Каллиграфия

Готическая каллиграфия: особенности стиля

Готическая каллиграфия: особенности стиля

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Историческая справка
  2. Особенности готических шрифтов
  3. Что понадобится для занятий каллиграфией
  4. Как писать готическим шрифтом

Большинство современных людей при упоминании каллиграфии первым делом вспомнят знаменитую японскую школу этого утончённого мастерства. Но европейцам тоже есть чем похвастаться, и многие европейские стили ничуть не уступают восточным по красоте и сложности. Поэтому стоит рассмотреть особенности готической каллиграфии и ознакомиться с её историей.

Историческая справка

Первым, распространённым почти во всей Европе языком, был греческий. Для его записи пользовались греческим алфавитом с ровными начертаниями и без засечек. Созданный во времена Римской империи на основе греческого латинский алфавит уже содержал в большинстве своих начертаний чёрточки на заглавных буквах, однако, другие декоративные элементы популярностью не пользовались.

По мере распространения христианства возникала необходимость в большом числе религиозных книг, которые переписывались вручную в монастырях. Каждая из книг была уникальной работой, поэтому трудившиеся над ними монахи постепенно модифицировали начертания, стремясь сделать книги более красивыми и торжественными. При этом книги должны были быть понятны и жителям других стран, поэтому постепенно разрабатывались унифицированные системы письма. К середине X века самым распространённым в Европе начертанием стала созданная во Франции каролингская система письма.

Именно на её основе и появился первый и самый распространённый из готических шрифтов – текстура.

Своё название это письмо получило из-за того, что написанный им текст равномерно покрывал площадь страницы, образуя подобие тканевой текстуры.

Характерный внешний вид букв готики связан с тем, что для письма использовались обрезанные под определённым углом перья. Окончательно этот вариант написания оформился к XIII веку, и долгое время именно текстурой и её вариантами писались книги по всей Европе. Этот же шрифт был использован и при создании знаменитой библии Гутенберга — первой европейской печатной книги.

В Италии же с начала XII века получил распространение полуготический шрифт ротунда, который содержал в себе засечки, но в целом был более округлым, чем текстура.

Впервые термин «готическое письмо» был применён к текстуре и её вариантам художниками итальянского ренессанса в XV веке.

Будучи сторонниками возврата к эстетике античности, деятели Возрождения считали текстуру «варварским» вариантом письма, поэтому и называли её в честь одного из самых известных германских варварских племён.

Под влиянием ренессанса готика вытеснялась антиквой – привычными большинству современных людей шрифтами с минимумом декоративных штрихов. Дольше всего готика сохраняла популярность в Германии. Там же в XVII веке появился осовремененный вариант текстуры, известный как фрактура. Этот шрифт был ещё более декоративен, чем другие варианты готики, так как, кроме засечек, содержал также большое количество завитков и изломов. К началу XX века почти вся Европа массово перешла на антикву. Широкое использование готики сохранилось только в Германии и странах Балтии, но после Второй мировой войны отказались от готических шрифтов и они.

В настоящее время готические шрифты из-за сложности их чтения используются преимущественно в декоре. Большинство книг, периодической прессы и других видов текстов печатаются вариантами антиквы.

Особенности готических шрифтов

Готика – один из самых узнаваемых вариантов письма. Её характерные признаки:

  • вытянутые по вертикали буквы (в наибольшей мере это свойственно текстуре);
  • компактность (буквы располагаются близко друг к другу, иногда буквально на расстоянии штриха);
  • большое количество засечек и других декоративных элементов;
  • большое количество линий в буквах (нередко они состоят из нескольких отдельных элементов);
  • «изломанное» начертание большинства букв (не применяется в ротунде);
  • сочетание в буквах линий разной толщины (зачастую, кроме основного массивного контура, буквы, особенно строчные, содержат тонкие декоративные линии).

В каллиграфических готических шрифтах распространены лигатуры (слитное написание соседних букв).

Написанный готикой текст выглядит строгим и серьёзным, вызывает ассоциации с древностью, мистикой и религией. Он будет уместен в работах, связанных с финансами и банковским делом, историей, религией, эзотерикой.

Для поздравительных и рекламных текстов готические буквы нужно использовать с большой осторожностью – читать готику сложнее, чем другие шрифты, к тому же её применение может создать излишний пафос и официоз.

Что понадобится для занятий каллиграфией

Для того чтобы успешно освоить этот сложный вид начертания, вам понадобятся:

  • заранее распечатанные алфавиты, буквы которых вы хотите написать;
  • лист бумаги (на первых порах предпочтительнее использование прописей или специальных каллиграфических листов с разлиновкой);
  • карандаш и ластик;
  • ручка с широким пером (если вы только начинаете заниматься каллиграфией можно заменить перьевую ручку специальной каллиграфической);
  • чернила (желательно водостойкие);
  • промокательная бумага.

Рабочее место для занятий должно быть хорошо освещено и быть достаточно просторным. В первую очередь вам должно быть удобно. По возможности организуйте для письма наклонную поверхность.

Как писать готическим шрифтом

Самое главное правило готической каллиграфии – ручка во время написания букв должна находиться под углом в 45° к поверхности бумаги. Этот наклон обеспечивает «фирменное» готическое начертание.

В большинстве готических шрифтов действует правило высоты элементов относительно толщины наконечника пера. Высота большинства строчных букв составляет 4,5 толщины пера. Для заглавных букв это соотношение составляет 6 толщин пера. Наконец, восходящие и нисходящие элементы букв должны выполняться с высотой в 2 толщины пера. Поэтому для готической каллиграфии понадобятся прописи или лист с соответствующей вашему перу разлиновкой. Проще всего измерить соотношение высоты строки и толщины пера путём рисования «лесенки» или расположенных в шахматном порядке штрихов.

На готовом к письму листе в каждой строчке должны быть:

  • верхняя и нижняя линии для строчных букв;
  • по две дополнительные линии сверху и снизу для выносных частей;
  • дополнительная линия сверху (посредине между линией для строчных букв и линией выносных элементов) для написания заглавных букв.

При написании следует помнить, что перо всегда должно двигаться либо слева направо, либо от верхнего элемента к нижнему.

Обратные направления движения приводят к получению неровных штрихов. Для рисования тонких отсечек нужно пользоваться левым углом кончика пера. Начать практику можно с освоения одного из самых простых готических начертаний. Стрелочками на рисунке указано направление пера.

В следующем видео вы сможете понаблюдать за готическим письмом фрактурой.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.