Японская каллиграфия – не просто умение красиво и чисто писать иероглифы. Это одно из любимых и популярных видов искусства в Японии. Каллиграфические работы ценятся так же высоко, как и произведения живописи и скульптуры. Сёдо (Путь письма) наряду с Бусидо (Путь Война) и Садо (Путь Чая) является одной из практик, ведущих к пониманию жизненных ценностей, обладающая своей собственной философией и принципами. В этом материале мы кратко расскажем, что представляет собой древнее искусство и как начать практиковать Путь письма.
История возникновения
Искусства письма пришло в Японию предположительно из Китая. Образцы китайских иероглифов принесли в Страну восходящего солнца странствующие буддийские монахи. Именно поэтому дзен буддизм оказал огромное влияние на философию Сёдо. Среди первых практикующих были монахи, придворные и сами императоры, которые изначально тщательно изучали и следовали китайским канонам письма.
Со временем собственная культура и творческие порывы мастеров создали различные нетрадиционные направления, произошло слияние с родным языком. Так родилось Сёдо.
От аристократии и самураев искусство каллиграфии постепенно распространилось в широкие массы населения и стало одним из любимых видов творчества японцев.
Сёдо процветает в Японии и в наши дни.
Обучение каллиграфии начинается с детства. Это обязательная дисциплина в младших классах. Ученики постарше обучаются искусству письма по желанию факультативом, как музыке и рисованию. Среди учащихся традиционно устраивают конкурсы, соревнования, фестивали, где определяют лучших в письме. В крупнейших университетах Японии открыты факультеты, обучающие учителей и мастеров искусству Сёдо.
Образцы Сёдо можно встретить везде. Проводятся выставки каллиграфических работ. Изображения с иероглифами присутствуют на торжествах, культурных мероприятиях, украшают интерьеры.
Созерцание и написание иероглифов – неотъемлемая часть знаменитой чайной церемонии, мастера которой постигаю Сёдо так же тщательно, как и своё дело.
Стили
Традиционно в японской каллиграфии выделяют три основных направления.
- Кайсё – устав. Дословно переводится как «правильнописание». Очертания четкие, ясные, лаконичные. После проведения линии кисть обязательно отрывается от листа. Иероглифы имеют схожесть с квадратами и похожи на изображение печатных символов. Этот стиль подлежит изучению первым.
- Гёсё – полукурсив. Его характеризуют плавные, закруглённые, изящные линии.
- Сосё – курсив, скоропись. Быстрые, стремительные, летящие линии. Выполненные таким образом иероглифы почитают как произведения искусства. Разобрать содержание иероглифа часто бывает непросто грамотному японцу. В таких случаях обращаются к опытным специалистам.
Исторически сложилось так, что разные стили использовались для написания произведений в различных литературных жанрах:
- серьёзные исторические труды излагались уставом;
- пьесы – скорописью, растянутой в ширину и приплюснутой сверху;
- песни, стихи – особым видом курсива Kana, отличающимся вертикально вытянутой струящейся строкой, утончённостью и элегантностью линий.
Основные принципы
Начинается изучение с овладения и развития навыков письма в различных стилях. Особое внимание уделяется осанке, правильной постановке руки (захват кисти, положение руки).
Как и любая японская практика, Сёдо преисполнено глубокого смысла. Основополагающие принципы: скромность, чистота и внутренняя духовная сила.
Белый лист бумаги – пустота. Черные символы – «янь» (мужское) и «инь» (женское). Посредством кисти выразить красоту души и при этом получить эстетическое удовольствие от самого процесса и созерцания результата – главная цель. Достигается она гармоничностью и изящностью линий, балансом элементов между собой, балансом элементов и пустоты.
Качества практикующего Сёдо: предельная концентрация, безупречная техника, духовная подготовка. Именно поэтому каждое каллиграфическое произведение уникально. Оно творится в едином порыве души и отражает состояние ума художника, его настроение, мысли, чувства в момент начертания иероглифов. Повторить и создать такое заново невозможно.
Сёдо – искусство момента, длящееся столетиями.
Инструменты и наборы
Практикующие Путь письма используют семь предметов:
- суми – черная тушь;
- ханси – традиционная японская бумага, изготавливается из рисовой соломы;
- судзури – тяжелая металлическая чернильница-ступка для растирания твёрдой туши;
- бунтин – металлический предмет для прижатия бумаги во время письма;
- ситадзики – мягкая циновка чёрного цвета, предназначение которой – создать ровную поверхность;
- фудэ-кисть – размером побольше выводят крупные иероглифы, маленькой – подпись художника и мелкие надписи;
- мидзусари – сосуд для воды.
Обучают японской каллиграфии на специальных курсах и мастер-классах. Интернет содержит немало видеоуроков для начинающих практиковать Путь письма.
Для освоения техники самостоятельно в домашних условиях достаточно приобрести заостренную кисть, чёрную тушь и бумагу, просмотреть обучающие видео и начать практиковаться.
Для более глубоко соприкосновения с традицией японского письма рекомендуем приобрести набор для японской каллиграфии, который имеет все традиционные предметы. Бумага может входить в набор или покупается отдельно.
Подороже стоят наборы в прочных кейсах, красиво оформленных деревянных шкатулках.
Работа с такими инструментами принесёт ещё большее эстетическое удовольствие.
Чем более продвинут мастер, тем выше его требования к кисти. Лучшая кисть упруга, чувствительна к еле заметным движениям пальцев и имеет острый конец. Эти характеристики наделяют её способностью держать большое количество краски и воды.
В этих целях волоски на кисти аккуратно подстригают. Ручки кистей делают из бамбука или недорого сорта дерева. Для получения мягкой кисти берётся шерсть козы, для жестких – мех собаки или колонка. В самых дорогих кистях присутствует волос из шерсти оленя, барсука и медведя. Лучшими считаются комбинированные кисти, состоящие из мягкого и жесткого волоса.
Небольшими партиями на заказ делают эксклюзив – кисти из лебединого пуха и тигрового волоса.
У настоящих мастеров хранится множество кистей, каждая из которой предназначена для определённой цели.
Обучение
Вооружившись все необходимым для письма, можно сделать первые пробы. Начать лучше с выведения несложных иероглифов: дерево, день, человек, рот.
Кисть правильно держать большим, средним и указательным пальцами, зажав её примерно посередине. Сперва это может показаться неудобным, но с опытом придёт и сноровка.
Несколько базовых приёмов существует в Сёдо:
- остановка линии;
- крючок;
- плавно завершающаяся линия;
- брызги.
Линии выводятся плавно и медленно с нажимами в определённых местах.
Не отчаивайтесь, если сразу получилось не очень удачно. Помните, мастера обучаются этому искусству годами, прилагая к этому немало усилий.
О том, как проходит занятие по японскому и каллиграфии, вы можете узнать, посмотрев видео немного ниже.