Как играть на гитаре

Как научиться играть на гитаре?

Как научиться играть на гитаре?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности обучения
  2. Что необходимо?
  3. Как держать гитару?
  4. Как настроить?
  5. Возможные проблемы

Научиться играть практически на любом музыкальном инструменте можно даже без посещения педагогов – самостоятельно. Для этого существуют печатные самоучители, школы, видео на цифровых носителях и в интернете. Особенно большие возможности имеются для любителей гитары. Главное – правильно организовать это обучение для себя.

Особенности обучения

Начинающим обучение игре на гитаре с нуля важно знать, как быстро можно научиться играть хотя бы несложные мелодии или подыгрывать аккордами пению. С преподавателем обучаться не так сложно, как самому, но дело не только в этом.

На продолжительность обучения влияют такие факторы:

  • намеченные цели обучающегося;
  • его возраст;
  • занятость;
  • качество учебного материала;
  • качество инструмента;
  • физические и анатомические особенности (длина кисти, длина и толщина пальцев);
  • наличие или отсутствие слуха и чувства ритма.

Гитара – инструмент, овладение игрой на котором нельзя назвать простым делом, как многие представляют себе. Даже азы звукоизвлечения на нём легко никому не даются. Чтобы сыграть незатейливую мелодию, необходимо сначала научиться правильно и поочередно извлекать звуки на открытых струнах разными пальцами правой руки, а затем – прижимать струны на ладах пальцами левой. При этом действия пальцев обеих рук по извлечению каждого звука должны быть синхронными. А это тоже отрабатывается отдельно различными упражнениями. Если сравнивать, то на фортепиано звук получается нажатием клавиши всего одним пальцем любой из рук.

Можно отметить, что при самостоятельном обучении особенно трудно даются навыки игры левой рукой на грифе гитары.

Кисть этой руки при расстановке пальцев на грифе становится в неудобное (неестественное) положение, так как её приходится принудительно выворачивать открытой ладонью вверх и «на себя». А такое положение довольно утомительное для начинающих. С опытом этого неудобства гитарист просто не замечает.

Одной из больших проблем для новичков являются болезненные ощущения в подушечках пальцев левой руки при зажатии струн на ладах. Дети от этого страдают больше всего, а иные даже бросают занятия. Взрослые ученики переносят этот период с пониманием. Правда, и боль у них не такая острая, как у юных гитаристов (кожа на пальцах взрослого человека грубее).

Если в моменты болезненных ощущений прекращать занятия, то необходимые гитаристу мозоли на кончиках пальцев будут долго образовываться, а боль возникать снова после перерывов. Обучение может затянуться до бесконечности.

Единственное, что можно предпринять в таком случае – уменьшить время занятий, но увеличить при этом их количество в день. После образования подкожных мозолей на кончиках пальцев левой руки боли прекратятся.

Чем сложнее выбранное направление (цель обучения), тем больше времени потребуется на выполнение задачи овладения гитарой. Самое простое – научиться несложному аккомпанементу пению или солирующему инструменту. Но и тут трудно сказать, сколько продлится обучение для конкретного человека, учитывая множество перечисленных выше факторов, влияющих на процесс.

Что необходимо?

В первую очередь необходимо определиться с направлением исполнительства на гитаре, а уже из этого выбирать инструмент. Самой популярной является 6-струнная гитара, но имеются ещё и другие виды этого инструмента, если исходить из количества струн: семиструнная, четырёхструнная (укулеле), бас-гитара, 12-струнная. Да и среди «шестиструнок» немало разновидностей: классическая, фламенко, акустическая (с металлическими струнами), полуакустическая, электрическая.

Не стоит покупать для занятий первую попавшую гитару, особенно с рук. Инструмент должен хорошо звучать, прекрасно строить, идеально выглядеть внешне. Только в этом случае у начинающего имеются все шансы научиться играть на гитаре.

Для детей нужна гитара с нейлоновыми струнами – классическая. И даже если ребёнок хочет играть модным сегодня методом под зарубежным названием «фингерстайл» на акустической гитаре, то обучение лучше начинать на классической. Учение дастся значительно легче, а позднее можно перейти на «акустику» с металлическими струнами. На имеющемся уже акустическом инструменте и взрослым, и детям рекомендуется заменить струны на более мягкий комплект – «девятку» или «десятку» по толщине.

А также необходимо приобрести в музыкальном магазине для настройки инструмента тюнер. Или воспользоваться специальными программами на ПК либо смартфоне, которые нужно будет скачать.

При самостоятельном обучении следует обзавестись самоучителем по соответствующему направлению (по игре на классической гитаре, электрогитаре и так далее). Они имеются не только в книжных магазинах, но и в интернете.

Книжный вариант удобнее и безопаснее для здоровья обучающегося.

Есть и более серьёзные учебные пособия («Школы игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля, Ф. Сора, М. Каркасси, А. Иванова-Крамского, «Самоучитель игры на плектргитаре» Л. Панайотова), но они рассчитаны для занятий с педагогом.

Немало обучающего материала выпускается и для бас-гитары, в том числе на различных видеохостингах. То же самое можно сказать про 6-струнную электрогитару в целом и рок-гитару в частности. Есть удачные учебники по аккомпанементу в печатных вариантах.

А теперь всё-таки коснёмся некоторых основ обучения игре на гитаре. Эта информация будет полезна в первую очередь любителям классических и обычных акустических гитар.

Как держать гитару?

Людям, выбравшим классическую гитару, лучше типовой посадки, существующей для музыкантов этого стиля как минимум 170 лет, вряд ли придумаешь. В классической посадке основной упор делается на обеспечение максимальной свободы и удобства действий рук гитариста, доступности всех ладов на грифе инструмента при одновременном сохранении естественной осанки, исключающей любое напряжение при игре.

Положение сидя на краешке стула с абсолютно прямым корпусом и расположенным на бедре приподнятой с помощью невысокой подставки левой ноги инструментом наиболее полно отвечает описанным требованиям. А направленный к уровню плеча (и даже выше) гриф гитары облегчает и без того сложную работу находящейся в довольно неудобном положении кисти левой руки.

Гитара удерживается двумя основными точками опоры – бедром левой ноги и предплечьем правой руки, что располагается на ребре обечайки и верхней деки корпуса инструмента в самой выпуклой его части. Условными точками опоры также можно считать бедро правой ноги, в которое упирается ребро обечайки и нижней деки, а также грудь музыканта, соприкасающуюся с краем чуть наклоненного корпуса инструмента.

Деки своими плоскостями не должны находиться строго вертикально, как считают иные музыканты. Гитара в таком случае будет звучать глухо из-за блокирования некоторых функций резонаторного отверстия и деки из-за того, что нижняя дека слишком большой площадью прижимается к груди исполнителя.

Левая рука не участвует в поддержке инструмента, так как у неё другие задачи: ей необходима свобода действий на грифе.

Правая нога гитариста отставлена в сторону, чтобы не мешать подъёму грифа на нужный уровень за счёт размещения нижней части корпуса инструмента в свободном пространстве. Она принимает незначительное участие в поддержке гитары, как и грудь.

Многие самоучки и даже занимающиеся с преподавателями гитаристы игнорируют классическую посадку, кажущуюся им несовременной. Однако в музыкальных заведениях до сих пор придерживаются строгих правил обучения классических гитаристов.

Исполнители же стиля фингерстайл или аккомпаниаторы на акустической гитаре ставят корпус инструмента на правое бедро, а гриф при этом опускают практически параллельно полу, нарушая тем самым устойчивость инструмента и теряя относительное удобство положения левой руки. Именно поэтому им приходится зачастую использовать левую руку в качестве третьей опоры для сохранения устойчивости гитары при игре, что не может считаться удобным положением исполнителя.

Наблюдая за музыкантами стиля фингерстайл, можно заметить, что для дополнительной поддержки инструмента они смещают правую руку ниже, как бы обхватывая корпус, когда требуется свобода действий в левой руке. Здесь уже теряется удобство исполнения некоторых технических приёмов правой рукой, например, арпеджио или апояндо в моментах быстрых пассажей.

У гитаристов фламенко сложились две распространённые посадки: традиционная и современная.

Обе они со стороны классических гитаристов кажутся неудобными, а вторая ещё и неестественной. Но они сложились под влиянием некоторых своих – стилевых -– особенностей, например:

  • игра правой рукой преимущественно осуществляется не в районе резонаторного отверстия, как в классическом стиле, а ближе к нижнему порожку;
  • специфика приёмов расгеадо;
  • необходимость получения резкого и чёткого звука при выполнении приёма пикадо (апояндо).

Некоторые приёмы при игре на акустической гитаре тоже требуют нередко иного положения исполнителя и инструмента, особенно если звукоизвлечение производится медиатором. Здесь нужно держать гитару таким же образом, как и электрогитару.

Если играть приходится в положении стоя, то на акустических гитарах и электрогитарах для этого существуют крепежи, к которым монтируется ремень. У классических моделей их нет, но в музыкальных магазинах продаются специальные ремни с захватами, цепляющиеся к деке в районе резонаторного отверстия: один сверху, а другой снизу.

Как настроить?

Струны шестиструнной гитары любого направления настраиваются на так называемый испанский строй:

  • №1 (самая тонкая) – на ноту Ми (E) первой октавы;
  • №2 – на ноту Си (B) малой октавы;
  • №3 – на звук Соль (G) малой октавы;
  • №4 – на звук Ре (D) малой октавы;
  • №5 – на Ля (A) большой октавы;
  • №6 – на Ми (E) большой октавы.

Такой строй является стандартным. В классической гитаре иногда приходится перестраивать шестую струну на 1 тон ниже – в звук Ре большой октавы. В этом случае строй считается нестандартным, а называется он Drop D («ниже в Ре»). Реже можно встретить необходимость настроить гитару в строй Double Drop D (двойной Drop D), когда понижаются сразу две струны на 1 тон в звуки Ре – шестая и первая. Получается следующий строй (если начинать с 6-й струны): D-A-D-G-A-D.

Акустические и электрогитары перестраивают во множество других строев, но новичкам об этом знать пока необязательно. Настройку инструмента выполняют либо по другому музыкальному инструменту, либо с помощью электронных тюнеров, либо по слуху, настроив первую струну по камертону, а затем подстроив по ней остальные.

Партия гитары записывается в скрипичном ключе, но истинное её звучание ниже нотной записи на целую октаву.

Нотная запись для гитары на октаву выше принята с той целью, чтобы избежать слишком громоздкой записи со множеством дополнительных линеек в нижних голосах инструмента. Музыкантам так удобнее играть с листа.

Основы игры для начинающих

Основами техники игры на классической гитаре считаются:

  • приёмы звукоизвлечения пальцами правой руки;
  • техника прижатия струн на грифе гитары пальцами левой руки;
  • аккордовая игра;
  • техника боя;
  • игра перебором.

Такой план учебы самостоятельно дома вполне подойдёт для новичков.

Приёмы звукоизвлечения

Имеются 2 основных приёма звукоизвлечения на классической гитаре, если не считать аккордовую игру посредством ударов по струнам.

  • Тирандо. Извлечение звука из струн путём щипка без опора на соседнюю струну. Иногда такой приём называют «ударом снизу вверх». Кончик пальца или ногтя поддевает струну и сходит с неё, вызывая колебание, в сторону соседней струны, но при этом не задевает последнюю. Если мысленно продолжить линию движения пальца, то она упрётся в ладонь. Распространённый способ звукоизвлечения при игре аккордами, перебором и ведения среднего голоса в многоголосных пьесах.
  • Апояндо. Извлечение звука из струны пальцем с последующей опорой его на соседнюю струну. По-другому приём называют «ударом сверху вниз». Начало движения пальца такое же, как и при тирандо, но палец упирается в соседнюю струну и остаётся на ней, если не мешает дальнейшему звукоизвлечению. Большой палец при этом служит опорой для всей кисти, сохраняя устойчивость руки и способствуя точности действий других пальцев.

Над каждым из этих способов необходимо работать отдельно. Изучение специальных упражнений на технику звукоизвлечения нужно обязательно включать в ежедневные уроки. Только тогда можно научиться правильно дергать струны в самых разных пьесах.

Как зажимать струны?

Зажатие струн является тяжёлым испытанием для новичков, постигающих азы гитарной техники в домашних условиях. Есть рекомендации, которые помогут справиться с ним.

  1. Зажимать струны на ладу следует как можно ближе к порожкам, к которым они, собственно, и прижимаются. Ладом считается расстояние от одного металлического порожка до другого. Прижатие следует выполнять ближе к тому порожку лада, что находится со стороны корпуса гитары. Но на самом порожке прижимать нельзя – звуки получаются плохие.
  2. Прижатие производится кончиком пальца перпендикулярно плоскости грифа. Такое положение пальца позволяет не задевать соседние струны. Касание ближайших струн приведёт к их глушению, поэтому, например, аккорд будет звучать некачественно, неполными звуками, «пустой» гармонией.
  3. Большой палец должен компенсировать силу пальцев, зажимающих струны. Его постановке необходимо уделить особое внимание: он находится с обратной стороны грифа параллельно другим пальцам, а его место дислокации – напротив указательного и среднего пальцев (между ними).
  4. На первых порах нужно стараться чаще расслаблять и стряхивать напряжение с кисти левой руки, давать ей отдыхать, не доводя до онемения всей руки.

Игра аккордами

Научившись хорошо зажимать струны, можно приступать к изучению аккордов. Начинать надо с аккордов, берущихся в открытой позиции (без баррэ). Это будут в первую очередь 5 созвучий: ля минор (Am), ре минор (Dm), ми мажор (E), до мажор (C) и соль мажор (G).

А практиковать их взятие и смену нужно в такой последовательности: Am-Dm-E-Am-C-Dm-G-Am. Достаточно будет сначала играть эти аккорды в медленном темпе, проводя неспешно большим пальцем правой руки от 6-й до 1-й струны (сверху вниз). Так можно контролировать звучание всех звуков аккорда. Позже перейти на игру аккордов сначала разными переборами, а потом – несложными разновидностями боя.

Бой и перебор

Из видов гитарного боя самым простым является резкий удар по струнам большим либо указательным пальцем сверху вниз на каждую четверть под счёт «раз, два, три, четыре». Ритм марша.

Второй бой: в темпе вальса на счёт «раз, два, три» играть бас большим пальцем правой руки на соответствующей струне (по названию аккорда), попадающий под счёт «раз», и 2 раза – аккорд из созвучия трёх тонких струн (на «два», «три»). Эти струны дёргаются одновременно тремя пальцами правой руки – указательным, средним и безымянным. Так и получается: бас-аккорд-аккорд («раз-два-три»).

Переборы лучше играть смешанный и ломаный. Они относительно долгие по исполнению, поэтому смена аккордов не так часто происходит, что начинающим как раз подходит.

Указанные выше аккорды:

Возможные проблемы

Среди возможных проблем у начинающего гитариста можно отметить следующие:

  • боли пальцев как правой руки, так и левой, особенно у женщин и детей с нежной кожей от трения о струны и их прижатия;
  • суставные боли в пальцах левой руки от упражнений на растяжку и взятия баррэ;
  • сложности с овладением приёма баррэ;
  • затекание ног и рук при интенсивных и долгих занятиях, а также при неправильной посадке с инструментом;
  • сложности с изучением нотной грамоты, особенно тяжело даётся она при самостоятельном обучении;
  • общие проблемы с обучением, связанные с неправильным выбором инструмента и струн.

Практически все сложности преодолеваются с помощью нескольких занятий с опытным педагогом, который не допустит на начальном этапе распространённых ошибок, мешающих полноценному обучению игре на гитаре.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.