- Альтернативное название : И-го, Вэйци, Падук
- Количество игроков : 2
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : от 5 лет
- Для кого подходит? : для детей, для школьников, для подростков, для взрослых
- Где можно играть? : дома, на вечеринке, на дне рождения
- Жанр : логическая, стратегия
- Тематика : развивающая
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : тактическое, стратегическое мышление, комбинационное зрение, логика
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
Игра Го (И-го, Падук, Вэйци) – интересная настолка стратегического типа, возраст которой впечатляет, ведь придумали ее в Китае еще до нашей эры. И-го – японская вариация названия игры, Падук – в Корее, ну а Вэйци игра называется на родине.
История происхождения
Когда именно появилась игра, неизвестно: есть мнение, что промежуток ее возможного возникновения насчитывает десятки тысяч лет. Но то, что случилось это до нашей эры, известно точно. В Древнем Китае считалась очень сложной, она, и правда, непроста. Согласно легенде, придумали Го, чтобы развить ум и стратегическое мышление одного строптивого императорского потомка. Нрав у него был вздорный, никакой логики не принимал, и нужно было его заинтересовать. Кстати, помогла ли игра юноше, доподлинно неизвестно, но то, что она стала популярной – факт.
Интересно, что в Древнем Китае достоинство человека измерялось его грамотностью (умение писать иероглифы), навыками рисования, музицированием на лютне и умением играть в Го. Сравнивать эти познания и навыки вполне уместно, потому как искусство игры в настольную игру не самое простое и даже не для всех доступное.
Для кого предназначена?
Количество игроков в Го – двое, в одиночку играть не получится. Нижний возрастной предел – 5 лет. Дальше никаких ограничений нет, в древнюю игру играют дошколята, подростки, юноши и девушки, взрослые люди, вне зависимости от пола. Играть можно дома, на вечеринке, на дне рождения, где угодно. Готовиться к партии не нужно, она может занять от 10 минут до нескольких часов. К быстрым играм Го не относится.
Описание
Это логическая и стратегическая игра, относящаяся к развивающей тематике. Что именно она развивает: тактическое и стратегическое мышление, логику, комбинационное зрение. Ее не назовешь ни смешной, ни азартной, ни спортивной, ни активной, ни кооперативной.
Играют двое с двумя цветами камней, один черными, другой, соответственно, белыми. Ходы делать надо с чередованием: участникам приходится ставить по одному камню на свободную точку. Первыми начинают черные. В игре используются камушки черного и белого цветов и доска с линиями 19х19 (то есть 361 точка). Начинают партию всегда на пустой доске. За ход считают отправление камня на точку, где пересекаются линии. Можно камушек отправить в любую точку, не имеется ограничений, угловые и боковые точки тоже считаются.
Поставленный камень недвижим больше, он будет на своем месте стоять до конца партии, но только в том случае, если их не съедят. Задачей игрока считается окружение территории (пустых точек) либо камней другого цвета. Можно захватывать камни – одиночно или группу – в плен. Это произойдет, если камушками второго участника будут заняты все соседние свободные точки как по вертикали, так и горизонтали. Пленные камушки надо незамедлительно снять с доски, затем соперник может делать ход – они, камушки, будут сброшены в крышку чаши. В игре их задействовать больше нельзя. Каждый пленник – это ровно очко.
Считать оконченной игру можно, если больше не остается ходов, что принесли бы кому-то из участников очко (или, напротив, что могли бы это очко отнять). Тот участник, чей ход пришел, говорит «пас». Если у его соперника нет возможности взять очко или отобрать, ему также придется пасовать. Но если шанс еще есть, он после паса соперника все же имеет право на ход.
Ходом внутри своего поля можно потерять очко: не нужно делать внутри своей территории ходы защиты, если нет страха особой комбинации от противника. Ход же на территории противника добавляет очко противнику, это значит, нужно осторожничать с фактически безнадежными ходами. Но если очевидна выигрышная комбинация, конечно, можно рискнуть. Если же спасовали два игрока, так называемые «мертвые» камни уже снимаются с доски.
Правила
Важным для понимания считают регламент подсчета территории. Ею называют окруженную с каждой из сторон зону, которую невозможно оспорить. Всякое пересечение, называемое точкой, приносит ровно очко, как и каждый забранный камушек. Каждый камушек должен иметь по крайней мере одно дамэ – это так называемая точка свободы. Это соседний либо по горизонтали, либо по вертикали (главное, чтоб не по диагонали) пока не занятый пункт. Соседи-камушки или те, что соединены единой цепью соседей, образуются в группу, дамэ делят друг с другом. Захваченной группа камней – либо один камушек – считаются, когда точек свободы они лишаются. Камень/группа просто убираются с игрового поля.
Нельзя делать ход, что ведет к дублированию уже встречаемой позиции. Но в разных случаях это правило может трактоваться по-разному. Стоит сказать еще о некоторых моментах, таких как коми и фора, например. Коми называют компенсационный момент белому участнику, которому приходится ходить вторым. Оно заключается в том, что в конце игры белые получат сколько-то очков. Справедлив ли размер коми – достаточно спорный момент: как будто бы он должен быть равен 0,5 ценности первого хода в очках, но по разным причинам это не всегда так. Да и от стран, регионов трактовка компенсации различна. Фора же возможна, когда разница в потенциале двух противников значительна. Тогда более слабый игрок действует черными без коми. Фора заключена в форовых камушках, и черным она дает существенное преимущество.
Конечно, от места игры, страны зависит список правил, его выверенность, особенности. Например, японский образец нередко критикуют за усложненность. При этом на больших турнирах в основном все же играют, действительно, по японским, довольно непростым правилам. Китайские самые древние – чуть попроще, новозеландские близки к китайским, а тибетские, к примеру, интересны только в историческом ключе.
Комплектация
Прямоугольное поле так и называется, доской или гобаном. Оно расчерчено линиями по вертикали и горизонтали. Обычно доску делают из дерева. Форма доски не полностью квадратная, заметно некоторое удлинение. Камни – это, можно так сказать, фишки. Они могут быть не только черными и белые, но такой вариант все же встречается чаще. В стандарт-комплект войдут и чаши, деревянные сосуды с крышками, где будут храниться камни. Если в Го играют на официальных состязаниях, там задействуют и игровые часы, которые работают по аналогии с шахматами.