Кисти для каллиграфии: виды, правила выбора и советы по применению
Каллиграфия – это красивый, витиеватый почерк. Инструментов для такой письменности может быть много, но сегодня мы поговорим о кистях. Считается, что каллиграфия зародилась в Китае, поэтому рассмотрим особенности именно китайских кистей.
Особенности
Специалисты предпочитают для каждой техники исполнения подбирать определенный инструмент. По некоторым данным, всего существует около 200 различных видов кистей. Для удобства пользователей на ручке инструмента маркерами пишут информацию о типе иероглифов или стилистическом направлении, для которого она предназначается, а также о том, из чего конкретно кисточка сделана.
Некоторые производители также указывают процентный состав ворса.
Как выбрать?
Перед тем как выбрать тот или иной вариант инструмента, следует понимать, что все кисти для китайской письменности должны быть сделаны из натурального меха. Это объясняется тем, что данный материал лучше впитывает краску и чернила, а также обеспечивает более комфортное скольжение по бумаге, нежели кисти, сделанные из синтетического сырья. Каллиграфические кисти могут использоваться не только для письма, но и для некоторых видов живописи.
Существует несколько классификаций каллиграфических кистей. Рассмотрим их все.
- По размеру различают большие, очень большие, средние и совсем маленькие кисти.
- По длине ворса рабочей части существует короткий, средний и удлиненный волос. Чем длиннее ворс, тем более изящную линию можно провести. Однако тем сложнее и работать таким инструментом.
Кисти разделяют по степени жесткости.
- Янхао – мягкие кисти. Их обычно делают из козьей шерсти. Работать ими, как правило, легко и удобно, рука не напрягается и не устает. Мягкие волокна удерживают больше влаги, поэтому изображение получается более качественным.
- Ланхао – жесткие кисти. В дословном переводе это слово означает «желтый волк», поэтому их часто именуют волчьими. На деле же для их изготовления используется шерсть собаки. Более качественным считается конский волос, а также медвежий, олений и барсучий мех. Такие экземпляры более дорогие. Они предназначены для прорисовки тонкого контура, а также для более четкого рисунка мелких деталей.
- Цзяньхао – комбинированный вариант. Такие инструменты могут состоять из волоса разных животных разной степени жёсткости, например, из кроличьего и собачьего или козьего и барсучьего меха. Комбинированные кисти позволяют создавать четкие правильные линии, хорошо удерживают чернила.
Для изготовления каллиграфических кистей используется мех различных животных. Здесь есть наиболее популярные разновидности.
- Козий мех мягкий и послушный, кисти идеальны в качестве первого рабочего инструмента, имеют длинный ворс, средний или большой размер.
- Колонок – более жесткий мех, инструменты из него могут быть любого размера, подходят для подробной прорисовки деталей, рекомендуются для более опытных специалистов.
- Кисточки из заячьей шубки имеют жесткий мех, небольшой размер волосяной части, предназначены для написания иероглифов небольшого размера. Это редкий и дорогостоящий экземпляр.
- Кисти из куриного или лебяжьего пуха в чистом виде встречаются крайне редко, и чаще всего комбинируются с мехом колонка. Довольно сложны в применении.
- Конский волос тоже редко используется для каллиграфии, обычно его подделывают мехом козы или другим длинным ворсом.
- Свиная щетина – очень жесткий материал, поэтому при изготовлении кисточек щетину расщепляют специальным способом. Однако, особой мягкости добиться не удается, поэтому использовать такие инструменты при письме крайне неудобно.
- Растительные волокна – под ними подразумевается бамбук, тростник или волокна других деревьев, которые предварительно расщепляют и придают им некоторую мягкость. Впрочем, мягкими такие кисти не назовешь, их используют исключительно для начертания иероглифов больших размеров.
Как изготавливают?
Особенность китайских кистей заключается в том, что полностью модернизировать весь процесс их производства невозможно. Некоторые этапы их изготовления очень специфичны и их нельзя механизировать. Например, ворсовая часть инструмента изготавливается исключительно вручную. Ручки у экономичных моделей изготавливают из бамбука или других пород дерева. Ворс у таких кистей предварительно пропитывают крахмальным раствором, чтобы он не повредился при транспортировке.
Перед первым применением их следует размочить в воде, чтобы крахмал растворился. Для более дорогих версий китайских каллиграфических кистей может быть использован фарфор, кость животных и другие ценные материалы. Некоторые кисти инкрустированы стразами и драгоценными камнями. Такие вещи нередко являются настоящими произведениями искусства, а их стоимость очень велика. В крахмале их не обрабатывают, и они сразу готовы к работе. В продаже существуют целые подарочные наборы, состоящие из кистей разного размера с разными ручками. Особым шиком считаются предметы из нефрита – этот камень в Китае в особом почете.
Некоторые кисти имеют встроенный резервуар для жидкости – воды или краски. Это особенно удобно, если, например, нужно взять кисть с собой в дорогу, так как нет необходимости брать флакон с жидкостью, которая может пролиться.
Ручки у таких экземпляров обычно из пластика. Такое приспособление имеют кисти-маркеры – это попытка сочетать в себе два средства для рисования одновременно. Они состоят из пластикового контейнера, в котором содержится краска, и, собственно, кисточки. Однако этот вариант годится скорее для любителей, профессионалы предпочитают классические инструменты.
Как ухаживать?
После каждого применения инструмент для письма следует тщательно мыть в теплой воде, чтобы смыть следы туши или краски. После мытья лишнюю влагу с волосков следует аккуратно отжать пальцами и оставить кисть до полного высыхания. Сушить приборы для письма следует в висячем положении, ворсом вниз. Кисточка подвешивается на специальную подставку с крючками за петельку – на правильном приборе она обязательно должна быть. Если предполагается, что письменную принадлежность нужно будет часто транспортировать, рекомендуется приобрести специальный пенал, чтобы избежать возможных повреждений.
Как и у фломастера, у каллиграфической кисти должен быть защитный колпачок. Только если у первого он служит для того, чтобы стержень не высыхал, в случае с кистью все с точностью до наоборот – пока кисть не просохнет, надевать на нее колпачок не стоит.
Если деревянная ручка покрыта лаком, такую поверхность не следует обрабатывать спиртом. Свежие пятна от краски смываются мыльным теплым раствором.
О том, как выбрать кисть для каллиграфии, смотрите далее.