В детстве многие любили «переводки» – картинки на клейкой основе, которые позволяли почувствовать ребенку, что такое татуировка. Они быстро смывались, но само ощущение наклеивания и проявления картинки на коже было незабываемо. Если подобные впечатления остались яркими, то когда ребенок взрослел, он пробовал себя в творчестве, где с помощью различных техник можно было создавать на одной поверхности другую, а на нейтральном фоне рисунок. Так детский опыт может перерасти в серьезное увлечение, которое называют деколь.
Немного истории
Деколью называют технологию нанесения картинки на керамические или стеклянные изделия. Изображение направляют на изделие с бумажной основы, после чего фиксация его на поверхности достигается за счет обжига на высоких температурах. А на саму бумажную основу изображение наносится методом шелкографии либо офсетной печати. Правда, сегодня нанесение с помощью офсетной печати фактически не используется. Но на смену ей пришли схемы лазерных цветных принтеров для печати деколей.
Происхождение слова связано с французским термином «décalcomanie» – декалькомания, что переводится как «изготовление печатных оттисков». Печатные оттиски и являются переводными изображениями, они нужны для переноса на некоторую поверхность путем высокотемпературного воздействия или давления.
В русском языке печать называют и деколью, и декалью – употребляются обе формы.
Декалькомания – технология, возраст которой пересек столетие. Ее изобрели в России в конце XIX века, она предполагала ручной труд, и эту свою особенность сохранила сегодня. Ведущий потребитель деколи – фабрики и заводы, занятые производством посуды. Фарфоровые и фаянсовые заводы, а также компании по производству эмалированной и стеклянной посуды и сегодня используют деколь. С помощью этой технологии можно также осуществлять декорирование машин, самокатов и велосипедов, телефонов.
На сегодняшний день техника деколирования (и это слово употребляется часто) считается одной из лучших для брендирования. Деколировать сегодня можно пакеты, чашки, майки, стаканы, бокалы, полотенца, сумки, пледы и т. д. Современные компании для нанесения рисунка на основу используют шелкографию, сублимационную печать, лазерную гравировку, термоперенос и машинную вышивку.
Плюсы и минусы
Преимуществ у технологии много, потому она не ушла в небытие, как некоторые другие старинные способы декорирования. Среди таких преимуществ:
- возможность декора поверхностей с разными формами;
- возможность декора штучных изделий, а не огромных партий;
- разнообразие способов и технологий, которые являются подвидами деколи;
- красочное, износостойкое изображение как результат декорирования;
- возможность декорирования с помощью благородных металлов;
- долгий срок сохранности изображения.
Но и о минусах стоит сказать:
- допроизводственная подготовка дорогая и трудоемкая;
- ручной труд – это всегда непросто, и цена его только растет;
- ручной труд, ко всему прочему, это и относительно большой процесс брака;
- невозможность на все 100% сохранить нужные цвета во время нанесения рисунка;
- сложность процесса.
Те, кто называет деколь переводными картинками, в принципе, прав. Картинки сегодня печатаются с применением специальных трафаретов.
Посуда с такой «переводкой» долго сохранит перенесенное изображение.
Разновидности техник
Декалькомания считается массовым полиграфическим способом. Предполагает она деление на 2 больших вида – обычную и керамическую. Обычную декалькоманию применяют только для перевода изображений, изготовленных на базе анилиновых красителей и минеральных красок, на бумагу, металл, деревянные поверхности, стекло и другие предметы. Особенность обычной деколи – это отсутствие дополнительного закрепления.
Иная характеристика у керамической декалькомании. Применяют для нее специальные термостойкие краски по керамике. Такую технологию применяют для художественного декора керамики и стекла. Металлические эмалированные предметы тоже поддаются этой технологии. Но краска обязательно закрепляется обжигом в слабоокислительной среде.
Приведем описание видов деколи.
- Сдвижная декалькомания. Это модернизированная технология, облегчающая сам процесс. Основа, на которой отпечатан рисунок, хорошо переходит на изделие – с помощью такого способа можно печатать рисунки разной сложности и любых замыслов. В такой ситуации используется специальная бумага, ее получают путем приклеивания пленкообразующей смеси с гуммированной бумагой. Сегодня для нанесения пленкообразующей смеси используют лакировальные машины. На отлакированной бумаге хорошо печатать керамическую деколь и привычным способом, и через сетку.
- Шелкотрафаретная декалькомания. Для нее используют мельничные сита из шелкового материала. Чем тоньше намечаются в изображении линии, тем гуще будет сито. Так как рекламный рынок и родственные ему сферы бурно развиваются, запрос на изображения на стекле, фарфоре и любой иной посуде возрос. Удобно делать брендирование на кружках и тарелках, стеклянных бутылках и бокалах.
Классическими считаются горячая и холодная деколь. Горячее деколирование в большей степени подходит для нанесения логотипов на фарфоровые, керамические, стеклянные изделия, то есть на изделия из тех материалов, которые способны выдержать высокие температуры. Горячую деколь наносят с помощью безопасных для здоровья человека красок, потому из такой посуды совершенно неопасно пить и есть.
Горячая деколь будет стоить дороже, нежели холодная, но цены в принципе сопоставимые. Обычно горячий способ включает 3 этапа: печать картинки методом шелкографии, наклейка изображения на поверхность, обжиг изделия с использованием высокотермического оборудования.
Данный способ деколирования гарантирует долговечность, четкость и износостойкость наносимого изображения.
Холодное деколирование применяют, если по разным причинам изделие нельзя обжигать. Картинку отпечатывают на бумаге, которая покрыта водорастворимым клеем. А после того как изображение отпечатается, его покроют коллоидным лаком и хорошенько просушат.
Сегодня применяется и цифровая печать, которая смещает менее совершенные виды деколи. У мастеров появляется возможность делать печать с «золотом» и «серебром», переносить изображения на поверхности матовых и глянцевых изделий. Деколь может быть надглазурная и подглазурная, последняя чревата истиранием рисунка и даже попаданием в пищу вредных веществ.
Как отличить от ручной росписи?
И хотя деколь до сих пор считается ручной работой, но благодаря внедрению современных технологий процесс ее несопоставим, например, с ручной росписью. Недобросовестные продавцы порой выдают деколь за ручную роспись, и, следовательно, завышают цену изделия. В действительности отличить одно от другого бывает непросто. Но так как деколь – это все же печать, то при детальном рассмотрении вы увидите зернистость. Правда, порой обнаружить зернистость можно только под лупой.
Ручной работой порой называют деколь с подрисовкой, и это тоже будет лукавством. Основную картинку производитель печатает, но некоторые детали на ней подрисованы вручную. Посмотрите на повторяющиеся детали рисунка: если они одинаковы, значит, перед вами точно деколь. Если нет – это, вероятно, ручная работа.
Даже великий мастер не сможет с миллиметровой точностью продублировать однажды нарисованный элемент.
Применение
Сегодня деколь позволяет не только брендировать товар, но и делать сувенирную продукцию. Если человек заказывает деколь, он сам может придумать рисунок, который потом появится на чашках, тарелках либо бокалах и т. д. А уже специалисты, задействуя цветную печать и обжиг предмета в муфельной печи, выполнят заказ. Приведем процесс создания деколи обжига на примерах.
- За основу берется бумажный лист – на нем печатается нужная картинка. Бумагу покрывают слоем декстрина, и краска наносится уже на этот слой.
- Чтобы создать деколь, к примеру, на чашках, берется специальная керамическая краска, которая включает в себя оттеночные, окрашивающие и стеклообразующие элементы. После высыхания краску покрывают лаком, который в ходе обжига выгорает. Иллюстрацию аккуратно убирают с листа, а потом деколь наносится уже на нужный предмет.
- Перед тем как деколь перевести на тарелки, нужно картинку предварительно замочить в воде (не более минуты), бумажная основа целиком промокнет. Затем изображение вытряхивается, оно прикладывается к предмету, бумага аккуратно достается, пленка с изображением разглаживается.
- В ходе обжига краска поднимается в верхний слой и вместе с ним превращается в твердую массу. Деколь на чашках бывает бронзовой, золотой, серебряной.
- При обжиге предмета используется муфельная печь, в ней достаточное количество кислорода, отличная вентиляция и приспособление плавного повышения температуры. Но после нанесения деколи на изделие просохнуть она должна строго при комнатной температуре.
Наносить деколь получится и на большое количество предметов, и потому продукцию возможно запустить большими тиражами. Это, конечно, будет интересно фирмам и компаниям, ресторанам, фастфудам. Очень часто мастерам поступают большие заказы на продукцию с деколью, чтобы с ее помощью организовать масштабную рекламную акцию.
Уже не первый год существует корпоративная мода, потому креативщики компаний и предприятий могут не «изобретать велосипед»: продукция с логотипами компании всегда будет уместной на корпоративном мероприятии.
И деколь в данном случае удобна тем, что она относительно недорого стоит, а результат выглядит достойно.
Если, например, руководство компании решает поздравить с Новым годом своих сотрудников, оно может заказать деколь чашек с логотипом фирмы и новогодними пожеланиями. Некоторые фирмы разрабатывают целые сервизы с собственной символикой и дарят их не только сотрудникам, но и клиентам (особо активным, например), а также деловым партнерам. Это проверенный способ продвижения услуг или товара.
Если в вашем городе такая услуга могла бы пользоваться спросом, а вот сервиса, который бы ее предложил, нет, это не самая плохая идея для бизнеса. Процесс одновременно и технологичный, и творческий, а тем, кто хотел бы по-современному заниматься декорированием керамики, определенно понравится.
Подробнее смотрите далее.