Каждый из нас хотел бы научиться писать красивым каллиграфическим почерком. Однако задумывались ли вы об истории каллиграфии, ее истоках, основателях и особенностях самых первых шрифтов? В этой статье вы узнаете всю полезную и интересную информацию о каллиграфии, ее видах и особенностях обучения азам такого письма.
Что это такое?
Дословно с греческого перевода каллиграфия переводится как «красиво писать», чуть позже появилось более популярное определение каллиграфии – искусство грамотно и красиво писать. Ключевым словом в этом определении является именно искусство. В каждом народе каллиграфия была неотрывно связана с чем-то сакральным, священным, на что опирается как любая художественная, так и вокальная деятельность.
Наибольшую связь с искусством каллиграфия получила на Востоке – в Японии, Корее и Китае, где она тесно переплеталась с природой, фольклором, религией и традициями. Во многих странах, где главной религией считается ислам, каллиграфическая письменность является практически единственным средством выразительности.
Развитие и укоренение каллиграфии напрямую связано с общей историей развития письменности, внедрения новых шрифтов и появления бумаги. Следовательно, самые первые предпосылки возникновения каллиграфии возникли еще во время наскальной живописи, пройдя огромный временной период от клинописи до создания полноценного алфавита.
Изначально вся общеевропейская письменность развилась на базе греческого и этрусского алфавитов. При этом разные варианты интерпретации шрифтов существовали задолго до самой греческой империи. Общеизвестно два вида древнего почерка – первый использовался исключительно в украшении памятников, архитектурных строений и документов, второй был более простым, житейским и использовался в написании книг, писем, рукописей и афиш.
Интересно то, что греческий алфавит по-разному отразился на отдельных религиях и народах. К примеру, римляне стремились к упрощению этого шрифта, чтобы сделать его более практичным и полезным в повседневной жизни. В то же время христианство способствовало расширению образов греческого алфавита, сделав его пропорции более вариативными и индивидуальными в процессе переписывания Библии.
В V веке нашей эры стал активно развиваться так называемый унциальный шрифт, который отличался тем, что все буквы в тексте или фразе стояли по отдельности и не имели контактов друг с другом. Здесь же появились так называемые буквицы – заглавные буквы в начале всего абзаца, которые по высоте занимали от 2 до 5 строк. Вскоре этот вариант шрифта стал распространяться по всей территории Европы, что привело к созданию его многочисленных вариаций на основе местных традиций и правил.
Значительное влияние на формирование шрифтов того времени оказал Карл Великий. Именно им примерно в VIII веке было принято решение о создании одного общего шрифта с едиными правилами и функциями главных и маленьких букв. Это решение также предполагало, что буквы в словах и фразах будут писаться слитно – это было первой попыткой на пути к упрощению связи букв и слов, а также межбуквенного интервала. Такой шрифт получил знаковое название – каролингский минускул. Примечательно, что некоторые правила в написании этого шрифта сохранились и по сей день в нашей письменной речи.
Начиная с XI века практически во всей Европе получил широкую популярность так называемый готический стиль, который стал «отцом» самого готического шрифта. Этот новый шрифт предлагал дотоле неизвестные унциальные пропорции и формы, заменив всю угловатость и прямоту греческих символов. Эти формы просуществовали вплоть до самой эпохи Возрождения, где были заменены на уже классические греческие. Петрарка, который считается зачинателем европейской каллиграфии, назвал эти символы антиквенными.
Некоторые могли бы думать, что создание печатного станка в XV веке неминуемо привело к уменьшению популярности письменных шрифтов и самой каллиграфии, однако это не совсем так. Дело в том, что все инструменты и отпечатки в станках были созданы исключительно на основе печатных букв. В то же время печатные станки получили популярность далеко не сразу – такое письмо было не каждому по карману и занимало довольно много времени.
Примерно с начала XVII века, когда печатные станки получили большую популярность на территории Европы, каллиграфические шрифты стали постепенно отдаляться от своей прямой функции. Они стали инструментом в оформлении элементов письма и декора. Рукописные книги того времени, созданные благодаря каллиграфическим шрифтам, отличались большей оригинальностью и дороговизной – их покупали только богатые и зажиточные люди, стремящиеся к искусству.
Каллиграфия не исчезла и в XVIII-XIX веках, с помощью ее шрифтов продолжали писать официальные документы, любовные письма, указы, приглашения, открытки, афиши театров. В то время еще оставались люди, которые считали возрождение каллиграфии своим призванием. Ярким примером таких личностей можно считать Вильяма Морриса и Эдварда Джонстона.
Если до XVII века каллиграфия оставалась искусством самовыражения не только через сам текст, но и через то, как именно он написан, то сегодня эта функция практически исчезла на фоне создания высоких технологий. В наше время, когда прекрасные шрифты может создать любая компьютерная программа по работе с текстом, каллиграфия стала чем-то вроде красивой обложки, в которую облачают текст.
Несмотря на это, даже сегодня все еще остаются люди, готовые защищать это искусство. Более того, многие эксперты сравнивают каждого художника с каллиграфом, поскольку эти виды искусства крайне плотно связаны друг с другом. Кроме того, существуют специальные стили письма картин, в которых на передний план выступают не какие-то определенные образы или изображения, а мазки, узоры и символы с глубоким смыслом – точно как в каллиграфии.
Для чего используется?
Для людей, которые родились в ХХ веке, красивый, грамотный и гармоничный почерк являлся эталоном правильной и здоровой личности. Уже тогда существовало большое количество профессий, которые требовали от исполнителя не только идеальной грамотности, но и красивого каллиграфического почерка. С каждым годом интерес к этим профессиям угасал, некоторые из них и вовсе потеряли надобность из-за развития машинной индустрии и компьютерных технологий.
Если еще до начала XXI века все документы в учреждениях стран СНГ выписывались и выдавались именно в письменном виде (где каллиграфический почерк в основе документа был частью церемонии – выдача документов о браке или паспорта, свидетельства о рождении), то уже совсем скоро рынок завоевали печатные документы с причудливыми цифровыми шрифтами.
Исходя из этого, можно было бы подумать, что каллиграфия полностью потеряла свою актуальность в современном мире. Однако это не так. Для опытных и талантливых каллиграфов и сегодня найдется работа. Их помощи просят при составлении романтических писем, оформлении открыток, создании грамот, плакатов, даже в оформлении домашнего интерьера и составлении официальных логотипов. Современные технологии позволили многим каллиграфам выйти на цифровой рынок – сегодня они стали графическими дизайнерами и архитекторами.
Каждый из нас встречается с каллиграфией каждый день. Большинство религиозных писаний составлены именно с помощью трудов каллиграфов, исторические рукописи, которые мы видим в музеях и на выставках, также отреставрированы опытными каллиграфами. Даже современное молодежное искусство граффити часто носит в себе зачатки каллиграфии.
Несмотря на то что сегодня большая часть документов составляется именно с помощью компьютера, некоторым из нас все же приходится иметь дело с письменными бумагами. Сразу стоит сказать, что каллиграфия подразумевает не только красивую, но и правильную письменность – таким образом, любой текст, написанный каким-либо видом каллиграфии, будет априори понятным и разборчивым. Особенно этот вопрос будет актуален для тех специалистов, которые имеют постоянный контакт с людьми и цифрами: врачи, милиционеры, товароведы, бухгалтеры, учетчики. Правильность и разборчивость почерка в этих профессиях напрямую сказывается на общей работоспособности.
Специалисты уверены, что каллиграфическая деятельность стимулирует мозговую активность, развивая в человеке внимательность, многозадачность и концентрацию. В случае письма обычной шариковой ручкой нам практически не нужно думать о ее движениях – она скользит по бумаге, изображая уже привычные для нас символы и сочетания букв. Однако, когда речь идет о каллиграфии, человеку приходится следить за каждым движением, штрихом и направлением, чтобы добиться идеального результата. Некоторые специалисты уверяют, что каллиграфия воспитывает в человеке дисциплинированность и педантичность, помогает доводить дело до конца. Воздействие каллиграфии на мозг человека сравнивают с игрой на скрипке, однако для последнего требуется талант, а первому может научиться практически каждый.
Воспитание дисциплинированности и усидчивости – не единственные задачи каллиграфии. Для того чтобы изобразить красивый и необычный узор, нужно обладать значительной долей воображения и фантазии. Таким образом, обучение каллиграфии развивает также и творческие способности, именно поэтому в некоторых зарубежных странах ее вводят в школьную и студенческую программы.
Опытные каллиграфы отмечают, что каллиграфия помогает им расслабиться и отвлечься от тревожных раздумий и переживаний. Максимальный уровень концентрации внимания делает человека невосприимчивым к внешним и внутренним раздражителям во время всей процедуры работы.
Каллиграфия означает не только правильность и красоту написания, но и аккуратность. Особенно это актуально для подростков и школьников, которые оставляют в своей домашней или классной работе кучу клякс. Работа с чернилами организует молодых людей аккуратнее обращаться с кистями и перьями, что благоприятно скажется на дальнейшем обращении с обычной ручкой.
Оказывает каллиграфия влияние и на развитие мелкой моторики. Она требует четкого соблюдения определенного стиля письма, при котором руки должны четко следовать заранее обозначенным линиям. Каллиграфия помогает следить за каждым движением, доводит до совершенства движения пальцев, справляется с дрожью в руках.
Виды
На сегодняшний день в мире существует несколько видов каллиграфии, они отличаются стилем письма, сферой использования, а также сакральным значением, вложенным в письменные символы.
Японская
Считается в какой-то степени эталоном и вдохновителем всей современной каллиграфии. В Японии это искусство появилось еще в начале VII столетия. На основе некоторых символов, позаимствованных из Китая, японскими мастерами были созданы несколько собственных уникальных стилей. Созданные стили отличались куда большей выразительностью, экспрессией и простотой. Японцы стремились внести в эти стили свой сакральный глубокий смысл, который бы символизировал не просто слова, а целые понятия, образы или значения.
С XVII по конец XIX века в Японии активно формировались новые стили письма – кабуки-модзи и дзё-рури-модзи. Изначально они использовались только для составления и украшения театральных афиш одноименных театров – Кабуки и Дзёрури. Постепенно оба стиля также укоренились в японской культуре и стали частью истории их письменности.
Секрет японской каллиграфии в том, что она одновременно требует от своих мастеров полной сосредоточенности, но и расслабленности в момент самого исполнения. Если говорить просто, то мастера во время письма должны быть внутреннее сосредоточены, но движения их рук и кистей остаются плавными и мягкими. На развитие каллиграфии здесь оказал огромное значение дзэн-буддизм, некоторые техники которого основывались именно на каллиграфии. Считалось, что она позволяет эффективнее медитировать и быстрее познавать себя.
Примечательно то, что сегодняшние дни не оказали на японскую каллиграфию негативного воздействия. Вся их современная культура базируется на древней символической письменности, которая, в свою очередь, стала основой для создания новых стилей и направлений. К примеру, в середине ХХ века в Японии была зарегистрирована Ассоциация мастеров современной каллиграфии. Эта организация успешно занимается своим делом и сегодня, каждый год демонстрируя на своих выставках древние и современные примеры каллиграфического искусства.
Во второй половине ХХ века в Японии начался новый этап развития каллиграфии. Это направление появилось благодаря созданию многих абстрактных стилей, в которых иероглифы потеряли свое изначальное значение. Абстрактная стилистика позволила японским каллиграфам находить более креативные и необычные подходы в отображении своих мыслей и образов. Особенность таких техник заключается в том, что, несмотря на свою неординарность, они сохранили в своей основе традиционные методы владения кистью и чернилами.
Для многих современных мастеров японская каллиграфия является заветной целью, к достижению которой они идут целые годы.
Арабская
На арабском языке это искусство носит название «хатт» или «хутут». Так же, как и в Японии, арабская каллиграфия занимает одно из ключевых значений в арабской культуре и искусстве. Самые первые попытки укоренения каллиграфии предпринимались исключительно на основе копирования Корана после замены пергамента на более плотный и качественный материал – бумагу. В ту эпоху переписывались практически все рукописи, а самая главная – Коран – в первых рядах.
Благородное искусство каллиграфии наделило особенным и даже священным смыслом все написанные с помощью нее знаки и символы. В Средневековье многие из арабских правителей того времени брали на себя смелость написать Коран за свою жизнь, однако до этого они обязаны были научиться первичным правилам каллиграфии.
Уже в IX веке эти правители собирали вокруг себя и своих дворцов настоящие библиотеки с тысячами книг, пытаясь тем самым приобщиться к божественному. Такие библиотеки или центры стали называться «домами мудрости» или «Дар аль-хикма» – в них над переписью и написанием книг ежедневно трудились сотни переводчиков, каллиграфов и переписчиков. Благодаря тесной связи Корана и каллиграфии арабский народ верил, что эта работа возвышает их над другими людьми и прощает тяжелые грехи.
Совместно с переписью Корана с помощью каллиграфических шрифтов арабские мастера принялись за перепись книг и учений по медицине, истории, военному делу. Чуть позже появились первые сборники поэзии и прозы, написанные прекрасным каллиграфическим почерком. Кроме того, с помощью каллиграфии уже тогда в книгах создавались чертежи, рисунки, карты и схемы.
У арабской каллиграфии есть и свои особенности – например, Коран, или главная священная книга мусульман, напрямую запрещает изображения людей, животных, а также самого Аллаха. Считается, что это побуждает людей поклоняться несуществующим или чужим богам, как это делают все чужаки. Именно поэтому любые изображения живых существ, даже если они никак не относятся к религии, в этой культуре строго запрещены. Однако, если при каллиграфии использованы лишь символы или слова, которые объединяются в какой-то общий рисунок живого существа – запрету это подвергаться не будет.
Коротко об арабских стилях. В начале зарождения каллиграфии на арабских территориях существовал всего один стиль письма – «хиджази». Со временем этот стиль подвергался модернизации и изменениям, благодаря которым появились современные 6 основных стилей письма, которые также называются «большой шестеркой». Каждый из этих стилей использовался исключительно в определенной области жизни: к примеру, стиль «дивани» задействовался только в написании важных дипломатических бумаг и документов, стиль «насталик» более известен в качестве религиозного стиля письма – его использовал узкий круг людей, имеющих доступ к дополнению Корана пояснениями. Самым распространенным стилем является «рикаа», который используется только в бытовой сфере.
Стиль почерка определенного человека мог зависеть не только от сферы его использования, но и от других важных факторов. Выбор стиля в данном случае мог основываться на место и время написания текста или символа, цвет чернил, а также на самочувствие или убеждения самого мастера. Например, некоторые каллиграфы предпочитали использовать только тушь, побывавшую в Мекке – ее считали священной и обязательной для святых страниц Корана. С распространением книг на территории арабских государств появилась надобность в более быстрой переписи книг. Именно поэтому предпочтение вскоре стали отдавать быстрым стилям письма, таким как «рукаа».
Огромное значение в арабской каллиграфии имели пропорции написанных символов. Дело в том, что в этой культуре искусство каллиграфии воспринималось с такой же точностью, как физика или алгебра. При написании любых слов или символов высчитывалась строго определенная высота букв и целых слов в строке. Так, в зависимости от использованной буквы ее длина могла состоять от 2 до 3 ромбов.
Для того чтобы четко контролировать размеры букв и слов, арабскими каллиграфами был разработан специальный алгоритм, по которому высчитывалась длина всей буквы. Стандартом и базисом для написания слов служила первая буква арабского алфавита – алиф. Внешне она представляет собой четкую вертикальную черту. Минимальной единицей измерения в арабской письменности считается точка, в то же время высота алифа составляет в среднем 12 точек, а ширина – около 1 точки. Также высота алифа используется для чертежа круга, в который должна поместиться любая буква арабского алфавита. Из описанного можно понять, что все пропорции, установленные арабскими каллиграфами, зависят от трех величин: ширина, высота алифа и его окружность.
Корейская
Во многих странах Востока каллиграфия являлась настоящим искусством, которое передавалось из поколения к поколению на протяжении сотен лет. И корейская каллиграфия вовсе не исключение – здесь мастерами используется так называемая ханча (иероглифы) и хангылъ (фонетическая азбука) для создания своих шедевров.
Так же, как и в Японии, каллиграфия появилась на корейских землях примерно в III-IV веке нашей эры благодаря широкому распространению китайской письменной речи по всем восточным территориям. На данный момент система корейской письменности значительно отличается от китайской, однако точно известно только одно – здесь каждый знак, символ и черточка также носит в себе глубокий смысл и значение.
Еще 1,5 тысячи лет назад, через пару веков после введения китайской письменности, по манере письма древних корейских каллиграфов можно было легко понять, какой деятельностью они занимаются. Для ученых символы языка были строгими, последовательными и сдержанными, они символизировали практичность, законченность и закономерность. Для художников иероглифы китайского алфавита были мостом между физическим и внутренним миром, что позволяло создавать им причудливые, легкие и непринужденные символы и слова.
Отличное знание каллиграфии и письменности говорило не только об образованности человека, но и о его статусе. Для изучения этого сложного искусства часто требовались не месяцы, а целые годы, которые в избытке были только у обеспеченных членов общества.
Стоит сказать, что в корейской истории каллиграфия играет очень важную роль. Практически сразу после создания первых высших учреждений образования каллиграфия была введена в обязательную программу обучения. А затем, еще в первые годы существования Трех государств, для того чтобы быть принятым на государственную или военную службу, следовало пройти ряд определенных испытаний. В зависимости от рода службы и занимаемой должности корейские жители должны были проявить свое знание китайской литературы и поэзии. В частности, от экзаменуемого требовалось сочинить стихотворение на определенную тему, при этом следовало выбрать тот почерк, который больше подходил бы под его тематику.
Введение таких строгих норм для поступления на государственную службу побудило многих состоятельных корейцев вплотную заняться изучением каллиграфии. Помимо основного экзамена, вскоре стали проводиться дополнительные экзамены на письменность для тех, кто желает заниматься переписью или записью текстов (писцы и писари). Таким образом, фактически знание каллиграфии позволяло людям постепенно добиваться определенных высот и двигаться по карьерной лестнице.
Следует сказать, что китайский алфавит долго был частью корейской письменной культуры, даже несмотря на введение в 1446 году собственного национального алфавита под названием «хангылъ». Вплоть до конца XIX века китайская письменность использовалась на самом высоком уровне – в составлении официальных государственных и юридических документов. Кроме того, от китайского алфавита корейская каллиграфия переняла самое главное – глубокий контекстный смысл символов и букв. Именно у корейского народа каллиграфия смогла раскрыть свой потенциал в качестве аспекта искусства.
Некоторые эксперты считают, что юных и неопытных корейских художников направляли на первичное обучение именно к мастерам каллиграфии. Считалось, что такое обучение позволит не только дисциплинировать молодых людей, но и вдохновить их, развить в них творческое начало. Там ученики также проходили определенные экзамены, в ходе которых требовалось написать определенный символ или группу символов. Оценка написанного производилась по таким же требованиям, как и оценка полноценной картины: композиция, выбранные оттенки, насыщенность и красота мазка, индивидуальность образов. Здесь красота заключалась совсем не в строгом соблюдении каких-то догм или формул, а в общей картине написанного и гармонии всех образов, которые входили в ее состав.
Если говорить о технике корейской каллиграфии, она отдает большее предпочтение именно творческому началу в письме: умению правильно расставить приоритеты в образах, выбрать интересную композицию и форму символа. Несмотря на то что некоторые учащиеся каллиграфы представляли идеально написанные символы и образы, их часто не допускали к желаемой должности исключительно из-за «пустоты» и посредственности написанного.
Не стоит думать, что техническая составляющая корейской каллиграфии отходила на последний план в составлении текстов – вовсе нет. Идеальное знание законов расстановки и пропорций считалось априори обязательным, уже после этого мастер приступал к работе над наделением своей письменности образами и индивидуальной красотой. Чтобы добиться такой техники, некоторым приходилось изучать искусство каллиграфии на протяжении не одного десятка лет. Самое главное в такой технике – философское осознание написанного, которое приходит лишь с крайней сосредоточенностью и дисциплиной.
Как и многие другие виды корейских искусств, вся каллиграфия этого народа базируется на традициях, фольклоре, а также на преданиях о силе и могуществе природы. Самые опытные древние мастера каллиграфы всегда считали, что любой мазок, любой штрих и символ должны носить в себе часть чего-то живого и гармоничного – будь то перо птицы, ветвь дерева, морская волна или облака. Именно в этом и заключается основное отличие корейской письменности от современной типографской – машина никогда не будет в состоянии полностью передать какой-то образ или идею. Присущая корейской каллиграфии абстрактность сделала ее неограниченным источником воображения у мастеров и художников.
Турецкая
До возникновения книгопечатания на территории Турции главным способом оформления и переписи текста оставалась именно каллиграфия. История и культура этого народа тесно связаны с этим искусством – оно символизирует свободу самовыражения, полета мысли и красоты. Как и во многих других странах, турецкая каллиграфия еще в Средние века стала полноценной учебной дисциплиной, знание которой было необходимо для многих профессий.
История развития каллиграфии на турецких землях связана, прежде всего, с усовершенствованием инструментов для чистописания и техник письма. Изначально для письма использовались птичьи перья и кисти, затем пришла очередь стилуса, а чуть позже – перьевой ручки.
Первые попытки создания индивидуальной каллиграфии на турецких землях появились еще в VII-VIII веке нашей эры, однако основательное влияние на ее развитие оказал шейх Хамдуллах (1429-1518) – один из самых опытных каллиграфов того времени.
До конца XIX века турецкая каллиграфия играла огромную роль во всей картине исламского искусства. Однако с введением учебной и письменной реформ и переводом основной части книг на латиницу некоторая самобытность этого искусства была утрачена.
Как и многие азиатские страны, Турция невероятно бережно относится к своей истории и традициям. Поскольку каллиграфия всегда играла в них существенную роль, султаном Байязит II было принято решение о создании единственного во всей Турции музея каллиграфии в Стамбуле. Уже после этого Стамбул стал неофициальной столицей всей исламской каллиграфии. В музее можно обнаружить старинные инсталляции, свитки и рукописи, монограммы, символизирующие дух средневековой каллиграфии. Также там можно встретить сотни уникальных каллиграфических инструментов.
Изначально инструментом для каллиграфического письма служило обыкновенное тростниковое перо, чуть позже в производство таких перьев стали внедрять дерево и металл в основе наконечников и держателей. Сегодня большая часть этих инструментов была заменена на более современные перья, а также всевозможные ручки (перьевые, шариковые). Именно с появлением шариковых ручек в Турции каллиграфия получила широкое распространение среди обычных людей. Такие ручки были дешевыми, легкими в управлении и довольно гибкими. Перьевые же ручки становились собственностью зажиточных людей, выступая в роли своеобразного делового аксессуара, без которого нельзя было выйти в свет.
Европейская
Эта разновидность каллиграфии объединят в себе сразу несколько направлений, которые, однако, объединены общей чертой – все эти стили начали свое развитие с появлением на европейских землях христианства. Первые каллиграфические тексты касались именно переписи и перевода священных текстов Библии и святых писаний.
Особенность такой каллиграфии была в том, что она не требовала от своего владельца какого-то вдохновения или полета фантазии, здесь красота и ценность написанного напрямую зависели только от мастерства самого каллиграфа. Поскольку Библия нуждалась в как можно более скором переписывании и копировании, от мастеров не требовалось ничего, кроме безупречного владения грамматикой и каллиграфическими догмами.
Самые яркие примеры европейской каллиграфии можно встретить в орнаменте и писаниях религиозных книг, в росписи храмов, икон, нарядов священнослужителей, а также других религиозных аксессуаров. Особенность такой каллиграфии заключается в предельной строгости к пропорциям символов и знаков. В отличие от восточноазиатской каллиграфии здесь редко допускаются дополнительные авторские украшения и образы в составлении книг и росписи икон.
Инструменты и материалы
Для достижения определенных высот в каллиграфии понадобится немало дорогостоящих инструментов, которые будет непросто найти в городе. Ниже вы сможете ознакомиться со списком предметов, которые понадобятся как на этапе обучения, так и по достижению высоких результатов в каллиграфии.
Перья подразделяются на две отдельные группы: остроконечные и ширококонечные.
Ширококонечные перья обычно продаются сразу с тушедержателем (своеобразная пластинка из металла или пластика поверх самого пера). Если его нет, то тушедержатель можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. Самыми известными марками ширококонечных перьев считаются следующие.
- Leonardt – считаются самым бюджетным и легкодоступным вариантом перьев. Продаются как в магазинах для художников, каллиграфов, так и в интернете.
- SpeedBall – более дорогой вариант качественных перьев с двумя тушедержателями. Отличаются удобством, пластичностью и большим сроком службы.
- Brause&Co – профессиональные жесткие перья с тушедержателем. Самые дорогие и качественные из этого списка благодаря уникальной жесткости и срока службы.
Каллиграфия, так же, как и другие виды искусства, открывает двери не только для правшей, но и для тех, кто лучше владеет левой рукой. В этих моделях скос среза идет именно справа налево, а не наоборот.
Также существуют универсальные ширококонечные модели перьев для правшей и левшей, например, модель «Pilot Parallel Pen». Эти перья японского производства работают на автоматике и отличаются плотным широким срезом. Размер среза может отличаться в зависимости от стиля письма, вы сможете найти эти перья с размерами от 1 до 6 миллиметров.
Остроконечные перья требуют определенного стиля письма «с нажимом». Такие перья имеют специальную сколу или расщеп, которые под действием давления расширяется, с помощью чего и образуются более широкие или более тонкие линии.
Самыми бюджетными вариантами считаются перья «Звездочка» и Leonardt. Они не особенно пластичные, однако долго служат и поддерживают большинство тушей.
Идеальными вариантами перьев для неопытных каллиграфов являются модели «Brause Steno», «Brause Rose», «Brause Extra Fine 66». Это остроконечные, удобные и недорогие перья с небольшим расщепом.
Для тех, кто хочет получать от работы не только профессиональное, но и эстетическое удовольствие, продаются специальные винтажные перья. По структуре они более пластичные, мягкие и удобные, с помощью них легко научиться красиво писать. Также они зачастую украшены множеством причудливых знаков, засечек и набивок, которые как будто бы переносят вас во времена Средневековья. Такие перья из-за своей нежной и мягкой структуры очень часто ломаются и сами по себе стоят очень дорого.
После того как вы обзавелись перьями, бумагой и другими инструментами, можно приступать к их заправке. Наверняка многие из вас видели, как в фильмах заправляются такие перья – актеры просто опускали их в чернильницы и сразу начинали писать. Однако, современные специалисты в каллиграфии рекомендуют заправлять их через пропитывание кончика пера кистью или тряпочкой – таким образом вы сможете точно проследить за количеством чернил, которые попадают в перо. Это убережет вас от нежелательных клякс и заусениц.
Держатели разделяются на прямые и косые в зависимости от стиля письма и пера. Так, косые держатели используются совместно с остроконечными перьями. В данном случае каллиграфам проще соблюдать наклон в 55 градусов, при этом не поворачивая лист бумаги. Прямые же держатели встречаются чаще всего – они дешевле стоят, в них легче помещать перья и чистить.
Кисти считаются более дешевой, но менее надежной и долговечной заменой перьев, также используются для заправки самих перьев. По аналогии с перьями разделяются на два типа: остроконечные (кисти с круглым основанием) и ширококонечные (кисти с плоским основанием). Плюс кистей в том, что ими легче управлять, чем перьями, они более пластичны, легко следуют за движениями мастера. Есть у них и свои минусы – от многократного использования из кистей выпадают волоски, из-за чего инструменты приходится регулярно менять. Лучшими кистями для каллиграфии считаются именно китайские кисти из натурального волоса.
Офицерская линейка – необходимый инструмент для письма. Каллиграфия строго следит за соблюдением пропорций в письме, поэтому новичкам в первое время придется тщательно разлиновывать бумагу для будущих узоров. Кроме того, мы можете найти в продаже альбомы для каллиграфии с готовой разлиновкой.
От правильно выбранной бумаги зависит не только гармоничность самого рисунка, но и удобство каллиграфического письма. На тонкой, рыхлой и непрочной бумаге тушь может растекаться и просачиваться наружу. Поскольку качественная бумага для каллиграфии стоит довольно дорого, начинающие каллиграфы могут тренироваться на обычной офисной бумаге. Для более профессиональных работ вам потребуется бумага с плотностью не менее 120 грамм, а лучше 130 и более. Некоторые мастера предпочитают крайне плотную бумагу для достижения необычных эффектов «рваности» и «прерывистости» линий.
Покупка дорогой туши не гарантирует вам аккуратное и правильное письмо, однако сделает его более красивым и гармоничным. Классическим вариантом туши для новичков является продукт марки «Гамма» – она продается во многих магазинах на территории стран СНГ. Чуть позже можете переходить на более дорогие туши, как, например, Koh-I-Noor. Некоторые новички сразу покупают профессиональные дорогие туши, однако последние обычно очень густые, из-за чего перья нужно регулярно чистить, а саму тушь разбавлять.
Вода поможет вам быстро очистить перо от лишней краски, а также разбавит слишком густые чернила. После промывки пера тщательно протрите его тряпочкой, чтобы вода не попала ни на бумагу, ни в чернильницу. Менять воду в кружке стоит примерно раз в 10 минут.
На сегодняшний день существует немало сторонних инструментов, которые позволяют сделать линии в письме более четкими, необычными или плавными. Распространенным элементом таких инструментов является обыкновенный рейсфедер – он часто используется архитекторами для создания чертежей. Для красочной и креативной каллиграфии некоторые мастера предпочитают использовать специальные широкие фломастеры. Плюс таких инструментов в том, что вам не приходится иметь дело с подготовкой, чисткой и наполнением перьев.
Для более креативных и необычных рисунков и символов каллиграфы могут использовать самые разные инструменты: уголь, пастель, акварель, гуашь, чернила и даже баллончики с краской.
Как научиться?
Существует распространенное мнение, что каллиграфия требует от человека не просто какой-то навык, но и талант. Эксперты же в корне несогласны с этим утверждением и склонны думать, что это искусство в большей степени зависит именно от мастерства и опыта. Следовательно, даже люди с самым ужасным, по их мнению, почерком, в состоянии научиться азам каллиграфии. Особенной популярностью сегодня пользуется современная каллиграфия – она не требует от новичка или мастера соблюдения каких-то четких правил и открывает просторы для воображения и индивидуальности.
Первым этапом на пути к обучению каллиграфии является так называемая «поддельная каллиграфия». Это своеобразные вводные уроки в каллиграфию, которые помогут вам грамотно держать ручку и постичь саму суть такого письма. Свое название «поддельная» она получила потому, что не требует от мастера ни перьевой ручки, ни дорогой туши – работы могут выполняться обычной шариковой ручкой, фломастерами или карандашами. Сразу следует заметить, что эта техника письма может помочь не только новичкам, но и опытным каллиграфам – возможно, вы что-то упустили из своих первых уроков.
К сожалению, такой способ обучения займет больше времени, чем если бы вы тренировались с помощью обычной перьевой ручки, однако он покажется более увлекательным и наглядно покажет, в чем особенность каллиграфического письма. Ниже вы сможете ознакомиться с пошаговой инструкцией по созданию самой первой каллиграфической фразы или слова.
- Возьмите обыкновенный лист бумаги А4, а затем как можно более аккуратным почерком напишите на нем какую-то фразу или слово курсивом, оставляя небольшое расстояние между буквами. Старайтесь, чтобы пропорции букв в слове были примерно одинаковыми – для удобства можете расчертить лист линейкой.
- Затем стоит обозначить в словах линии, которые будут поддаваться утолщению. Как правило, это левые или правые стороны в курсивных буквах, которые появляются, когда вы двигаетесь вниз в процессе написания буквы. Двигайтесь медленно, пытаясь оставлять строго симметричные и параллельные линии. Следите за тем, чтобы линии утолщений не отличались по размеру в одинаковых буквах.
- После того как каждая буква была обозначена своими утолщенными линиями, просто заполните образовавшееся пустое пространство как можно более аккуратно и не выходя за края. Закрашивать можете ручкой, фломастером, кистью или пером.
- Старайтесь не останавливаться на одной фразе или слове. Как только вы поймете, что научились писать и заполнять выбранную фразу, обратитесь к более сложным словам с содержанием ранее неиспользуемых букв.
- Усложняйте задачи путем попыток утолщения целого текста, обращайтесь к новым способам курсивного написания, меняйте стилевые особенности выбранного вида каллиграфии, попробуйте добавить дополнительные графические элементы в виде закорючек, причудливых запятых, узоров, элегантных подчеркиваний.
- Если первые тренировки следует проводить исключительно с большими курсивными буквами, то с усложнением всего курса стоит перейти на средний и маленький шрифт. Чем меньше будут слова по размеру, тем сложнее вам будет следить за движениями, тем больше внимания понадобится уделять какой-то определенной букве.
- Как только вы поймете, что каллиграфия шариковой ручкой даётся вам легко, следует переходить на более профессиональные инструменты для письма. В первую очередь стоит обзавестись держателями пера – они помогают фиксировать перо в нужном положении, а также эффективнее заполнять его краской. Для начала подойдут пластиковые держатели, которые вы сможете изготовить самостоятельно. Новичкам стоит выбрать именно прямой держатель, для более опытных каллиграфов могут подойти и косые. Учтите, что перо в держателе находится не посредине, а между верхними металлическими лепестками и ободком.
- Уже после этого подумайте над тем, чтобы обзавестись качественными чернилами, краской или тушью. Сначала лучше подбирать скорее удобные и практичные продукты, чем профессиональные и дорогие.
- Подбор профессиональной бумаги для каллиграфии – следующий важный этап в обучении. Учтите, что на обыкновенных листах с плотностью не более 80 грамм вам будет гораздо проще писать, чем на профессиональных полотнах с плотностью в 120 и более грамм. Такие листы более жесткие, прочные и плохо лежат под рукой неопытного каллиграфа. Чтобы определить качество и плотность бумаги, достаточно сделать на ней пару штрихов пером. Если оа прочная и качественная, штрихи будут четкие со строгими границами, если же нет – чернила и тушь будут растекаться по всей бумаге и оставлять после себя характерные паутинки.
- Держатель с пером всегда стоит держать за середину, при этом старайтесь не трогать сам кончик – велик шанс пораниться или испачкаться. В том, чтобы правильно держать каллиграфическое перо, нет ничего сложного. Современные стандарты допускают, чтобы мастера держали его так же, как и ручку – указательным и большим пальцем, где средний палец и мизинец выполняют поддерживающую и фиксирующую функцию. Отличие письма шариковой ручкой и пером в том, что шариковые ручки требуют определенного давления для оставления следа на бумаге. Перо же следует держать непринужденно, а движения руки с пером должны быть плавными, быстрыми и мягкими. Излишнее давление может привести к тому, что кончик пера может зацепиться за бумагу, образуя брызги, или вовсе погнуться.
- Бывают ситуации, когда тушь или чернила не хотят сходить с пера на бумагу. Это может зависеть от качества чернил, неправильной заправки и качества самой бумаги. Чтобы обхитрить систему, просто опустите кончик пера в воду, после чего чернила должны свободно скользить по холсту.
- После каждой тренировки старайтесь тщательно промывать и вытирать чернила с пера, не допускайте засыхания туши или ржавления пера. Для очистки и сушки пера используйте льняную ткань или любую другую без ворсинок и ниточек.
Некоторые эксперты рекомендуют новичкам тренироваться на каллиграфических гаммах. Чаще всего они представлены в виде альбомов с заданиями для написания или раскраски определенных символов. Многие брезгуют этими упражнениями для начинающих, чем и поплатятся в будущем. Как правило, недостаточная подготовка и недобросовестное изучение основ приводят к кривым шрифтам, неверному ритму и непропорциональному расстоянию между буквами. Обучение на гаммах учит каллиграфии, начиная с самых истоков – от символов и черточек до целых надписей и текстов.
Обычно эти гаммы используются в тренировках начинающих музыкантов – это еще раз доказывает творческую натуру каллиграфии и важность самоорганизации для достижения высочайшего уровня письма.
Базовые упражнения по каллиграфии в видео ниже.