Китайская каллиграфия имеет богатую историю, знать которую не помешает тем, кто хочет освоить этот вид искусства. Кроме того, нужно изучить основы культуры, философии Поднебесной, а также понимать китайский язык. Это поможет почувствовать энергию каллиграфии, которую по психологическому и физическому воздействию на человека приравнивают к цигуну.
Возникновение каллиграфического мастерства
Китайская каллиграфия – древнее искусство. Она насчитывает не один десяток веков. Некоторые стили появились еще до нашей эры и со временем практически не изменились. Например, так называемые иероглифы печати – чжуаньшу – зародились в VIII веке до н. э.
В те времена владеть искусством каллиграфии было обязательно для каждого образованного человека, и даже сам император регулярно упражнялся в начертании иероглифов.
Появлялись разные стили написания, более или менее простые, геометрические или плавные, но отношение к каллиграфии оставалось прежним. Как тогда, так и в наше время это не просто умение красиво писать, это способ выразить свой, уникальный, внутренний мир, расслабиться и забыть о ежедневной суете.
Важно правильно настроиться, прежде чем приступать к занятиям. Все мышцы тела нужно максимально расслабить, сосредоточиться, выкинуть из головы все мысли и заботы.
Если тело будет расслаблено, оно не только не устанет и не затечет, наоборот, получит заряд свежих сил и бодрости. А сосредоточиться на самой технике легче, если знать, что именно воспроизводится на бумаге. Нужно не просто механически отображать те или иные символы, но помнить, что каждый из них имеет свое значение, и понимать, что же именно означает иероглиф.
Такое отношение к каллиграфии выработала сама история развития этого искусства. Древние мастера считали ее сродни цигуну по воздействию на психоэмоциональное состояние человека. Возможно, отчасти поэтому каллиграфия была искусством для образованных (а значит, и более состоятельных) людей – не только из-за наличия средств для покупки всех необходимых материалов, но и потому, что у людей простых не было времени на сосредоточенное и вдумчивое выведение иероглифов.
Стилевое разнообразие
Прежде чем приступать к занятиям каллиграфией, нужно получить хотя бы начальные знания о языке и научиться его понимать.
Письменность Китая является словесно-слоговой, то есть каждый отдельно взятый иероглиф передает или слово целиком, или его грамматически значимую часть. Произошли иероглифы от рисунков, которые были максимально упрощены для удобства и скорости письма. В китайском языке насчитывается около 5 тысяч символов, и их надо изучить перед тем, как браться за кисть.
Все это множество иероглифов можно разделить на несколько категорий.
- Пиктограммы. Это изображения, которые и стали основой письменности, ее первоначальная разновидность.
- Идеограммы. Изображают отдельные элементы реального мира, идеи. Находятся в тесной связи с пиктограммами.
- Фоноидеограммы. Включают в себя две составляющие – одна указывает на значение, другая – на звучание слова.
- Заимствованные иероглифы. Эти символы имеют свое значение, но используются для того, чтобы записывать другие слова.
Необязательно запоминать все символы по группам, главное – изучить значение китайской письменности, научиться понимать ее.
Что касается стилей каллиграфического письма, то их существует 5 – чжуаньшу, лишу, синшу, цаошу, кайшу и эдомодзи.
Одним из самых древних считается стиль чжуаньшу. Первые работы, выполненные в этой стилевой направленности, датируются VIII-III вв. до н. э. Это было официальное письмо царства Цинь, сейчас же является наиболее часто используемым стилем. Однако несмотря на распространенность, использование чжуаньшу ограничено только каллиграфией, поскольку даже коренные китайцы не могут прочесть текст, написанный этим письмом.
Следующий стиль, «дочерний» чжуаньшу, – лишу. Он появился во II веке до н. э. Его отличительная черта – расширяющиеся книзу горизонтальные и диагональные линии. Этот «хвост» по-китайски называется «головой шелковичного червя» и «гусиным хвостом». Сейчас для написания используется поздний лишу.
Синшу, называемый «бегущим» стилем, отличается тем, что при написании иероглифов кисть практически не отрывается от бумаги.
Цаошу – практически тот же курсив тоже является безотрывным, как и синшу. Надписи цаошу можно прочесть, если владеть специальными навыками.
Самым популярным на сегодняшний день является стиль кайшу. Он берет свое начало от стиля лишу и считается наиболее поздним стилем написания иероглифов. В кайшу черты, которые образуют символ, отделены друг от друга.
Стиль эдомодзи, вообще, не имеет отношения к китайской каллиграфии. Этот стиль пришел из Японии и используется при оформлении рекламных вывесок, плакатов и тому подобного.
Из всех этих стилей сложно выбрать наиболее легкий, что подошел бы для начинающих. В каждом есть свои особенности, тонкости, которые так сразу освоить будет сложно. Но те стили, в которых линии выводятся отдельно, новичку будет несколько легче изучить. Безотрывное письмо сложнее, неопытному каллиграфу будет труднее его изучить без базовых навыков.
Знание китайского языка относится к тем самым базовым навыкам, без которых трудно будет освоить искусство каллиграфии, о каком бы стиле ни шла речь. При этом необязательно знать язык в совершенстве, главное – понимать его.
Инструменты
Для занятий каллиграфией потребуются:
- бумага;
- кисть;
- тушь;
- тушечница.
В древнем Китае эти предметы называли четырьмя сокровищами ученого, относились к ним с соответствующим почтением и выбирали очень тщательно.
Так, бумага бралась специальная, при изготовлении которой использовалась измельченная древесная кора и рисовая солома. Еще раньше до изобретения бумаги в Китае писали на белом шелке. Стоимость этих (в частности) материалов для письма и сделала каллиграфию искусством для образованных, а значит – обеспеченных людей.
Для изготовления кистей бралась козлиная или заячья шерсть, которая хорошо впитывает воду и удерживает чернила. Форма кисти тоже имеет значение – она должна быть округлой по бокам и заостренной к кончику. Острый кончик позволяет выводить аккуратные, четкие линии, обеспечивает необходимую упругость письма. Для рукоятки использовались такие материалы, как бамбук, слоновая кость, нефрит, хрусталь, фарфор, сандал, рог быка, даже золото и серебро.
Тушь должна быть однородной, без комочков и крупных частичек, которые могли оставить пятна на бумаге. Производились чернила из сосновой сажи, свиного жира, растительных масел и ароматических веществ. Последние обеспечивали туши блеск и предохраняли от потускнения. Все эти ингредиенты смешивали, просушивали и формировали в брикеты.
Прежде чем использовать чернила, их растирали в тушечнице, к которой тоже предъявлялись свои требования. Ее стенки должны были быть негладкими (чтобы можно было легко растереть вещество) и не слишком шероховатыми, иначе частички получились бы крупнее, чем нужно. Только мелкозернистая поверхность позволяла растереть чернила так, как нужно.
Сейчас широкий выбор материалов для любого творчества, в том числе и для каллиграфии. Однако понимание, какие именно чернила, кисть или бумага подходят лучше всего, можно получить только в процессе работы, экспериментируя с материалами разных производителей.
Обучение китайской каллиграфии смотрите в следующем видео.