- Количество игроков : 2-4
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : от 1 года
- Для кого подходит? : для детей, для взрослых
- Где можно играть? : дома, в дороге, на вечеринке
- Тематика : развивающая
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : логика, внимание, мышление
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
- Азартная : нет
- Спортивная : нет
Настольная игра Домино относится к классическим видам забав, у многих она ассоциируется с детством. Можно подумать, что в наши дни о ней позабыли, но это не так. Игра просто постепенно переместилась на площадки в интернете.
История происхождения
Кто был автором рассматриваемой игры, доподлинно неизвестно. Специалисты выяснили лишь, что её возникновение связано с азиатскими цивилизациями. В XII веке до нашей эры индийские торговцы доставили в Китай кости (кубики с цифрами от 1 до 6). Китайцы вдохновились забавой и соорудили свой вариант – длинные приплюснутые костяшки, используя в качестве сырья слоновую кость. Мастера рисовали цифры от 1 до 6 попарно и ставили между ними черту.
С годами кости преобразовывались, их стали раскрашивать, расцветка обозначала достоинство, видоизменялись и символы. В результате трансформации родилась ещё одна известная игра из Китая – маджонг. Согласно другому предположению, домино изобрели монахи-доминиканцы, поскольку церковная служба у католиков открывается латинской фразой Dominus vobiscum («Да пребудет с тобой Господь»). Кроме того, есть мнение, что игра получила название в честь чёрно-белых маскарадных одежд.
Европейские страны познакомились с домино позже, в XIII веке, открыл для них игру итальянский мореплаватель и торговец Марко Поло.
Для кого предназначена?
Представленная игра практически не имеет ограничений, ею могут забавляться малыши, дошкольники, школьники, подростки, взрослые. Психологи рекомендуют начинать знакомить с ней детей в возрасте от одного года. Нередко домино выбирают в качестве развлечения на дружеской вечеринке, для отдыха с семьёй, в учебных заведениях или на детских праздниках с участием аниматоров.
Описание
Рассматриваемая игра относится к группе развивающих. Её элементы являют собой 28 костяшек, рассечённых посередине линией на два одинаковых квадратика. На каждом квадратике нарисованы точки от нуля до шести, это число очков. Среди 28 частей есть 7 дублей.
Польза описываемой игры велика. Она может выступить превосходным тренажёром по математике, развить способность правильно работать с цифрами. Кроме того, домино вырабатывает стратегическое и критическое мышление, совершенствует память, упражняет мозг. Особенно полезна забава для людей с повышенным кровяным давлением, поскольку она приводит его в норму. В отдельных случаях она благотворно влияет на организм при заболеваниях мозга. Помимо этого, игра способна успешно бороться со стрессом, расслаблять после напряжённой работы. Нельзя обойти стороной и пользу забавы в сфере общения.
Плюсы и минусы
Одним из достоинств можно считать простоту правил: ими без проблем овладеет любой начинающий игрок, в том числе и ребёнок. Помимо того, этой забаве можно предаваться в любом месте, где найдётся плоская поверхность: в гостях, дома, в дороге, в школе или университете.
Слабой стороной игры является то обстоятельство, что для неё необходимо по крайней мере два участника, одному играть не выйдет. Однако благодаря технологическому прогрессу в наше время становится возможным сделать своим противником компьютерную программу.
Правила
Классическая вариация домино в игровой среде называется «козёл». Участникам игры советуют использовать круглый стол: благодаря этому они не видят игральные плитки соперника. Костяшки хорошенько перетасовывают (после чего их называют «костяной двор») и раздают игрокам. Раздача может происходить в любом направлении (против часовой стрелки или по часовой). Если сражаются двое, каждый из них становится обладателем семи костяшек, а когда противников трое или четверо, они получают по пять игральных плиток. Оставшиеся после раздачи костяшки образуют отдельную кучку под названием «базар».
Первый ход делает тот, у кого на фишке точками стоит обозначение 1-1. Порой такого дубля может не быть ни у кого, тогда ходит играющий с плиткой 2-2, а дальнейшие ходы совершаются по возрастанию цифр. Бывают эпизоды, когда дублей нет вообще, в этом случае право первого хода предоставляется хозяину костяшки с наименьшим числом точек (1-0). С фишки, не имеющей никаких пометок (0-0, её ещё принято звать «пустышкой») начинать нельзя. В дальнейшем ходы исполняются поочерёдно, по часовой стрелке.
К первой плитке, брошенной на поле, противники подкладывают по одной так, чтобы количество точек на двух прилегающих друг к другу половинах костяшек получилось одинаковым. Когда у играющего отсутствует фишка с необходимым числом точек и ход делать нечем, он вынужден извлечь плитку из «базара». Если на вытащенной кости тоже нет нужного обозначения, он берёт ещё, пока процедура не увенчается успехом или пока не иссякнут все игровые плитки. Чем чаще участник игры обращается к «базарной» кучке, тем выше у него риск проиграть.
В любом варианте описываемой игры рано или поздно приходят к ситуации, которую называют «рыба». Её суть заключается в том, что никто из соперников не может исполнить ход. Например, когда с обеих сторон цепи имеются игральные плиточки с цифрой два, а все костяшки с таким числом точек уже использованы. Возникновение «рыбы» знаменует завершение партии и начало подсчёта очков. Одерживает победу при таком раскладе играющий, у которого сумма очков оказалась меньше, чем у всех остальных.
Участники, потерпевшие поражение, пополняют свой счёт суммой баллов, находящихся в их руках и получают прозвище «козёл». С каждой фишки можно получить столько баллов, сколько точек на ней проставлено. Но чтобы начать запись очков, их требуется набрать не менее тринадцати. В случае, когда у играющего в руках к завершению битвы остаётся «пустышка», ему начисляют за неё десять очков. Согласно правилам, партия завершается, когда сумма очков кого-то из партнёров превышает сотню.
Более динамичной разновидностью представленной забавы считается «осёл». В ней к первому зафиксированному дублю есть возможность прилагать фишки с четырёх сторон. Если участник игры может позволить себе расположить несколько дублей (два, три или четыре), он делает это одновременно.
Партнёр, выставляющий дубль, может его «закрыть» (плиточка переворачивается изнаночной стороной наружу). В этом случае с этой стороны больше нельзя класть дубли. Если играющий размещает несколько дублей за один раз, он вправе закрыть или открыть такое число дублей, какое захочет. В случае, когда игра началась не с дубля, и до той поры пока он не появился, очередному участнику разрешается открыть или закрыть любое число дублей. На этом борьба прекращается и очки подсчитываются по такому же принципу, как и в вариации под названием «козёл».
Английская версия рассматриваемой игры называется «маггинс». Два партнёра получают по семь фишек. Когда соперников трое или четверо, они становятся владельцами пяти игровых плиток. Первый ход допускается совершить с любой костяшки. Как только зафиксируется дубль, он открывает четырёхстороннюю линию. Далее фишки прислоняются не только слева и справа, но и снизу, сверху. Запись очков стартует в момент, когда общее их число на свободных половинах делается кратным пяти. Каждая пятёрка прибавляет пять очков. Все дубли, не считая первого, играющий кладёт поперёк и вдоль так, как ему кажется удобным. Если он завершает партию, ему плюсуют десять очков. В ситуации, когда выкладка блокируется, победу празднует партнёр, имеющий меньше очков, чем все остальные. Ведут игру, как правило, до двухсот очков.
Комплектация
Набор для игры включает в себя:
- фишки (костяные, деревянные, металлические, карболитовые, пластиковые);
- листовку с правилами основных раскладов домино;
- упаковку (металлическая коробочка).