Искусство икебаны пришло к нам из Японии, хотя многие считают, что зародилось оно в Индии и Китае, а лишь после пришло в Японию. Этим замысловатым словом называют умение формировать уникальные, оригинальные, эффектные композиции, которые способны выражать человеческие эмоции.
Мастера икебаны комбинируют необычные материалы, цветы, ветки странных форм. Постепенно искусство отходило от религиозности и стало воплощать не только дары в храмах, но и изящные букеты в светской жизни. Икебана оказала огромное влияние на флористику, благодаря её принципам составляются многие цветочные композиции.
Что это такое?
Цветочное искусство из Японии дословно переводится как композиция из живых цветов. Именно в Японии икебана получила настоящую популярность, и распространение по всему миру пошло именно оттуда. История возникновения составления букетов началась в XV веке, когда монахи создавали цветочные букеты как дар богам в храмах. Дары для японских богов формировались по принципу умеренности, изящности, натуральности.
Икебана доказала, что совершенно необязательно комбинировать разнообразные цвета, сорта и сложный декор, чтобы создать выразительный и эффектный букет.
Довольно бутона, лепестка, ветки, чтобы настоящий мастер создал из них шедевр, отразил красоту естественной природы и вложил смысл. Мастер икебаны не только создаёт букеты, он отражает своё внутреннее состояние, показывает красоту души, мировоззрение, бесконечность космоса. Цветок – не только основа композиции, он и символ вечной жизни.
Есть легенда, которая гласит о том, как зародилось искусство живых цветов. Когда-то давно смерч невиданной силы истребил огромное количество флоры в Японии. После этого монахи обошли исковерканные сады, собрали обломки растений и цветов. С этим удивительным даром они обратились к богам с молитвой, вопрошающей о восстановлении истерзанных садов. Будда услышал их, и вмиг сады стали снова пышными и роскошными, как до урагана. Это послужило началом цветочных подношений, в каждое из которых монахи старались вложить просьбу, призыв, благодарность.
Специалисты выделяют ряд особенностей, которые делают икебану отличной от стандартной флористики:
- не только эстетическая, но и смысловая выразительность, отображающая мысли, настроение, идеи человека, который её составляет;
- абсолютно логичная взаимосвязь между всеми частями композиции;
- объём, благодаря которому эффектность композиции можно оценить с любой точки обзора;
- качественный баланс, продуманная цветовая палитра, соотношение цветов, их размещение, гармония светлого и тёмного, мелкого и крупного так, что композиция выглядит целостной;
- грамотное акцентирование, чаще всего роль акцента играет один нестандартный предмет — экзотическое растение, причудливо изогнутая ветвь — вокруг которого тактично располагаются остальные элементы, подчёркивающие выразительность акцента;
- гармония основы, то есть правильный выбор сосуда считается очень важным — это могут быть фон, подставка, чаша, но они обязательно должны быть включены в общую композицию, быть в органике с ней.
Японцы считают композиции в стиле икебаны искусством, там этому долго и кропотливо обучают. Невозможно овладеть искусством игры на скрипке за одно занятие, так и флористика требует постоянных и неустанных занятий, самосовершенствования.
Очень важно иметь вкус, чувствовать гармонию, уметь видеть сюжет и выражать свои задумки правильно. Икебаны делают в различных стилевых направлениях, кроме того, их создают и по типу размещения: на стол, стену. Огромную роль в этом искусстве играют такие факторы, как линия, форма, цвет.
Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь – спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра – жёлтый, апельсин – символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма – синий, голубой, серый – выражает спокойствие, сдержанность.
Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет. Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других.
Виды и стили
Философия буддизма, религия наложили определённый отпечаток на основную композицию икебаны, которая традиционно создавалась из двух ветвей – добра и зла, затем из трёх, когда к ним присоединился образ человека. Этот треугольник ляжет в основу всех стилей и видов икебаны. Современное искусство претерпело определённые изменения: очень большую роль стал играть интерьер, в который вписывают икебану, гамма окружающего цвета, свет.
Японцы — весьма дотошная нация, они считают, что составление икебаны, это практика, схожая с медитативными, поэтому продумывать необходимо всё до мелочей.
За всю историю искусства «живых цветов» родились сотни школ и разных направлений, но наиболее признанных и влиятельных немного. Специалисты выделяют всего три направления.
Икэнобо. Это самая первая школа, которая была сформирована в XV веке сенсеем Икэнобо. Этот монах составлял уникальные композиции для храмов: не слишком броские, сдержанные, но невероятно содержательные по смыслу. Размер их, правда, был очень велик. Среди стилей основными были сека и рикка.
- Охара. Более поздняя школа, родившаяся уже в XIX веке и подарившая новую стилистику, завоевавшую любовь во всём мире – морибану. Её отличительные черты – использование низких сосудов, ваз с водой и днищем плоского типа.
- Согэцу. Эта школа «луна и трава» была основана в прошлом веке, основал её Софу Тэсигахара. Именно этот мастер впервые применил в икебане сторонние материалы типа металла, пластика, ткани. Теперь естественные элементы композиции органично соседствовали с натуральными. Благодаря этому икебана вышла из помещений в парки, скверы, городские улицы, метрополитены.
Школы икебаны с разными стилистическими направлениями есть во многих странах мира, в том числе и в России. В нашу страну это искусство пришло довольно поздно, в XX веке. Чаще всего там преподают не старинные методики, а современные стили.
Специалисты выделяют следующие основные стилевые направления в искусстве «живые цветы»:
- нагэирэ (хэйка), отличительная черта – расположение элементов в вазах высокого типа с опорой по краям;
- морибана, отличительная черта – низко расположенные элементы по горизонтали, используются плоские сосуды, подносы;
- дзиюка – позволяет располагать элементы в свободном порядке и любом направлении.
Рассмотрим подробнее каждую из трёх основных разновидностей.
Морибана
Характеризуется следующими основными чертами:
- старается отобразить принципы натуралистической философии;
- отличается объёмностью исполнения;
- используются сосуды только низкого типа, но разных форм: квадрат, круг, прямоугольник, овал.
Выделяют три составляющих композиции в этой стилистике, пропорциональное соотношение которых должно строго соблюдаться: Небо, Человек, Земля (7: 5: 3). Важно опираться на размер сосуда, порядок размещения элементов. Первое действие – расположение основных предметов на стержни, затем добиваются объёма, внося дополнительные элементы, завершающие сюжет.
Существуют три основных формы стиля морибана.
Текутай – вертикаль, позволяющая применять длинные, выпрямленные элементы, стебли цветов растений. Часто это бамбук, нарциссы, гладиолусы. Основа может быть установлена строго по вертикали с максимальным отклонением на 30 градусов в любую сторону.
- Сятай – допускает наклонение форм и поперечные линии. Часто используются необычно изогнутые материалы, ветви. Здесь отклонение допускается больше, чем в текутай. Получается эффект склонившегося букета.
- Суйтай – каскадный метод расположения. Здесь применяются растения струящегося типа. Основные элементы композиции могут свисать ниже сосуда. Роскошно выглядят на подставках, полках.
Нагэирэ
Пропорциональное соотношение и форма самого сюжета схожа с предыдущим стилем, здесь принципиальная разница наблюдается в вазах, точнее, их форме. Здесь используются сосуды высокого типа с зауженным горлом, в котором и составляется ансамбль. Дополнительные элементы для крепежа также применяются в виде ветвей расщеплённого типа, крестовин, подпорок из дерева.
Главная задача композиции в этом стиле — отобразить природную привлекательность пейзажных мотивов, продемонстрировать эффектность изгиба цветка, растения, ветви.
Дзиюка
Самая свободная из разновидностей, в которой нетривиальные материалы используются, чтобы подчеркнуть красоту натуральных. Часто данные ансамбли сюрреалистичны, эклектичны. В них объединяется древнейшее искусство и новый, современный взгляд на мир. Допускаются разнообразные изменения форм, включения любых материалов, декоративных элементов, в том числе искусственных. Могут соединяться в одном ансамбле живой цветок, сухостой, пластик, металл, стекло, камень.
Форма вазы предпочтительна также оригинальная. Дзиюка позволяет эклектику, смешение направлений, включение геометрических предметов, выразительные контрасты цвета. Воображение художника ничем не сковывается, он волен творить, не ограничивая себя.
Основные принципы составления
Всем правилам составления икебаны предшествует основа – замысел композиции, её идея и основной смысл. Этому процессу японцы уделяют достаточно много времени, тем более что он во многом является медитативным. Времена, когда ансамбль мог составлять только специалист-монах, ушли в прошлое. Но сам принцип отношения к икебане, как к подношению Вселенной, как к ритуальной процедуре во многом остался прежним.
В каждом произведении должен быть заложен философский смысл. В традиционной икебане это противостояние сил зла и добра, позже, благодаря развитию китайского учения Конфуция в композицию добавился третий элемент – человек. Помимо конфуцианства, учение Дзен также внесло свою лепту в методики составления ансамблей, подчеркнув всю значимость бытия человека, отказ от пышности в пользу текущего мгновения и обыденности.
Всё это повлияло в итоге на современные методики составления композиции, несмотря на все изменения под влиянием времени. Для того чтобы правильно составить произведение, необходимо опираться на три основных составляющих: Небо, Земля, Человек и дополнительные элементы, связующие весь ансамбль в гармоничное целое. Кроме того, необходимо соблюдать правила формирования ансамбля:
- асимметрия — основа размещения элементов, но общая композиция опирается на треугольник;
- несмотря на треугольную основу, все части ансамбля не находятся на одной линии и в одной плоскости;
- продумывая пропорции всего произведения, прежде всего опираются на форму, высоту и размер сосуда;
- выбор вазы крайне важен: она не должна перетягивать на себя внимание, то есть быть слишком броской, лучше подобрать вазу в одном цвете, гармонирующем с общей композицией;
- сосуд может быть любым: корзина, ковш, игрушка, ёмкости из стекла, дерева, фарфора.
Самые популярные формы ёмкостей для икебаны:
- плоского типа для морибаны: тарелка, блюдо, поднос любой формы;
- высокого типа, например, бутылка, графин.
После того как продумана композиция и выбран сосуд, переходят к выбору элементов. Здесь очень важно правильно рассчитать размер, в этом также стоит отталкиваться от размера вазы прежде всего. Имеет значение и выбранный стиль. Существуют разные формулы расчёта размера элементов. Для начала определяют длину Неба, где высота и диаметр сосуда складываются и умножаются на 1,5. Затем определяют длину линии Человека, которая составляет ? от Неба.
Важный момент – размеры предметов считают без учёта той части, что закрепляется внутри сосуда.
Важен угол наклона, он определяет форму всего ансамбля. Линия Человека должна склоняться по направлении к линии Неба. Самый укороченный предмет в ансамбле – Земля, размещается впереди или в стороне от наклона двух предыдущих линий. После того как расположены три основных элемента, в композицию включают дополнительные дзюси. Главное, чтобы они не были более длинными, броскими, чем основные, и не выделялись слишком интенсивно.
В икебане не допускаются громоздкие элементы, слишком много разных материалов, чрезмерная заполненность композиции, пышность. Основной принцип – много свободного пространства, воздуха, чёткость и значимость каждого элемента. Закрепляются все детали кензаном или пеной для флористов, если материалы искусственные.
Даже несмотря на чёткие правила, научиться творить таким образом довольно непросто. Как любое искусство, икебана требует вдохновения, обучения, отдачи, фантазии. Специалисты рекомендуют в первую очередь попробовать несложные ансамбли и строгие, невычурные материалы.
Из чего можно сделать?
Изготовление икебаны своими руками в домашних условиях — очень увлекательный процесс. Тем более что это творческое мероприятие подразумевает использование самых разных элементов. Очень эффектно смотрятся композиции из природного материала: сухоцветов, сосновых веток, ветвей других деревьев, ёлки, разных листьев. Популярны и цветы: гладиолусы, орхидеи, нарциссы. Часто применяют детали из фоамирана, других материалов. В любом случае основа всего ансамбля — ёмкость.
Если вы всерьёз решили заняться икебаной, то рассмотрите возможность приобретения специальной подставки в основу – кендзана. Она легко заменима губками для флористов, пенопластом, песком, керамзитом. Важно учитывать, природные или искусственные материалы вы планируете использовать. В зависимости от этого подбирайте крепёж. После того как продумывается фиксация, выбраны сосуд и материалы, можно приступать к формированию треугольника.
Помните, что элементы не должны располагаться в одной плоскости, ансамбль должен быть объёмным вне зависимости от материала, асимметричным, многогранным.
Икебаны крупного размера могут включать несколько треугольников, но прежде чем приступать к созданию ансамблей такой сложной структуры, лучше попробовать сформировать простую.
Из цветов
Чтобы составить композицию из искусственных или живых цветов, понадобится сосуд: чаша, ваза, блюдце, кора, поднос. Цветы – невероятно красивые и совершенные элементы, поэтому сосуд не должен с ним спорить, скорее, слегка подчеркнуть всю красоту и хрупкость цветка. Подбирая ёмкость, продумайте, как она будет перекликаться по цвету с деталями ансамбля. Идеальная основа для скромного цветочного произведения – корзина или ваза из фаянса. Если вы предпочитаете роскошные цветы типа хризантем, лилий, роз, используйте более выразительные сосуды: вазы из стекла, фарфора.
Однотонный сосуд лучше всего подчеркнёт красочные цветочные элементы. Если же вы делаете центром ансамбля саму вазу, и она должна смотреться выразительнее, в качестве элементов в этом случае берут цветы скромных видов, ветви. Искусственный декор в современном стиле икебаны часто становится основным. Такие цветочные композиции не менее изысканны и изящны, при этом ухаживать за ними просто, а простоят они очень долго, если сравнить с живым цветком.
Розы — одни из самых востребованных цветов в икебане, их очень любят женщины, они поражают своим эстетичным благородным видом и потрясающим ароматом, долго стоят.
Простой мастер-класс икебаны из розы потребует:
- ёмкость: ваза, корзина;
- собственно цветы и декор;
- губка флориста;
- секатор, нож, ножницы.
Алгоритм:
- по дну сосуда выкладывается губка, которая предварительно была увлажнена;
- в центре размещается не слишком крупное растение;
- стебли подрезаем по необходимому размеру;
- устанавливаем цветы в корзинке;
- фиксируем;
- вносим декор по желанию и замыслу, завершая общую картину.
Из фруктов и овощей
Цветы — далеко не единственный материал для составления икебан. Необычно смотрятся ансамбли из фруктов, овощей. Часто применяют в качестве элемента цветную капусту. Петрушка, укроп, другая зелень прекрасно смотрятся в качестве декора. Фрукты великолепно дополняются ягодными гроздями, ветками рябины. Чтобы такая икебана выглядела интереснее, лучше подобрать основу нетривиальной формы. В ней можно разложить выбранные плоды или выставить на шпажках, добавив дополнительный декор.
Из сухих веток
Такие композиции очень распространены как в минималистическом стиле, так и более нарядном. Часто берутся сухие ветви голого типа для формирования футуристических ансамблей. Ветви ели, сосны отлично подходят для зимних, праздничных произведений, предназначенных в подарок к торжеству или как украшение дома. Хвойные ветви украшают шарами и другим декором. Сухие скромные ветки отлично дополняются цветами.
Предлагаем вам мастер-класс по созданию изящной композиции из сухих веток и георгинов. Можно использовать декоративные или настоящие ветки с ягодами, ветки боярышника, рябины.
Не бойтесь проявлять фантазию и хорошо присмотритесь к своему садовому участку.
Алгоритм работы:
- в ёмкости располагаются выбранные ветви;
- в процессе размещения ветки подрезаются, избавляются от лишних частей;
- центральная зона декорируется зеленью и выбранными ветвями;
- так как в композиции есть живые цветы, в вазу необходимо налить воду;
- выбираем георгины разного размера и высоты, включаем их в ансамбль;
- завершаем композицию правкой элементов.
Тематика
Очень важно вложить в ансамбль то настроение, которое владеет вами, ваше мировоззрение. Часто это может быть событие или просто воплощение погоды за окном. Времена года вносят определённые мотивы в икебану. Очень часто их составляют к какому-либо моменту, празднику, в подарок или для себя. Новогодняя, зимняя, рождественская тематика часто применяется в икебане, так же как и осенняя.
Очень популярны весенние ансамбли к 8 Марта или просто как олицетворение пробуждения природы ото сна.
Весеннее настроение воплощается в основном при помощи цветов: тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, фрезий и ветвей фруктовых деревьев. Прежде всего определитесь, какие из соцветий будут играть главную роль, а какие — второстепенную, вокруг этого строится весь ансамбль.
Алгоритм создания:
- готовим все элементы и инструменты;
- подготавливаем материал согласно размерам сосуда;
- фиксатор увлажняем, располагаем в ёмкости;
- вливаем воду до покрытия губки;
- убираем лишние листочки с цветов, подрезаем стебли;
- размещаем в центре более выразительные цветы;
- затем хаотично добавляем второстепенные цветущие растения;
- оформляем ветки фруктовых деревьев;
- небольшие цветы размещаем по краям, подчёркивая размер и выразительность центральных;
- поправляем все растения, придаём им нужное направление.
Осенние мотивы очень многогранны, они яркие, сочные и эффектные, при этом настроение увядания природы может быть как основным, так и полунамёком. Достаточно яркой ветви с красивыми осенними листьями, соединённой с цветами в тон, чтобы получить изящный ансамбль. Фантазия здесь ничем не сдерживается.
Предлагаем алгоритм по созданию осеннего мотива:
- по дну сосуда располагается фиксатор с шипами, его приобретают во флористических магазинах;
- ветви осеннего дерева, например, фруктового, прореживаются;
- придайте им необходимое направление и форму;
- зафиксируйте в ёмкости;
- подрежьте стебель выбранного цветка, например, розы, хризантемы;
- освободите их от лишней листвы;
- цветы расположите на разной высоте, например, розу выше, хризантему ниже;
- добавляем декор, расправляем ансамбль.
Красивые примеры в интерьере
Предлагаем вашему вниманию несколько красивых композиций, которые вы можете создать своими руками и украсить интерьер.
О том, как сделать икебану из бумаги, смотрите в видео ниже.