- Количество игроков : 2
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : от 6 лет
- Для кого подходит? : для детей, для взрослых
- Где можно играть? : дома, в дороге
- Жанр : стратегия
- Тематика : интеллектуальная
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : развивает тактическое и стратегическое мышление, логику, внимание, пространственное мышление, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, умение действовать по правилам, сопоставлять данные
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
- Азартная : нет
Морской бой – само это название для многих людей романтично и приятно. Однако крайне важно понимать, что фирменная игрушка в корне отличается от той, которая происходит на самостоятельно подготовленных листках бумаги. И с этой спецификой можно и нужно ознакомиться заранее.
Для кого предназначена?
Предсказуемо Морской бой подходит исключительно для пары игроков. Минимальный возраст участников — не менее 6 лет; по некоторым данным, даже от 3 лет. В такую игру увлеченно сыграют, впрочем, даже взрослые солидные люди. Сравнительно короткая партия (20 минут) позволяет развлечься в том числе в транспорте, в поездке.
Описание
Морской бой является ярким и выразительным представителем жанра интеллектуальных стратегий. В официальном описании подчеркивается возможность развивать:
навыки тактики и стратегии;
мелкую моторику;
пространственное воображение;
логическое мышление;
высокий уровень внимания;
способность сопоставлять информацию;
способность придерживаться установленных правил;
координационно-двигательные навыки.
Юмористический эффект у такого развлечения отсутствует. Особой сложностью, азартным или спортивным характером оно также не отличается. Но все это не исключает отличную притягательность. Начинающим знакомиться с миром настольных игр — такое вполне доступно. Суть весьма проста: предстоит вывести условную эскадру против отряда кораблей противника.
В Морском бое найдется место не только везению, но и хитрости, стратегическим элементам, планированию. Очень важно догадаться, где располагаются вражеские суда. И, соответственно, избежать максимально поражения своего флота. Уже в старом варианте, когда расчерчивали поле на бумаге в клетку, состязание шло крайне энергично. Меткие и умные участники имеют наивысшие шансы на успех.
Переход к полноценной настольной игре только добавил притягательности Морскому бою. Условное сражение происходит в объемном пространстве, что крайне важно и выгодно отличает от старинного прообраза.
В игре все просчитано до мелочей. Разработчики предусмотрели ситуацию, когда Морской бой будет использоваться не на обычном столе, а в руках или на коленях, на песке и на столике в поезде. Все координаты задаются на русском языке.
Правила
Предварительным условием является расстановка своих судов на игровом поле. Как именно это сделать, участники решают сами. Они должны только помнить правило, что корабли не могут касаться друг друга. Для игроков этот нюанс является определенной логической подсказкой — но в то же время и ограничением. Как только расстановка «флотилий» окончена, можно приступать к взаимному обстрелу. Обозначение каждого условного выстрела производится на специальном экране.
Тот участник, которому отдано право первого действия (по соглашению, по жребию или по итогам прежнего матча) называет координаты поля, где по его мнению может оказаться враждебный корабль. В самом начале игры велик элемент угадывания, поскольку расстановка на поле полностью неизвестна. Только постепенно, по мере поражения все новых судов, появляется уже возможность для рассуждений, а пространство, еще не пораженное, сокращается. Названные участки отмечаются вторым игроком. Если происходит «попадание в цель», выставляют красную фишку, соответствующую пораженному судну; победа присуждается при уничтожении 10 кораблей.
Разумеется, правила требуют от играющих строго сохранять взаимную тайну расстановки флота до начала сражения. Если в называемом буквенно-цифровым кодом участке контрольного поля ничего нет, там ставят белую фишку. Игроков порадует широкое разнообразие правил. Им можно договориться, к примеру, о 2-х выстрелах и более за 1 ход; так живее, но все же делать свыше 5 выстрелов нецелесообразно, потому что тогда интерес теряется. Разрешается также (это правило позаимствовано из старого тетрадного варианта) делать дополнительный ход после удачного выстрела.
При проигрыше правила разрешают ознакомиться с игровым полем победившей стороны; у победителя тоже есть такое право. Нарушения в Морском бое все считаются грубыми по умолчанию. Это:
неверная расстановка кораблей (они касаются друг друга);
умалчивание о факте поражения своего судна;
пропуск хода;
подглядывание вражеской диспозиции.
Стоит упомянуть еще о наличии 2-х английских концепций игры. В первой из них базовые правила предписывают делать 3 выстрела за ход. Вторая сторона уведомляет сделавшую ход о том, были ли попадания в цель, и сколько, но конкретные координаты не раскрываются. Во втором английском типе количество выстрелов равно располагаемому в момент хода числу игровых судов. Наконец, существует еще и расширенная вариация, в которой предполагается даже обстрел «береговой полосы». В этом случае игроки могут использовать еще и самолеты, использование которых подчиняется типовому регламенту.
Комплектация
В набор для Морского боя входят только кубики, фишки и фигурные миниатюры. Магнитных и деревянных элементов не предусмотрено. Электронные компоненты также отсутствуют. Зато есть:
пара комфортных участков для игры;
фишки, обозначающие потопленное судно или промах;
собственно морские суда;
комплект правил.