Большинство современных людей при упоминании каллиграфии первым делом вспомнят знаменитую японскую школу этого утончённого мастерства. Но европейцам тоже есть чем похвастаться, и многие европейские стили ничуть не уступают восточным по красоте и сложности. Поэтому стоит рассмотреть особенности готической каллиграфии и ознакомиться с её историей.
Историческая справка
Первым, распространённым почти во всей Европе языком, был греческий. Для его записи пользовались греческим алфавитом с ровными начертаниями и без засечек. Созданный во времена Римской империи на основе греческого латинский алфавит уже содержал в большинстве своих начертаний чёрточки на заглавных буквах, однако, другие декоративные элементы популярностью не пользовались.
По мере распространения христианства возникала необходимость в большом числе религиозных книг, которые переписывались вручную в монастырях. Каждая из книг была уникальной работой, поэтому трудившиеся над ними монахи постепенно модифицировали начертания, стремясь сделать книги более красивыми и торжественными. При этом книги должны были быть понятны и жителям других стран, поэтому постепенно разрабатывались унифицированные системы письма. К середине X века самым распространённым в Европе начертанием стала созданная во Франции каролингская система письма.
Именно на её основе и появился первый и самый распространённый из готических шрифтов – текстура.
Своё название это письмо получило из-за того, что написанный им текст равномерно покрывал площадь страницы, образуя подобие тканевой текстуры.
Характерный внешний вид букв готики связан с тем, что для письма использовались обрезанные под определённым углом перья. Окончательно этот вариант написания оформился к XIII веку, и долгое время именно текстурой и её вариантами писались книги по всей Европе. Этот же шрифт был использован и при создании знаменитой библии Гутенберга — первой европейской печатной книги.
В Италии же с начала XII века получил распространение полуготический шрифт ротунда, который содержал в себе засечки, но в целом был более округлым, чем текстура.
Впервые термин «готическое письмо» был применён к текстуре и её вариантам художниками итальянского ренессанса в XV веке.
Будучи сторонниками возврата к эстетике античности, деятели Возрождения считали текстуру «варварским» вариантом письма, поэтому и называли её в честь одного из самых известных германских варварских племён.
Под влиянием ренессанса готика вытеснялась антиквой – привычными большинству современных людей шрифтами с минимумом декоративных штрихов. Дольше всего готика сохраняла популярность в Германии. Там же в XVII веке появился осовремененный вариант текстуры, известный как фрактура. Этот шрифт был ещё более декоративен, чем другие варианты готики, так как, кроме засечек, содержал также большое количество завитков и изломов. К началу XX века почти вся Европа массово перешла на антикву. Широкое использование готики сохранилось только в Германии и странах Балтии, но после Второй мировой войны отказались от готических шрифтов и они.
В настоящее время готические шрифты из-за сложности их чтения используются преимущественно в декоре. Большинство книг, периодической прессы и других видов текстов печатаются вариантами антиквы.
Особенности готических шрифтов
Готика – один из самых узнаваемых вариантов письма. Её характерные признаки:
- вытянутые по вертикали буквы (в наибольшей мере это свойственно текстуре);
- компактность (буквы располагаются близко друг к другу, иногда буквально на расстоянии штриха);
- большое количество засечек и других декоративных элементов;
- большое количество линий в буквах (нередко они состоят из нескольких отдельных элементов);
- «изломанное» начертание большинства букв (не применяется в ротунде);
- сочетание в буквах линий разной толщины (зачастую, кроме основного массивного контура, буквы, особенно строчные, содержат тонкие декоративные линии).
В каллиграфических готических шрифтах распространены лигатуры (слитное написание соседних букв).
Написанный готикой текст выглядит строгим и серьёзным, вызывает ассоциации с древностью, мистикой и религией. Он будет уместен в работах, связанных с финансами и банковским делом, историей, религией, эзотерикой.
Для поздравительных и рекламных текстов готические буквы нужно использовать с большой осторожностью – читать готику сложнее, чем другие шрифты, к тому же её применение может создать излишний пафос и официоз.
Что понадобится для занятий каллиграфией
Для того чтобы успешно освоить этот сложный вид начертания, вам понадобятся:
- заранее распечатанные алфавиты, буквы которых вы хотите написать;
- лист бумаги (на первых порах предпочтительнее использование прописей или специальных каллиграфических листов с разлиновкой);
- карандаш и ластик;
- ручка с широким пером (если вы только начинаете заниматься каллиграфией можно заменить перьевую ручку специальной каллиграфической);
- чернила (желательно водостойкие);
- промокательная бумага.
Рабочее место для занятий должно быть хорошо освещено и быть достаточно просторным. В первую очередь вам должно быть удобно. По возможности организуйте для письма наклонную поверхность.
Как писать готическим шрифтом
Самое главное правило готической каллиграфии – ручка во время написания букв должна находиться под углом в 45° к поверхности бумаги. Этот наклон обеспечивает «фирменное» готическое начертание.
В большинстве готических шрифтов действует правило высоты элементов относительно толщины наконечника пера. Высота большинства строчных букв составляет 4,5 толщины пера. Для заглавных букв это соотношение составляет 6 толщин пера. Наконец, восходящие и нисходящие элементы букв должны выполняться с высотой в 2 толщины пера. Поэтому для готической каллиграфии понадобятся прописи или лист с соответствующей вашему перу разлиновкой. Проще всего измерить соотношение высоты строки и толщины пера путём рисования «лесенки» или расположенных в шахматном порядке штрихов.
На готовом к письму листе в каждой строчке должны быть:
- верхняя и нижняя линии для строчных букв;
- по две дополнительные линии сверху и снизу для выносных частей;
- дополнительная линия сверху (посредине между линией для строчных букв и линией выносных элементов) для написания заглавных букв.
При написании следует помнить, что перо всегда должно двигаться либо слева направо, либо от верхнего элемента к нижнему.
Обратные направления движения приводят к получению неровных штрихов. Для рисования тонких отсечек нужно пользоваться левым углом кончика пера. Начать практику можно с освоения одного из самых простых готических начертаний. Стрелочками на рисунке указано направление пера.
В следующем видео вы сможете понаблюдать за готическим письмом фрактурой.