- Количество игроков : 2
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : от 6 лет
- Для кого подходит? : для подростков, для взрослых
- Где можно играть? : дома
- Жанр : головоломка
- Тематика : развивающая
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : развивает логическое мышление
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
- Азартная : нет
Уже одного столь необычного названия для настольной игры, как Мельница, достаточно, чтобы обратить на нее внимание. Но и, помимо имени, она отличается рядом весьма интересных нюансов. Со всеми такими тонкостями следует разобраться заранее, чтобы исключить ошибки и недоразумения, получить максимум удовольствия.
История происхождения
В отличие от целого ряда других игр Мельница не была создана кем-то конкретно в недавние времена. Она появилась очень давно, как минимум еще в раннее Средневековье присутствовали прообразы такого развлечения. Пользовались ими и в европейских странах, и на территории нынешней России. Установлено достоверно, что Мельницей охотно торговали в самых разных местах. Интересно, что раньше всего такие замыслы появились в среднеазиатских странах, и только уже оттуда игра попала в скандинавские государства.
Достоверные находки позволяют говорить, что и на территории современной России с Мельницей были знакомы как минимум в X веке. А 3-4 столетиями позже игра уже упоминается в ряде придворных рукописей разных стран. Но последние открытия позволяют считать, что нечто подобное появилось намного раньше, чем полагали ранее — как минимум за 1400 лет до нашей эры в Мельницу играли в Египте. За 500 лет до нашей эры она появляется в Китае. Знали ее также на Шри-Ланке, в Древней Греции.
Свое название это развлечение получило из-за визуального сходства с крыльями мельницы. Так как во многих государствах ветряных мельниц не было, там использовали иные названия. Наряду со специальными игровыми досками могли применять:
корабельные палубы;
домашние деревянные предметы;
выделанную кожу;
большие плоские камни;
саму землю (кочевые племена рисовали поле прямо на ней);
ковры.
Вместо фабричных фишек в прошлом использовали:
мелкие (до 30 мм) деревянные или костяные кружки;
мелкие камешки;
монетки;
самоцветы (в элитном варианте).
Для кого предназначена?
Играть в Мельницу могут только пары игроков. Одиночное развлечение не предусмотрено. Официальное описание настаивает, что минимальный возраст участников составляет 6 лет. Поэтому такое занятие неплохо подойдет и для взрослых, и даже для семей в полном составе. Партия занимает примерно 30 минут, что позволяет гибко варьировать затраты времени.
Описание
Пространство игрового поля может быть наполнено разным числом фишек. Их количество у каждого игрока тоже отличаются. Мельница имеет зачастую серьезное различие в сложности. Этот показатель определяется тем, насколько много точек пересечения линий и диагоналей.
Иногда всем участникам выделяют по 3 фишки. Тогда поле имеет квадратную или круглую форму. Через эти фигуры наискосок идут диагонали.
Есть и другой вариант, в котором выделяют 5, 6 или 7 фишек. Тогда на доске обычно оформляют 2 квадрата в одном. Но может быть еще один подтип — 3 треугольника в одном. А вот современный тип игрового поля усложнен и рассчитан на 9-13 фигур. В этом случае предусматривается много пересечений.
Мельница — одна из развивающих интеллектуальных головоломок. Она способствует развитию логического мышления. Особой сложностью игровой процесс не отличается. Он вполне доступен даже новичкам — правда, им рекомендуется начинать с элементарного варианта, включающего 3 фишки. Процесс делится на несколько ступеней.
Примечательной чертой является нетипичная для настолок механика. Тем, кто еще не набил руку, именно по этой причине Мельница кажется слишком сложной. У других людей она вызывает ассоциации с «крестиками-ноликами», только сильно усложненными. Игровые наборы, несмотря на разницу в числе фишек, компактны и удобны при переноске. Их легко и удобно как хранить, так и возить или носить с собой.
Преимущественно современные комплекты делают из дерева. Более доступные варианты изготавливают из пластика, встречаются и каменные (более основательные). Дорожное исполнение Мельницы формируют преимущественно на магнитных досках, напоминающих шашечные. Фигуры держатся на магнитной поверхности прочно, и не падают даже при тряске на стыках рельсов или на ухабах.
Правила
Мельница подразумевает определение очередности ходов либо по жеребьевке, либо по договору. Главная цель участников состоит в выставлении фишек по прямой. Из них как раз и строят импровизированную «мельницу». Победитель в рамках хода получает приз — одну из фишек соперника. Выбывают из состязания те, кто не может делать ходы согласно регламенту или же остается всего с парой фишек.
Вникнуть в механику процесса можно после розыгрыша одной партии. Середина стола остается пустой, чтобы удобнее было пользоваться им. Действия игроков продолжаются до тех пор, пока оба они не выставят каждую из своих фишек. После этого сразу проверяют, не получился ли у кого-то ряд из 3 фигур. При достижении желанной цели игрок может забрать любую понравившуюся фишку соперника.
Чем больше фигур теряется, тем сложнее, конечно, играть. Именно по этой причине Мельница увлекает, а матчи затягиваются надолго. Кульминация борьбы происходит, когда у обоих игроков остается по 3 фишки. Участники тогда оспаривают последнюю линию. Проигравшими в матче признают те стороны, которые по какой угодно причине не могут составить «мельницу» на поле.
Иногда у одного игрока к концу партии остается 3 фишки, а у другого больше. Тогда, чтобы компенсировать перевес, более слабой стороне правила позволяют при своих ходах перемещать фишки на свободные зоны поля, вне зависимости от линий. Игрок с более сильной позицией обязан соблюдать изначальный регламент, пока число фигурок не сравняется; очередность ходов при этом все равно нельзя нарушать никому. Строительство мельницы на одном месте возможно неограниченное число раз, однако фишку снимают за них только однократно. При сооружении 2-х мельниц одним ходом можно лишить соперника пары фишек одновременно.
Комплектация
Ключевым компонентом Мельницы являются шарики. Они делаются из дерева. Магнитные и электронные компоненты отсутствуют. Нет также карточек, кубиков, фишек, букв и миниатюрных фигурок. А также наборы поставки включают доски (игровые поля).