для создания основы. Белый лист зарисовывается пятнышками, всевозможными квадратиками при рисовании мелками. Получится что-то вроде лоскутного шитья, картины из заплаток. Не должно оставаться пробелов. Ну и лист традиционно покрывается гуашью или тушью, можно использовать не только чёрный цвет, но и тёмно-синий, например. После высыхания фона можно царапать рисунок.

Как сделать картины своими руками?

От теории – к практике. Рисунки в технике граттажа несложные, ребятам 6-7 лет все предложенные ниже пошаговые инструкции вполне по силам.

Космос

Конкретно для этого мастер-класса понадобятся: чёрная гуашь, восковые мелки, немного жидкого мыла, акварельная бумага, деревянная зубочистка либо шпажка, мягкая кисточка.

Как рисовать поэтапно.

  • Лист акварельной очень плотной бумаги надо закрасить плотно восковыми мелками. Пробелов быть не должно, можно закрашивать в несколько слоёв. Как располагать цвета – да как угодно: пятнами, квадратиками, полосами, это не принципиально. До последнего не будет ясно, что же получится в конце, поэтому можно поэкспериментировать.
  • Если хочется чего-то необычного, мелками на листе можно изобразить космическую радугу. К слову, если рисовать кругами, воск с мелков будет ложиться ровнее, мелки не покрошатся.
  • После того как цветной фон полностью готов, выполняется заполнение чёрного слоя. В классическом варианте это тушь, но в детских работах берётся гуашь. Да и в домашних условиях найти гуашь проще, чем тушь. А чтобы гуашь не стекала с воска, в неё надо добавить буквально каплю жидкого мыла, перемешать.
  • Разбавленная гуашь мягкой кисточкой наносится на рисунок. Кисть перед работой лучше смочить, промокнуть салфеткой, слегка влажной. Лучше, если это будет кисть из синтетики, плоская. Она ровнее наносит краску. Итак, лист нужно закрасить полностью, возможно, потребуется несколько слоёв. Цветной фон не должен угадываться ни на миллиметр.
  • Затем листу надо дать время на высыхание. Иногда именно его используют для проработки идей.
  • Далее берётся деревянная зубочистка или иной процарапыватель и можно приступать к рисованию. В данном случае это будут космические объекты: по центру будет Солнце, лучи которого тянутся через весь лист. Это делается не просто для красоты – такой хитрый ход даёт понять, где какой цвет спрятался. Нужно нарисовать ещё несколько небесных тел: Землю, Сатурн, звёзды и, конечно, спутники и ракеты. Кстати, последние детям легко рисовать через пластиковые трафареты.
  • Останется только детализация: оценить композицию (уравновешена ли она, нет ли пустот), при необходимости что-то дорисовать.

Если этот мастер-класс для дошкольников, не все его этапы они выполняют сами. Закрашивание в глубокий чёрный лучше доверить взрослому.

Дерево

Обычно эта тема часто перекликается с осенними пейзажами, и её как раз проходят в саду или школе осенью.

Что потребуется для работы:

  • белый лист плотной бумаги;
  • цветная гуашь;
  • широкая кисть;
  • косметическая кисточка;
  • лак для волос;
  • трафареты под кленовые листья;
  • восковая свеча;
  • канцелярский нож;
  • зубочистка.

Выполнение.

  • На стол постелить газету, на газету – лист бумаги. Понадобятся цветная гуашь, широкая кисть, банка с водой.
  • Лист раскрашивается яркими пятнами по всей площади. Сначала пятна оранжевые, потом зелёные, синие, жёлтые и т. д. Лист получится как яркое лоскутное одеяло.
  • После высыхания его нужно натереть свечкой. Остатки воска легко смести косметической кистью.
  • Прямо в стаканчик с чёрной гуашью надо капнуть 2 капли жидкого мыла, слегка перемешать гуашь только поверху.
  • Далее цветное полотно надо полностью покрыть чёрной гуашью, не оставляя ни одного просвета.
  • Теперь время трафаретов: их нужно приложить к высушенному, уже ставшему чёрным листу, и обвести зубочисткой. Воск в процессе смахивается косметической кистью.
  • Но это были только контуры, теперь зубочисткой и канцелярским ножом надо процарапывать листья, не забывая смахивать воск.
  • Когда все листочки обведены, процарапаны, картина готова, можно сбрызнуть её лаком для волос. Это необходимо для нарядного блеска работы.

Всё готово – точно по такому же принципу, используя картонные трафареты, можно делать композиции с цветами, бабочками, даже натюрморты. Если хочется именно дерево, а не просто осенние листья, как в МК, точно так же делаются трафареты деревьев.

Павлин

Здесь будут сразу 3 павлина, разные идеи и эскизы, но все они получаются очень интересные и яркие. Разница лишь в стиле рисования.

Павлины в технике граттаж.

  • Главный павлин. Он в центре композиции, нарисован нарочито небрежно, как будто бы быстрый скетч, но в этом его прелесть. В качестве цветной «подложки» используются восковые мелки. Сохраняется и принцип радужного фона под слоем чёрной гуаши.
  • Павлин с акцентными перьями. Он более напоминает жар-птицу, впрочем, это родственные «персонажи». Также используется метод быстрой прорисовки: чем больше цветов берётся для цветного фона, тем ярче птица.
  • Павлин со сложенным хвостиком. Узнаются фольклорные мотивы, народное творчество в прорисовке птицы. Обычно с такой работой неплохо справляются дети 8-9 лет.

Всегда можно взять за основу чей-то рисунок, подсмотреть, а потом добавить в него авторские элементы. Можно делать цветного павлина, можно чёрно-белого – первый будет убедительнее.

Другие

Ребята постарше могут изучать натюрморт в разных техниках, и граттаж – один из интересных способов научиться выстраивать предметную композицию: фрукты, посуда и т. д. Дети помладше требуют каких-то более лёгких тем, например, очень нравится дошкольникам рисовать салют, фейерверк. Чтобы его сделать, надо подготовить плотную бумагу, восковые мелки или акварельные краски, свечу, чёрную гуашь, любое моющее средство (пару капель). А дальше всё традиционно – лист раскрашивается произвольно восковыми мелками. И всё же желательно, чтобы в этой произвольности не было хаоса. Во время рисования нельзя использовать только чёрный цвет, остальные можно.

Вместо восковых мелков подойдёт и акварель, но первый вариант удачнее. После того как этот слой высох, бумагу хорошенько натирают свечой: разноцветный лист покроется толстым слоем парафина. В чёрную гуашь надо добавить две капли моющего средства, перемешать всё это и покрыть лист радикальным чёрным. Краска должна хорошенько просохнуть. Благодаря моющему средству она равномерно распределится по поверхности. Ну, а дальше берётся острый предмет, например, спица, и по ранее составленному эскизу дети прорисовывают штрихи. Они должны напоминать всплески салюта. Получается у всех и всегда, стоит только постараться.

Красивые примеры

В этой галерее работы, которые увлекают заняться нетрадиционной техникой, найти себя в граттаже, ощутить его особые магические свойства.

10 изящных рисунков в технике граттаж.

  • Деревья просто «как фарфоровые бронхи» из стихотворения Веры Полозковой. Чудесная работа, прорисовывать эти бесконечные мелкие кружочки – настоящая арт-терапия.
  • Ночные, вечерние пейзажи, в том числе и городские, очень удаются в технике граттаж. Так они получаются ещё более лиричными.
  • Ещё один пример урбанистической направленности, где изображено всеми узнаваемое место. Справятся и дети.
  • Работы могут быть большими, куда больше стандартного А4. Получается очень интересно, необычно, достойно выставки – семейно-домашней так точно.
  • Такие композиции очень часто встречаются в готовых наборах для граттажа.
  • Можно замахнуться на реплику Ван Гога или, скорее, отсылку к его знаменитой картине.
  • В чёрно-белых работах тоже есть своё трогательное обаяние, лаконичность.
  • Пример натюрморта, который в технике граттаж получается более завораживающим.
  • А это пример того, что абстракция – это тоже целый космос идей для нетрадиционных техник.
  • Вот такие нежные зимние композиции получаются в этой технике, фон может быть синим. Работа для детей начальных классов или чуть старше.

Пусть знакомство с воскографией станет новым хобби, и её результаты будут тем любимым, уникальным декором, который формирует лицо дома.

О том, как сделать картину в технике граттаж своими руками, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.