Холодный фарфор полюбился рукодельницам за простоту использования. Он действительно прост в работе, удобен и сравнительно экономичен (если подсчитать стоимость компонентов). Примечательно, что липкую массу для поделок можно сделать своими руками. Чаще всего будущий холодный фарфор варят в кастрюльке, реже жидкий состав готовят в микроволновке, но есть и более простой вариант – приготовление без варки.
Классический рецепт
Понятие удобства относительное: многим мастерам действительно нравится создавать пластическую массу без термообработки, чтобы не контактировать с плитой, не создавать лишний риск обжечься. Но не всем понравится холодный фарфор без варки, кто-то отмечает непривычный результат, кто-то говорит, что с варкой работать интереснее и контроль производства лучше. Как делать вам, можно решить только опытным путем.
Для изготовления массы потребуются:
- крахмал (кукурузный или картофельный) – 2 столовые ложки;
- вазелин – 1 столовая ложка;
- пищевая сода и клей – по ситуации.
Итак, в сухую емкость нужно насыпать крахмал. Вазелин обычно подогревают на водяной бане (что уже немного противоречит рецепту без термической обработки, но этот пункт к самому приготовлению не относится). Размягченный вазелин отправляется к крахмалу, туда же добавляется немного соды и состав перемешивается до состояния, в котором не будет комков. Затем понемногу нужно добавлять клей ПВА.
Сколько именно клея добавить, станет ясно в процессе замешивания, материал должен стать однородным.
Есть и другой вариант приготовления холодного фарфора в домашних условиях. Вместо клея ПВА можно взять обойный клей – 1 ложку, столько же пищевой соды и воды. К этому составу добавляется вазелин, все компоненты перемешиваются. Но такие рецепты нечасто применяются, ведь в них нет основных ингредиентов – ни картофельного крахмала, ни кукурузного. А без них результат не всегда предсказуем.
Советы для тех, кто не варит холодный крахмал
Ни один мастер-класс нельзя назвать универсальным. Придется попробовать несколько рецептов, чтобы найти тот, который подходит вам. Но метод проб и ошибок необязательно будет долгим, если еще до работы с материалом вы будете знать следующие нюансы.
- Если вам нужно приготовить именно белый материал, не отдающий другими оттенками, работать следует с кукурузным крахмалом. Картофельный даст массе оттенок желтизны, и такой вариант подойдет только для впоследствии окрашиваемых работ.
- Чтобы придать массе гибкости, некоторые умельцы добавляют в состав автомобильный пластификатор.
- Если вы заметили, что материал плохо держит форму, возможно, дело в крахмале. Придется приобрести более качественный крахмал.
- В состав обойного клея (если вы работаете именно с ним), должен входить модифицированный крахмал.
- Если материал начал крошиться, добавьте клея – он вернет сырье в первоначальное состояние.
Не забывайте перед вымешиванием смазать руки бесцветным косметическим кремом. Во-первых, сама масса для фарфора не будет липнуть к рукам, во-вторых, вы создадите на коже защитный слой.
Мастер-класс пошагово для начинающих
Если это ваш первый опыт работы с холодным фарфором, каждое действие ново и может привести к ошибке. В таком случае работать лучше по пошаговым мастер-классам, заранее их «проделав» у себя в голове. Убедитесь, что вы поняли процесс изготовления теста в теории, и уже затем делайте его практически.
Итак, для изготовления холодного фарфора без варки нужны следующие компоненты.
- Кукурузный крахмал – продается в любом супермаркете, стоит дешево. Лучше купить новую упаковку, чтобы не переживать впоследствии за некачественный результат в силу испорченного крахмала.
- Клей ПВА. Марка клея неважна, объем тоже, главное, чтобы в составе его был пластификатор.
- Масло для обработки рук. Если дома имеется кокосовое масло – отлично, если есть детское гигиеническое масло – тоже неплохо. Обычный жирный крем для рук тоже подойдет (главное, чтобы он не был цветным и не раздражал навязчивым ароматом).
Это основные ингредиенты. Новички должны научиться работать с ними, а уже потом в ход пойдут разные добавки.
И учитесь сразу работать на глаз: так вы будете анализировать ход работы, регулировать вязкость теста. Те, кто строго привязан к рецептам, так слепо им следует, что даже при очевидных недостатках теста боятся скорректировать рецепт.
Далее работаем так:
- Шаг 1. Вам нужно в небольшую чистую и сухую мисочку насыпать кукурузного крахмала. Сыпьте на глаз, но пусть ориентиром будут 3-4 ложки. Затем туда же выливаете клей ПВА. Пропорция такова: 1 часть жидкого ингредиента к 2 частям сухого. Затем деревянной палочкой (карандашом, стержнем кисточки) замешиваем тесто. В процессе замешивания ингредиенты можно добавлять. Главное требование – масса должна хорошо мяться в руках.
- Шаг 2. Не забывайте обрабатывать руки. Делать это можно и в процессе замешивания. Идеальный вариант – кокосовое масло, оно и пахнет приятно, и руки долго остаются защищенными. Тесто не будет липнуть к рукам, сам процесс замешивания будет тактильно приятным.
- Шаг 3. Многие не могут дотерпеть до конца и тратят на замешивание буквально минуту. Но этап не такой быстрый, несколько минут уйдет точно на процесс создания фарфоровой массы. Не спешите – вы почувствуете, что она стала однородной, пластичной, податливой и гладкой.
- Шаг 4. Окрашивать материал можете прямо во время замешивания. Если вы все оставите как есть, тесто будет белым, но снежной белизны не ожидайте. Если нужна блистающая белизна, во время замешивания добавляйте в тесто краску белого цвета. Это может быть акриловая краска, масляная, подойдет гуашь и даже пищевой краситель.
- Шаг 5. Очень важный момент – массу нужно правильно хранить. Делают это в пакетах или пищевой пленке. Главное – надежно заматывать пленку или пакет, чтобы воздух не подступал к тесту. В противном случае масса начнет подсыхать. Для работы оставляйте себе небольшой кусочек теста, остальное – в пленку и в холодильник. Многие раскладывают тесто дополнительно в контейнеры, чтобы оно компактно размещалось в холодильнике, никому не мешая.
- Шаг 6. Некоторые мастера хранят тесто при комнатной температуре. И так тоже можно – существенной разницы между хранением в шкафчике и в холодильнике нет, главное, чтобы заготовленное тесто не мешало ни вам, ни домочадцам.
- Шаг 7. Новички нередко разочаровываются в данном виде творчества, как только достают тесто из холодильника. Они разворачивают пакет, и им кажется, что тесто начинает сильно крошиться. Но не отчаивайтесь: помните массу в руках, в тепле она «оживет» и снова станет пластичной и однородной. Отогревается холодный фарфор буквально за минуту.
Ну а дальше можно лепить, и это уже совсем другой мастер-класс.
Частые ошибки
Без них трудно научиться новому, но ведь необязательно каждый раз учиться на своих ошибках, используйте и чужой досадный опыт. Ниже приведены 3 частые ошибки при работе с холодным фарфором.
- Мало клея, но много крахмала. Если вы развернули колобок теста из пищевой пленки, а масса очень тугая и отщипнуть кусочек трудно, вы переусердствовали с крахмалом. Если на месте разрыва ярко заметны поры, это след неполимеризировавшегося крахмала. Если много крахмала, но мало клея, тесто будет трудно раскатывать, на скалку придется давить.
- Непластичная масса. Если вы приступили к лепке и обнаружили, что пластичность массы на нуле, то это грубая ошибка. При такой проблеме раскатывание будет сложным, и все дальнейшие этапы работы затрудняются. Дело в том, что, скорее всего, вы брали клей без пластификатора. Или даже он в нем был, но в небольшом количестве (а может, и вовсе некачественный). Нужно сменить клей, иного варианта нет.
- Перевар/недовар. Для тех, кто не варит массу для холодного фарфора, риска наступить на эти грабли нет. Но кто решил все же попробовать, действительно частенько либо недоваривает массу, либо переваривает ее. Первый случай исправить несложно, второй – придется переделывать и анализировать, почему так получилось.
Также от неудач вы не застрахованы, если изначально работаете с пищевой содой. Точнее, если решили добавлять ее во время варки. Не стоит добавлять тальк, мел или каолин в больших количествах. Очень часто новички спешат перейти в статус мастеров и, не отработав простые рецепты, начинают «колдовать» над многокомпонентными. Но это требует опыта, определенной чувствительности рук, «насмотренности».
Хотя в целом работать с фарфором, который не требует варки, проще. И множества ошибок мастера, предпочитающие этот способ, избегают.
Они не кладут горячий материал в холодильник, не ошибаются со временем и температурой приготовления, не пропускают время добавления краски.
А вот авторские хитрости обязательно используйте. Например, есть мастера, которые готовую массу выкладывают не сразу в пакеты, а на смазанную маслом или кремом пластиковую доску. И на этой доске материал снова вымешивается, тщательно, долго, и только потом отправляется в пакеты.
Пробуйте и делитесь своими находками!
О том, какие существуют особенности холодного фарфора без варки, смотрите в следующем видео.