Top.Mail.Ru
Как играть на гитаре

Октавы на гитаре

Октавы на гитаре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Сколько октав на гитаре?
  3. Как построить и играть?

Человеку, начинающему обучение игре на любом инструменте, в первую очередь интересно узнать, каковы его особенности и возможности. При этом наиболее важны: строй, звуковой диапазон, тембр и уровень сложности техники игры. Для многих решающим фактором при выборе является диапазон музыкального инструмента, его способность охватить несколько октав. В этой статье пойдёт речь об октавах на гитаре: их количестве на грифе, расположение на струнах и ладах.

Что это такое?

В музыке октава имеет несколько значений.

  • Интервал между двумя нотами, звучащими одинаково, но отличающимися по высоте (частота акустического колебания более низкого звука в 2 раза меньше высокого). Если эти ноты воспроизвести одновременно, то они сливаются практически в единый звук.
  • Восемь ступеней любого диатонического звукового ряда, например, от ноты «ми» до следующей по высоте (вниз или вверх) ноты «ми», от звука «соль» до следующего «соль» и так далее.
  • VIII ступень диатонического звукоряда.
  • Темперированный музыкальный строй (звукоряд), состоящий из 12 полутонов от ноты «до» до ноты «си». Именно на такие математически равные интервалы (октавы) и делится весь звуковой диапазон звуков, используемых в музыке.

Весь звуковой музыкальный материал по правилу темперированного строя состоит из 7 полных октав и 2 неполных. Самой низкой по звучанию является субконтроктава. Она же – одна из неполных октав, в которой всего 3 звука: «ля», «си-бемоль» и «си». Далее следуют полные октавы: контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвёртая. Завершает музыкальный звуковой ряд нота «до» пятой октавы.

Весь перечисленный звуковой арсенал содержится на клавиатуре фортепиано. Что касается шестиструнной гитары с классическим строем, то она, конечно, столько звуков не способна воспроизвести. Впрочем, ей вполне хватает и собственного диапазона, о котором и говорится далее.

Сколько октав на гитаре?

Звуковой диапазон 6-струнной гитары стандартного испанского строя, имеющей на грифе XIX ладов, начинается с ноты «ми» малой октавы (открытая шестая струна), а заканчивается нотой «си» третьей октавы (XIX лад первой струны). Таким образом, звуковой диапазон гитары содержит 4 октавы:

  1. неполная малая;
  2. полная первая;
  3. полная вторая;
  4. полная третья.

Малая октава представлена пятью нотами («ми», «фа», «соль», «ля», «си» с соответствующей альтерацией). Эти звуки можно сыграть либо только на 6-й струне, либо на ней сыграть первые 3 ноты («ми», «фа», «соль»), а ноты «ля» и «си» – на 5-й.

Нота «до» первой октавы расположена на грифе гитары в двух местах — на III ладу 5-й струны и VIII ладу 6-й. Больше нигде она не играется. Самый высокий звук первой октавы «си» находится в нескольких местах на разных струнах: открытая 2-я струна, III лад 3-й, IX лад 4-й, XIII лад 5-й и XIX лад 6-й. На грифе гитары с XIX ладами 24 ноты относятся именно к первой октаве основного звукоряда. Нет ни одного её звука лишь на первой струне.

Вторая октава более многочисленная своими чистыми (без альтерации) звуками на грифе: их здесь 28. «До» второй октавы можно взять на четырёх струнах:

  • на 2-й (I лад);
  • на 3-й (V лад);
  • на 4-й (X лад);
  • на 5-й (XV лад).

Завершающий октаву звук «си» получится на первой, второй и третьей струнах, зажатых на VII, XII и XVI ладах соответственно. Струна №6 звуков второй октавы не содержит.

Высокие звуки третьей октавы расположены только на мелодических струнах (третьей, второй и первой). Да и те находятся выше VIII лада по грифу.

Как построить и играть?

Гитарный классический строй продуман настолько тонко, что построить и сыграть гамму в одну октаву от любого звука можно в одной позиции, не перемещаясь по грифу. Это очень удобно для начинающих гитаристов. Для игры мелодии посложней (с более широким диапазоном нот) тоже можно подыскать наиболее рациональное место на грифе, учитывая расположение одних и тех же звуков в разных местах и на разных струнах.

Если необходимо, например, сыграть первую октаву, то новичкам самым лёгким решением будет разучить гамму до мажор в первой позиции:

  • «до» на III ладу пятой струны: зажать пальцем №3 (безымянным) левой руки;
  • «ре» – открытая четвёртая;
  • «ми» на II ладу четвёртой струны: зажать пальцем №2 (средним) левой руки;
  • «фа» на III ладу четвёртой струны: прижать пальцем №3 левой руки;
  • «соль» – открытая третья;
  • «ля» на II ладу третьей струны: прижать пальцем №2 левой руки;
  • «си» – открытая вторая;
  • «до» второй октавы (гамма должна завершаться звуком «до» следующей октавы) на I ладу второй струны: зажать пальцем №1 (указательным) левой руки.

Любую гамму правильней играть в восходящем и сразу же – в нисходящем движении.

В случае двух- и трёхоктавных гамм лучше воспользоваться аппликатурой А. Сеговии, разработанной этим выдающимся музыкантом для исполнения диатонических мажорных и минорных построений. Практически все гитаристы начинали развивать своё техническое мастерство именно на данном материале.

Рассмотрим типовую двухоктавную гамму до мажор с аппликатурой А. Сеговии:

Эта гамма позволяет сыграть целый ряд мажорных построений от различных звуков, не меняя аппликатуру. Другими словами, выучив всего одну гамму от звука «до», можно играть и другие мажорные двухоктавные звукоряды:

  • от ноты «ре», сдвинув всю аппликатуру на 2 лада выше по грифу (то есть начав её на V ладу с той же пятой струны);
  • от ноты «ми», начав порядок пальцев и струн с VII лада;
  • от ноты «фа», расположенной на VIII ладу пятой струны;
  • от ноты «си», расположенной ниже на один лад от звука «до» на пятой струне (II лад).

Самый высокий звук ми мажорного построения, начинающегося от ноты «ми» на VII ладу пятой струны, получается на XII ладу первой струны.

Новичку, обучающемуся на классическом инструменте, дальше XII лада сдвигать правую руку за любым пальцем левой руки по грифу не стоит — там не очень удобно играть ещё неопытному гитаристу.

Однако на инструменте, имеющем вырез на корпусе в районе высоких порожков, можно продолжить сдвигать руку и играть гаммы от звуков «фа», «соль», «ля» и даже «си» первой октавы. Хорошо играть эту типовую гамму, сдвигаясь по полутонам, то есть проигрывая в том числе и альтерированные мажорные построения (до-диез мажор, ре-диез мажор и так далее). Один из вариантов игры — не останавливаясь, двигаться вверх по грифу, играя последовательно все поддающиеся данной аппликатуре мажорные тональности (как вверх, так и вниз).

Типовая соль мажорная гамма в три октавы:

Эта мажорная последовательность начинается со второй позиции, восходит до двенадцатой и имеет в своём движении три перехода:

  1. со второй (II) в пятую (V);
  2. с пятой (V) в восьмую (VIII);
  3. с восьмой (VIII) в двенадцатую (XII).

При движении назад переходов всего два:

  1. с двенадцатой позиции (XII) в седьмую (VII);
  2. с седьмой (VII) в исходную вторую (II).

И если в типовой гамме до мажор возвращение назад происходило без изменений по тем же нотам и струнам, то в соль мажоре в нисходящем движении был выбран другой путь струн и ладов.

Соль мажорное построение, как и до мажор, тоже можно играть, сдвигаясь по грифу в другие тональности.

А чтобы всегда быть в курсе, какие тональности играются в данный момент, нужно знать тоновые интервалы между звуками основного звукоряда:

  • между звуком «до» и «ре» 1 тон (2 лада на гитарном грифе: например, на пятой струне «до» находится на III ладу, а «ре» – на V);
  • между «ре» и «ми» – 1 тон;
  • между «ми» и «фа» – 1/2 тона (соседние лады);
  • между «фа» и «соль» – 1 тон;
  • между «соль» и «ля» – 1 тон;
  • между «ля» и «си» – 1 тон;
  • между «си» и «до» – 1/2 тона.

Указанные интервалы должны сохраняться в построении мажорной гаммы от любого звука.

Новичкам при игре гамм удобнее ориентироваться не на звуки, а на ступени гаммы.

В до мажоре звуки поделены на такие ступени:

  • «до» – I ступень (тоника);
  • «ре» – II ступень;
  • «ми» – III ступень;
  • «фа» – IV ступень;
  • «соль» – V ступень;
  • «ля» – VI ступень;
  • «си» – VII ступень;
  • «до» – VIII (I) ступень.

Практически безошибочно мажорную последовательность звуков можно выдерживать по формуле: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Здесь отражена как раз очерёдность интервалов по ступеням:

  • между I и II ступенями — тон;
  • между II и III – тон;
  • между III и IV – полутон;
  • между IV и V – тон;
  • между V и VI – тон;
  • между VI и VII – тон;
  • между VII и VIII – полутон.

Среди минорных особой популярностью пользуются мелодические гаммы ля минор (типовая и с использованием открытой пятой струны) и ми-минор с использованием открытой шестой струны. Приводим их аппликатуры на рисунке ниже.

Все гаммы являются очень полезными упражнениями для овладения гитарным грифом, а также техникой плавных переходов из позиций в позицию. Кроме того, начинающим они помогут быстрее запомнить расположение нот и октав на грифе инструмента, растянуть пальцы и увеличить их силу.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.