Top.Mail.Ru
Как играть на гитаре

Бой «Четверка» на гитаре

Бой «Четверка» на гитаре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Как играть без глушения?
  3. Техника игры с приглушкой

Игра аккомпанемента на гитаре производится различными способами: посредством арпеджио, щипковыми приёмами и так называемым боем. Бой имеет большое количество разновидностей в зависимости от метроритма песни или мелодии, темпа, стиля и уровня подготовки гитариста. Даже одну и ту же мелодию можно сопровождать самыми разными ритмическими рисунками. Одним из несложных видов боя для начинающих считается «Четвёрка».

Особенности

Сначала следует понять, что означают сами названия таких распространённых гитарных боев, как «Шестёрка», «Восьмёрка» и рассматриваемая здесь «Четвёрка». С этим всё довольно просто:

  • в ритмической схеме «Шестёрки» производятся 6 ударов по струнам правой рукой;
  • ритмический рисунок «Восьмёрки» предполагает 8 ударов.

В бое под названием «Четвёрка» гитарист 4 раза воздействует на струны в одной ритмически повторяющейся фигуре.

Из определения боя можно понять, что «воздействием на струны» можно считать не только удары по ним с целью получения звуков аккорда, но и удары перкуссионного толка, предназначение которых — получение характерных «шумовых» эффектов.

«Четвёрка» является базой для многих других видов боя, в том числе упомянутых — «Шестёрки» и «Восьмёрки». Простота боя позволяет даже начинающим гитаристам освоить большинство его вариантов за несколько занятий, а потом использовать их в аккомпанементе под песни (при знании аккордов и умении их ставить на грифе).

Сначала надо изучить простые схемы боя, в которых нет никаких дополнений в виде приглушек и перкуссионных эффектов. Новичкам упражнения с такими схемами принесут ощутимую пользу: они научатся брать аккорды, разбираться в обозначениях ритмических рисунков, правильно переходить от одних аккордов к другим, разовьют в себе чувство ритма.

Как играть без глушения?

Самый простой вариант — удары по струнам медиатором либо пальцами только вниз на счёт «раз, два, три, четыре». Четыре счёта — четыре удара. Вот графическая схема этого варианта боя:

Акцент в этом бое следует делать на первый удар.

Выполнять удары можно разными способами:

  • медиатором (если металлические струны);
  • большим пальцем;
  • указательным пальцем (щелчковым ударом);
  • тремя или всеми пальцами (кроме большого) одновременно.

Такой ритмический рисунок больше подходит начинающим для изучения и тренировки способов ударов по струнам пальцами и медиатором, совершенствования навыков быстрой постановки и перестановки аккордов. Можно назвать его «учебным» боем.

В аккомпанементе этот бой используется для песен или мелодий маршевой, патриотической или военной тематики, но в изменённом виде. Удары по струнам производятся в таком же порядке и теми же средствами, но характер звучания аккордов изменяется на отрывистый (стаккато). Это достигается их глушением сразу же после звукоизвлечения (удара). Вот такой способ глушения звуков в среде самобытных гитаристов называется «приглушкой», а также «заглушкой» или «глушкой».

Удар с приглушкой обозначается в схемах боя разными знаками:

  • стрелкой с направлением удара и знаком звёздочки (*) у вершины;
  • стрелкой с направлением удара и знаком «х» у вершины;
  • такой же стрелкой и квадратиком над ней;
  • стрелкой с буквой «Г» («глушение»).

Никаких стандартов по обозначениям гитарных боев просто не существует. Схема «Четвёрки» маршевого типа с приглушками, таким образом, может быть и такого вида:

Вполне применима схема маршевого боя несколько иного характера — с приглушками не на каждый счёт, а лишь на счёт «раз» для усиления акцента на сильной доле такта.

Примеры песен под маршевый вариант боя «Четвёрка»:

  1. «На безымянной высоте»;
  2. «Священная война»;
  3. «Вершина» (В. Высоцкий).

Следующий вариант рассматриваемого боя значительно популярней маршевого. В нём удары по струнам медиатором или пальцами правой руки производятся не только при их движении сверху вниз, но и на обратном пути (снизу вверх).

Рассмотрим технику исполнения этого варианта подробней. Ниже приведено схематическое изображение боя:

В этом примере возможны 3 варианта расстановки акцента:

  • на счёт «раз»;
  • на счёт «два»;
  • на последний удар ритмического рисунка.

При акцентировании обоих ударов вниз либо вверх бой меняет своё название — то есть не является «Четвёркой», так как в таком случае получается повторяющийся ритмический рисунок на 2 удара.

Бой с акцентом на счёт «два» (третий удар) удобно выполнять так:

  • удары вниз производятся указательным пальцем правой руки;
  • удары снизу — ногтевой частью большого пальца.

При выделении первого удара ритмического рисунка можно воспользоваться следующей схемой работы пальцев:

  • первый удар (вниз) — указательный палец;
  • второй удар (вверх) — большой;
  • третий (вниз) — указательный;
  • четвёртый (вверх) — указательный.

Начинающим гитаристам рекомендуется любые варианты боя сначала отрабатывать большим или указательным пальцем. Если бой ритмически и динамически станет понятным, обучающийся играет его не только на одном аккорде, но и в различных гармонических последовательностях, то можно подключать и другие средства звукоизвлечения.

Пальцы человека отличаются между собой толщиной и силой, поэтому игра боя разными пальцами изменяют звуки аккордов как по динамическим составляющим (плотность и громкость), так и по тембру. А это уже интересней монотонного бряцания инструмента в одной и той же звуковой гамме.

Более сложными вариантами «Четвёрки» являются ритмические схемы с использованием синкопированных ударов (то есть ударов, смещённых с сильных долей на слабые). Ниже размещены схемы боев в тактовом размере 4/4, по которым можно понять, что представляют собой такие удары и как они могут разнообразить и усложнить, казалось бы, простой ритмический рисунок «Четвёрки».

В первом примере удар по струнам сверху вниз осуществляется на счёт «раз», но звучание аккорда продолжается по счёту «раз и, два» до момента следующего удара. Оставшиеся три извлечения аккорда выполняются штрихами снизу вверх и только на каждый счёт «и» после счёта «два». Получается, что на всех сильных долях ритмической фигуры, кроме первой, происходят задержки звуков, извлечённых на слабых долях (на счета «и»). На схеме задержанные (синкопированные) доли обозначены красными нотами, соединёнными с ударными долями лигами. Лиги — это знаки в нотной грамоте, увеличивающие время звучания основной ноты ровно на ту длительность, которую имеет связанный с ней нотный знак (в данном случае — на восьмые длительности).

Чтобы правильно выполнить удары, новичкам обязательно следует вести счёт своим действиям. В медленном темпе считать, а в нужных местах ударять по струнам в указанном направлении.

Единственный удар сверху вниз на счёт «раз» лучше выполнять указательным пальцем, а все остальные — большим.

На каждую восьмую долю такта делается движение пальцев или медиатора в соответствии со счётом:

  • «раз» — движение вниз с ударом по струнам;
  • «и» — движение вверх без удара (палец проносится над струнами, не задевая их);
  • «два» — палец проходит вниз над струнами;
  • «и» — удар пальца по струнам при движении вверх;
  • «три» — безударное движение вниз;
  • «и» — удар по струнам снизу вверх;
  • «четыре» — палец проносится над струнами вниз;
  • «и» — удар снизу по струнам.

Второй пример отличается от первого тем, что четвёртый удар по струнам выполняется на счёт «четыре» сверху вниз. Всё остальное — по аналогии с примером первым, но благодаря этому отличию восприятие боя на слух меняется.

Техника игры с приглушкой

Приглушка — это дополнение к обычным видам гитарных боёв, в том числе и «Четвёрке». Любой из приведённых выше вариантов «Четвёрки» можно преобразовать, изменив какой-либо элемент звукоизвлечения из обычного в удар с приглушкой. Вот пример изменённого боя с переменным штрихом без дополнений на вариант с приглушкой, выполняемой на счёт «два»:

Техника исполнения удара с приглушкой:

  1. выполняется движение по струнам вниз указательным пальцем правой руки;
  2. сразу же (без пауз) ладонь полностью выпрямляется и резким круговым движением своим ребром со стороны мизинца глушит струны путём полного поперечного их перекрытия.

В итоге получается щелчковый перкуссионный звук, усиливающий эффект боя и обозначающий акцент ритмической фигуры.

Другой вариант: приглушка выполняется не ребром ладони с вращательным движением кисти по часовой стрелке, а большим пальцем той же руки с вращением кисти уже против часовой стрелки.

Кроме того, приглушкой можно полностью заменить один из ударов по струнам в ритмическом рисунке. Но это, скорее, относится к отдельному приёму воздействия на струны – к перкуссии на гитаре. Поэтому такое глушение струн является одним из элементов «Четвёрки» и развитых из него других видов боев — «Шестёрки» и «Восьмёрки».

В схеме боя полное глушение струн обычно обозначается знаком «Х»:

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.